Никита

      

         Кинозрители хорошо знают Н.С.Михалкова  как высокопрофессионального советского русского кинорежиссёра, в том числе по таким фильмам , как «Урга – территория любви», «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем»,"Без свидетелей","Раба любви".
         И если его старший брат А.Кончаловский стал автором "Сибириады",то Н.Михалкова можно без преувеличения назвать автором "Котовианы"/"Утомлённые солнцем"/.
         Мне же хотелось бы именно здесь сказать несколько тёплых зрительских слов о другой стороне его таланта и не менее важной –об актёрских работах. Если человек талантлив, то талантлив во многих областях. И артистическая деятельность Никиты Сергеевича – не исключение.
    
          Я намеренно пропускаю здесь одну из его первых работ в кино. Имеется в виду  фильм Георгия Данелия «Я шагаю по Москве», где он сыграл по сути самого себя. И надо сказать очень достойно, очень естественно, я бы даже сказал, удивительно просто. Всё это говорит об артистическом даровании будущего кинорежиссёра, которому есть что сказать и передать актёрам на съёмочной площадке. Но я о самой главной и выдающейся его роли.
      
           Если вы хотите понять и прочувствовать широкую русскую народную душу, русский народный характер, русскую народную культуру, русскую народную натуру, то достаточно посмотреть роль С.С. Паратова - купца-самодура в художественном фильме Э.Рязанова «Жестокий романс» по трагедии классика русской драматургии А.Н.Островского «Бесприданница».  При этом обязательно обратите внимание на глаза. Вслушайтесь в голос. Внимательно, пошагово, покадрово следите за каждым его движением. А как гармонично дополняет внутреннее содержание образа его безукоризненный внешний вид. И прежде всего знаменитые михалковские усы! По типу сталинистских.Будённовских.Кавалерийских. Одним словом,налицо  не только и не столько профессиональная игра,это и внутреннее состояние души актёра. Это сама истинная русская народная жизнь на экране. Это нельзя передать никаким словами, тем более объяснить. Это надо только пристально смотреть и видеть. Наслаждаться и упиваться великим русским киноискусством,великой русской артистической школой и актёрским мастерством.Индивидуальным почерком киномастера советского экрана.
       
          Широка и даже безмерна душа простого трудового русского народа – это об образе Паратова.
      
           Пословица «Есть у бога топоры, да лежат до поры», которая в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» получила новую бунтарскую окраску: «Да наши топоры лежали до поры», - это об образе Паратова.
      
         Явление многоголосья и разноцветья – и это об образе Паратова.
      
         Образ Паратова несёт в себе всю полную, глубокую, выстраданную мудрость крестьянства .
       
         
           Противоречивость стихийного русского народного сознания, яростная и злобная борьба между вековой привычкой к рабству и бунтарским духом – это в образе Паратова.
         
          «Ещё народу русскому
           Пределы не поставлены
           Пред ним широкий путь» - это об образе Паратова.
         
           Что русскому хорошо, то немцу – смерть, тоже об образе Паратова.
         
           «Безумству храбрых поём мы песню,
            Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» - это об образе Паратова.
         
           «Я – царь, я –раб, я –червь, я-бог! – и это тоже об образе Паратова.
            
             Бурлаки на Волге тоже про художественный образ Паратова.

             Вторая роль  Н.С.Михалкова, на которой мне бы хотелось остановиться - это сэр Генри Баскервиль из фильма «Собака Баскервилей».Это уже Никита - янки! Она- прямая противоположность,антипод роли С.С. Паратова, что свидетельствует о широкой палитре артистического таланта Н.С.Михалкова как актёра. Но это уже тема для нового рассказа. Я же хочу отметить лишь тот важный факт, который связывает две эти роли.
         
              Продолжение славных и великих традиций русской классической актёрской школы. Великих МХАТовских традиций  и Малого театра. Великого духовного наследия академического русского художественного театра, имя которому – К.С.Станиславский.
         
             Я - верю образу С.С.Паратова. И никакая сила не способна убедить меня в обратном.Для меня это образец.Эталон.
       
             Разумеется, в успехе актёра Н.С.Михалкова немалая заслуга драматурга А.Н.Островского. Об этом тоже не стоит забывать.Как и о кинорежиссёре фильма Э.А.Рязанове.

            P.S. Ну чем,как не нравственными потерями, можно объяснить,что молодёжь в одном из зрительских конкурсов большинством голосов лучшим любимым героем своим назвала Паратова-Михалкова из "Бесприданницы",извините,"Жестокого романса"? И не надо морочить ни себе,ни людям голову,что пятнадцатилетние подростки оценили талант прекрасного артиста.Не об этом их восторг. Им по душе социальный тип,созданный Михалковым,- тип сильного,всем пренебрегающего мужчины,без комплексов,без совести,если хотите.Яблочко он запросто кулаком расколет,а попадётся под руку голова-голову расколет тоже.
                Произросло давнее.Произросло то,что частенько мы сеяли сами.Слово - одно,дело - другое.Дома об этом говорим,в школе об этом ни гугу.И вспыхнула тяга к силе,которая выше фальши этих каждодневных мелких обманов там и сям.Да здравствует мен, который запросто на лошади въезжает на дебаркадер!Ему плевать,ему так хочется.Ложь противна человеческой душе,так сказать,изначально.Отравляемая ею,она трепещет в поисках противоядия.И находит, где может, как умеет, как у неё получается.
                И с Паратовым получилась полная промашка.Явное поражение всех наших педагогических систем.

                "Мы и наши дети",Галина Щербакова.
                "Прямая речь"Публицистический 
                сборник.Москва.Издательство "Правда",
                1987 г. 
 
         


Рецензии