О, женщина

     Женщины.
Наши бабушки, мамы, тети…
Хочется сказать несколько слов о вас.
Только теперь, став взрослым человеком, услышав много рассказов о жизни знакомых мне близких людей - сестер Мамы, Папы, соседей, знакомых, рассуждая об их поведении, сравнивая их с нами, современными молодыми и не очень молодыми женщинами, я вдруг почувствовала гордость за них и некоторое чувство тревоги – ведь мы совсем другие.
 
     Я не думаю, что правильно было бы сравнивать, считать кого-то лучше, кого-то хуже – это дело не мое, а того, кто сотворил нас…
 
     И все же.

     Какими остались они в моей памяти дорогие моему сердцу люди: бабушки Кесам, Ажака, тети Фержан - их я знаю только по рассказам, но рассказы были столь показательными, в них столь ярко проявлялся их характер, что у меня чувство, будто я хорошо знала их лично.
Какими запомнила тетушек, которых хорошо знала, с кем часто общалась. Разве возможно назвать всех!?

    Главный же пример для подражания - моя Мама – Жаннет Азаматова – Атабиева.
История жизни каждой из Вас, мои родные,  – сложная, поучительная, щемящая, будоражащая.
А сколько таких у нашего народа, тех, кто пережил все перипетии ХХ века в Великой стране. 
 
     Я пытаюсь понять - что же объединяло вас, что было характерно?

     Интеллигентность, не потому, что вас долго этому учили (так сложилось, что было не до учебы, не до игр …), внутренняя культура, благородство, переданные практически на генном уровне, с молоком матери, по праву рождения; преданность, скромность – вы  никогда не выставляли себя напоказ, не старались произвести впечатление, но, почему-то, оставались в памяти, и хотелось чаще видеть, чтобы просто черпать из неистощимого колодца вашей доброты хотя бы немного этих качеств.

      В нужный момент вы находили мужество выстоять, выдержать, выжить, но даже это делали спокойно, тихо, без лишнего привлечения внимания, по-женски.

      Что помогало вам?

      Сила веры.

Веры в Бога, а значит в справедливость.
Вера в судьбу, но не ту, которую слепо назначают, а в ту, которая зависит от поступков человека  и играет роль до седьмого колена. Означает это - сопричастность к судьбе своих не только детей, но и внуков, и правнуков, и пра – пра -…правнуков, как и в твоей судьбе играют роль поступки предков.
Не могли поколебать веру ни боль, ни страдания, ни несправедливость, ни бедность, ни сама смерть. Такое чувство, что она, ошарашенная мужеством хрупких на первый взгляд людей, часто сама отходила в сторону, не смея тронуть.

     Сила воли, самодисциплина.

Ведь считалось, что опозориться перед народом, родом своим так же страшно, как перед самим Господом Богом. Лишь непоколебимая воля могла быть основой вашего мужества перед лицом испытаний.
     В военных условиях, на полях Казахстана и Средней Азии* вы работали на самых тяжелых участках и при этом хватало сил на радость, любовь.

     Сила любви.

      Любви, которую считалось неприличным демонстрировать, но которая была глубокой и  искренней. Потеряв ее, вы даже в мыслях не могли подумать о ком-то еще, кто мог бы занять место в вашем сердце - вы расценивали бы это как предательство. Те из вас, кто потеряли мужей молодыми на войне, хранили трепетное отношение не только к памяти о них, но и к их родным, почитая последних до конца, будто этим продлевали отношения со своими ушедшими в мир иной мужьями. Вы верили, что Они ТАМ все знают и видят.
 
     Сострадание.

     Не жалость, а именно сострадание.
Сострадание ко всему живому – собаке ли бездомной, поломанному ли под напором ветра дереву, оставшемуся без матери олененку… - ибо вы ценили жизнь и считали все вокруг живым.

      В самые жестокие периоды, умирая от голода и несправедливости, вы не бросали друг друга в беде, не бросали детей - о своих такая мысль не могла родиться ни при каких обстоятельствах, но вы не бросали и чужих детей, оставшихся без родителей.

      Трудолюбие, творчество.

      Не жалость к себе, не слезы о том, что случилось, а труд.
Ваши руки умели и умеют творить чудеса: растить детей, прясть, вязать, шить, вышивать, готовить, строить…
 
      Умели вы учить и учиться, «из камня выжать воду».  Разве не это помогло выжить в годы войны, репрессий.

      Несчастье заставило стать одной большой семьей тех, кто вместе выживали, независимо от национальности.

      Меня поражало, сколько трепетной любви сквозило в ваших воспоминаниях, с какой радостью вы встречались, общались даже через много лет, как интересовались жизнью детей, внуков, запоминали их имена, потому как небезразличны они вам. Как искренне радовались Вы их достижениям!
И это о многом говорит.

      Разве сейчас мы умеем так радоваться успехам друг друга?
Вас слушали и слушались не потому, что боялись, а потому, что любили, уважали, боялись обидеть.

      Меняется жизнь, привычки, обычаи, взгляды…

      Мы все меняемся.

Проще стали взаимоотношения мужчины - женщины, родителей – детей, учителя – ученика….
Проще, значит легче.

      Легче не обременять себя обязательствами, обязанностями, ответственностью.

      Не модны стали те качества.

      Но не теряется ли что-то незаменимое, глубокое, истинное?

      Не теряется ли цельность личности, ценность жизни, высокий, особый смысл понятия «человек»?


Рецензии
С благодарностью читаю я эти строки, Аминат. Почему с благодарностью? Я-то здесь при чем? А вот при чем: меня делает бесконечно счастливой память, уважение, которые связывают поколения между собой. Неважно, что я Вас совсем не знаю, как не знаю ни Ваших маму, ни бабушек, ни тетушек, о которых Вы с такой теплотой и любовью пишете. Неважно, что я не казашка, а русская. Неважны эти детали. Я горда за Вас, горда за Ваших родственниц и родственников, горда за то, что наши народы были когда-то одним, горда, что мы говорим с Вами на одном языке. Я горжусь тем, что Вы чтите память своих предков.

От всей души Вас благодарю, здоровья, мира Вам, Аминат.

Маша Шаммас   25.06.2015 23:43     Заявить о нарушении
спасибо большое! мира и благоденствия всем нам вместе. с теплтой

Аминат Атабиева   27.06.2015 19:47   Заявить о нарушении