Цепляйтесь за мою пяточку

В начале марта в храм в честь Покрова Божией Матери города Саратова был доставлен ковчег с мощами святой блаженной Матроны Московской. Святыню привезли из Свято-Успенского мужского монастыря Тульской области — это родина блаженной Матроны, которая появилась на свет в тульском селе Себино.

…После Божественной литургии духовенство совершает перед святыней молебен. Народу в первый день немного — несмотря на объявления о предстоящем событии во всех храмах и на епархиальном сайте, еще не все горожане знают об этом. Зато в последующие дни Покровский храм наполняется людьми и цветами — приходящие поклониться святой Матроне несут ей в дар букеты из нечетного количества цветов как живущей среди нас. Так некогда заповедала сама святая.
О чудесах, которые происходят по молитвам блаженной, уже написаны книги. Но если расспрашивать всех пришедших приложиться к мощам и помолиться перед святыней, то у каждого найдется своя чудесная история, свой опыт общения с Матронушкой — так ласково называют ее в народе.
Татьяна Новикова пришла в Покровский храм в первый день прибытия мощей. О святой Матроне Московской Татьяна говорит, что она теплая и любящая.
— Это чувствуют все, — улыбается Татьяна. — Поэтому к ней идут даже те люди, которые редко ходят в храм или не ходят вовсе.
И действительно, в длинных очередях к мощам блаженной Матроны есть и те, кто далек от церковной жизни, много тех, кто не знает ничего о земной жизни святой. Однако все точно знают одно — Матронушка услышит и поможет! Самое главное, что люди, которые далеки от Церкви, получают не только скорую помощь по молитвам святой старицы, но зачастую, получив эту помощь, обретают веру и начинают понемногу приобщаться к храму.
Обратиться и быть услышанной
 
Когда я впервые прочитала житие Матроны, мне не совсем были понятны ее слова: «Цепляйтесь за мою пяточку и спасетесь». Я все думала: почему святые так часто говорят непонятными загадками, притчами? Почему бы не сказать просто и доступно? Но пребывая после прочтения под впечатлением жизнеописания святой старицы, я то и дело призывала ее на помощь, даже в житейских мелочах. И помощь незамедлительно приходила, а вместе с ней и радость от того, что она, святая, так близко, что можно так запросто обратиться и быть услышанной, что так легко потянуться и уцепиться за эту пяточку! Именно эта, непонятная мне поначалу фраза, лучше всего отражала близость святой Матроны к человеку…
Несколько лет назад я поехала с дочкой в Москву, и, конечно же, мы отправились в Покровский монастырь, чтобы приложиться к мощам святой блаженной Матроны. В восемь утра очередь к раке была уже огромная — тянулась она через весь двор монастыря. Нас с дочерью это не огорчило, настроение было прекрасное, светило солнце, благоухали цветы на ухоженных клумбах, пели птицы. Стоя в очереди, я беседовала мысленно с Матронушкой и просила ее о многом. Особенно остановилась на проблеме моего отношения к дочери.
Наверное, есть такие молодые матери, какой была и я, которые не подозревают, что их ждут трудности при рождении ребенка. После родов же начинаются переживания — постоянный страх за малыша, непонимание, почему ребенок плачет, что у него болит, как ему помочь, бессонные ночи, болезни, бесконечная усталость, полная отдача себя и всего своего времени маленькому кричащему человечку. Вместо радости материнства я испытывала стресс и постоянно мечтала — скорей бы дочь головку начала держать, скорей бы села, поползла, пошла, заговорила, скорей бы стало легче…
После родов я еще доучивалась в институте и на время сессии отвозила свою кроху к маме. Вручив дочь в надежные руки и получив на некоторое время свободу от ребенка и бесконечных проблем, связанных с ним, я испытывала радость, за что мне стыдно до сих пор. Стоя в очереди к раке с мощами, я вспоминала все свои ошибки в воспитании дочери. Даже те мои поступки, которые я считала правильными, вдруг стали казаться мне жестокими по отношению к ребенку. Например, каждое воскресенье я будила дочку и, несмотря на ее жалобы, что она хочет спать, я собирала ее и вела в храм. Невоцерковленные близкие постоянно укоряли меня за это. Но я стояла на своем, понимая, что иначе нельзя — ранним утром всем хочется поспать, однако я обязана понуждать ребенка, ведь кто еще, если не я, приведет ее в храм? Моя уверенность подкреплялась, когда я видела, с каким рвением дочь стремится к Чаше, видела ее еще неосознанную радость после Причастия, ее увлеченность на занятиях в воскресной школе. Но в тот момент, в очереди к мощам блаженной Матроны, я уже ни в чем не была уверена. Я смотрела на свою семилетнюю дочку, сжимала ее ладошку и от нахлынувших воспоминаний чувствовала себя недостойной матерью. Я скорбела о потерянной радости, которую могла бы получать, относись я своевременно к материнству иначе, о том, что ушедшее время не вернуть и как много я не додала своей дочери. А теперь вот она — большенькая, уже и на ручках не подержишь… У меня нет других детей, кроме дочки, и нет возможности исправить эту ошибку — радоваться каждому моменту материнства, отдавать всю себя малышу, не потому, что ребенок кричит и этого требует, а потому, что этого требует твое сердце…
Подарок от Матронушки
 
