Я - один... Воспоминания. Часть1
Я – тоже один в доме, правда- в многоквартирном. Но это сути не меняет. Моя жена умерла два года назад. Первый год был очень сложным и тяжёлым. Второй – сегодняшний год уже легче. У меня – трое взрослых детей. Все они живут отдельно, старшие- в моём городе, младший- в Москве. Внучки – тоже взрослые, живут в Москве. Навещает меня чаще всех младший сын. Иногда он приезжает раз в неделю, иногда – раз в 10-12 дней.
Когда-то на заре нашей семейной жизни встал вопрос: кто будет готовить еду. Мы оба с женой окончили институт и распределились с предоставлением квартиры. Это я так постарался. Старший сын родился у нас на третьем курсе, дочь родилась через полгода после окончания института. Сына при помощи соседки устроили в ясли. С дочкой жена могла сидеть только три месяца. Тогда такие были законы (1965 год). В первый раз я приехал с работы домой: жена сидела и чистила картошку, дочь орала, она брала её на руки, и та замолкала. Обеда никакого не было. Я не рассердился, но понял, что нужно что-то придумать. На другой день была суббота, и я пошёл в фабрику-кухню (раньше такие были). Там со скидкой можно было брать обеды на дом в свою посуду. Так мы пристроились, и это продолжалось месяца три. Через три месяца жена вышла на работу, а дочь мы устроили по рекомендации к одной женщине.
Как-то наша соседка по квартире предложила мне обучить меня готовить еду. Кое-что я уже умел. Прошло три или четыре месяца, и я прекрасно варил любые супы, борщи, жарил котлеты и пёк пироги и пирожки. Учеником я оказался способным. Но делать это мне пришлось всю жизнь и делаю я это до сих пор. Позже я привык для всех готовить завтраки и ужины. Мне это было не в тягость. Жена стирала бельё, и занималась с маленькими детьми. По выходным мы все вместе ходили гулять в парк.
Дети выросли и окончили школу и поступили в институты.
Это будет моим вступлением, и хорошо поясняет с чем я остался один. Готовлю прекрасно, штопаю, глажу, стираю на машине, мою полы, посуду, в общем, всё делаю. У меня не бывает гор посуды никогда.
Просыпаюсь около семи утра. Оглядываю стены, шкафы, компьютеры. На стене, где стоит главный компьютер, много картин. Я тщательно их подбирал уже в этом году. Здесь есть и море, и яхта, большая свеча с орхидеями, храм Покрова на Нерли, Лавра в Сергиевом посаде. Портрет Марины Александровой- она сыграла Екатерину II в одноимённом фильме. Я купил себе камин, на него- красивые часы. Из кровати жены сделал диван. В комнате стало уютно. Приходящим в гости людям нравилось сидеть в уютных креслах, пить чай брендовых марок и смотреть на пламя камина (пламя искусственное). Но камин- из настоящих камней- очень красивый. Некоторое время я смотрю на всё это. Нужно вставать. Все дела на день записаны накануне, поэтому я знаю куда идти, что покупать и что делать. Обычно у меня бывает два завтрака: первый: чай зелёный и бутерброд с сыром. Потом –зарядка. Не очень сложная, но необходимая. Время пришло, и наступили проблемы с позвоночником. Но об этом отдельно. Потом- второй завтрак, бреюсь и одеваюсь. У меня всегда идеально выглажены брюки. Отец- морской офицер приучил меня гладить брюки и рубашки. Я не ношу джинсовой одежды. Достаточно стройный, в красивой дорогой рубашке, хорошо выглаженных светлых брюках и красивых туфлях я появляюсь на улице, и иду или еду по делам. Дел всегда много. Немножко работаю в Театре драмы – инженером по охране труда.
В магазине всегда покупаю всего по одному: одно яблоко, одну грушу, одну луковицу. Дело в том, что система наших магазинов устроена плохо. Они привозят все фрукты недозрелые. Пока не научились хранить зрелые. Странно, иногда смотришь на этикетки: редиска и сельдерей- поставщик Израиль, яблоки – из разных стран, есть один сорт-отечественные. Есть в общем-то всё, но это всё оставляет желать лучшего. В магазинах «Атак» - это что-то типа «Ашана», там немного получше, посвежее. Так я совершаю утренний поход и прихожу домой. Тишина. Тикают часы.
Теперь –ланч. Тоже один из видов чаёв, бутерброд и груша.
Изредка я захожу в церковь. Бабушка моя в тайне от родителей крестила нас троих детей в Ленинграде. Лет до пятидесяти я не ходил в церковь, а позже вдруг проникся. Дело в том, что на протяжении последних тридцати лет я работал экскурсоводом. Ещё, живя в Волгограде, я окончил специальные курсы, сдал экзамены. Со мной проехали экзаменаторы по нескольким экскурсиям, и выпустили меня в самостоятельные поездки. Это стало моим хобби. С пятницы я уже знал куда и на каком автобусе я еду. Утром рано приходил в экскурсионное бюро, брал путёвку, в автобусе проверял микрофон. Экскурсанты быстро рассаживались, и я ровным, без всяких заиканий голосом приветствовал их от имени бюро путешествий и экскурсий. Устроившись в своём кресле экскурсовода, повернувшись к людям, я начинал свой рассказ. Жизнь кидала нас в разные города. И везде я устраивался подрабатывать в экскурсионное бюро, выучивая тематику тех мест. Память всегда была прекрасная. И, когда я заканчивал своё повествование, то сразу сыпались самые разнообразные вопросы. От политики до церковных вопросов. И здесь нельзя было показать некомпетентность. Я много всего изучил: и историю по Карамзину и Ключевскому, историю православия, церковные обряды, все самые известные иконы. И даже несколько самых главных молитв Господу, Св. Пантелеймону, Св. Матроне. Приходилось возить людей в Новый Иерусалим на Истре. Там тоже безошибочно рассказывать о распятии Христа, Голгофе и т.д. мне пришлось выучить всю династию Романовых от самого начала и до окончания, частично прихватить Рюриковичей, смутные времена, Великое княжество Литовское, Лжедмитрии, Годуновы, стрельцовские бунты.
Я вас не утомил? Это –только небольшая часть того, что должен знать экскурсовод первой категории. Я работал в Ленинграде, и уж тут не обошлось без Эрмитажа, Русского музея, пушкинского Лицея, Павловского дворца в Павловске, и уж конечно, Петродворца с его фонтанами, Монплезиром и Золотым дворцом.
25 июня 2015 год На фото Храм Покрова на Нерли во Владимире
Свидетельство о публикации №215062501907