Уныние, которое на меня навалилось, было таких масштабов, что мир вокруг потерял краски, я еле сдерживала рыдания, и сердце так щемило, что казалось, будто оно вот-вот разорвется. Чтобы хоть как-то вырваться из этого состояния, я побежала в монастырскую лавку купить акафист святой Матроне и сосредоточиться на молитве. В лавке на верхней полке стоял телевизор, транслировалась запись беседы со священником. Звук у телевизора был отключен. Когда подошла моя очередь, монахиня, отпускающая товар, уже протянула мне акафист, но вдруг сказала: «Подождите!». Она развернулась ко мне спиной, включила звук у телевизора и с интересом стала слушать беседу.
— Есть такие матери, которые очень переживают, что мало времени уделяли своим детям, — донесся голос с экрана. — Может быть, они были молоды и не совсем внутренне готовы к материнству, совершали ошибки в воспитании детей, кто-то в суете буден не мог уделять своим чадам достаточно внимания. Теперь они считают себя плохими матерями, унывают по этому поводу. Однако я хочу напомнить, что главная задача родителей — привести ребенка к вере. Вручить своего ребенка в руки Господа. И если вы сделали это, то перестаньте предаваться греху уныния. Уповайте на милость Божию, на заступничество Пресвятой Богородицы и святых. Они исправят все те недочеты, которые допустили вы, они дадут ребенку такое воспитание, которое не сможет дать ни один самый образцовый родитель.
Священник закончил свою речь, глядя с экрана мне в глаза, точнее сказать — в душу… Оказывается, пока я слушала его, из моих глаз так текли слезы, что я наплакала целую лужицу прямо на прилавок. Монахиня отключила звук у телевизора, невозмутимо вытерла слезы с прилавка, будто это было для нее совершенно привычным делом, и вручила мне акафист.
Когда я шла назад к своему месту в очереди, надо мной снова светило солнце и мир играл многоцветьем летних красок. То утешение, которое я получила от святой блаженной Матроны, еще даже не дойдя до раки с мощами, было чудом. Может быть, кто-то и сочтет все самым обычным совпадением, но у Бога не бывает совпадений! И эти слова священника помогают мне по сей день. Только сердцем эти слова я воспринимаю так, будто не священник, а сама святая сказала мне их лично.
Кто-то отметил, что с рождением ребенка рождается страх за него — очень точное замечание, все мамы мира согласятся с ним. Хочется быть комариком из пушкинской сказки о царе Салтане, сидеть на плече у своего ребенка, когда он не рядом, подстраховывать каждое его действие, но это всего лишь сказка, и такое вроде бы невозможно. Однако у любого хрис­тианина есть гораздо большая и реальная возможность помочь своему ребенку даже на расстоянии. Теперь в моменты сильных переживаний за дочь я снова вспоминаю слова, услышанные в лавке Покровского монастыря: уповайте на милость Божию, на заступничество Пресвятой Богородицы и святых.
Вместо пустых переживаний я стала чаще молиться за своего ребенка, после чего сразу приходит уверенность, что дочь под самым надежным присмотром и защитой. А сомнения в том, хорошая ли я мать, все ли я правильно делаю, будут, наверное, на протяжении всей жизни. Но погружаясь в трясину этого самоедства, я хватаюсь за те замечательные слова о главном назначении родителя и снова радуюсь этому подарку, который мне сделала блаженная Матрона. Это подарок, который будет выручать меня всю жизнь.
Газета «Православная вера» № 5 (529)


Рецензии