Зачем нам нужно искусство?

Современный зритель привык ходить в кино ради удовольствия и острых ощущений. Именно поэтому кассовые сборы приносят боевики, ужастики, фэнтези и фильмы с большим объёмом компьютерной графики и спецэффектов. Но как ни странно, до сих пор есть другое кино, которое не стремится развлекать, а заставляет задуматься. И вот такое кино я отделил бы от зрелищного, развлекательного. Более того, я  не только утверждаю факт существования такого кино. Хотелось бы разобраться, в чём смысл его создания. Что оно может дать для нашей практической жизни? Для чего устраиваются кинофестивали уровня Каннского, Венецианского, Берлинского? Только ли для того, чтобы успешно запустить фильм в прокат? Но мы же знаем, что миллионы долларов зарабатывают те картины, которые ни в каких фестивалях не участвуют.

"Чему учит этот фильм?" - вот какой вопрос я бы задавал, идя в кинотеатр. Хотя, почему только в кино? Чему учит искусство? И что такое искусство вообще? И как его отделить от шоу-бизнеса? Конечно, это тема даже не статьи, а глубокого всестороннего исследования. Но что делать прямо сейчас, не углубляясь в дебри научных изысканий? Как уже сейчас пойти в кино и не попасть впросак?

Предлагаю два варианта ответов на вопрос "Чему учит фильм?" В зависимости от выбора, фильм будет относиться либо к искусству, либо к шоу-бизнесу. Если фильм учит тому, как стать счастливым, живя в гармонии с миром, то мы отнесём его к области искусства. Если же фильм учит нас тому, как добиться успеха, сделать карьеру, оттеснить конкурента, удержать власть, обмануть других ради своих корыстных интересов, как получить наслаждение, или проще говоря, как потакать животным инстинктам, то такое кино - продукт шоу-бизнеса.

То, что я отнёс к области искусства, не означает, что фильм только про положительных героев. Нет. Сюжет может показывать и греховный путь героя. Главное, что отличает его от шоу-бизнеса - деградация героя должна быть закономерной. В шоу-бизнесе грех привлекателен. Он манит, зовёт, возбуждает. В произведении искусства он убивает человека или его потомков. Или заставляет героев измениться через болезни и страдания, нащупать тот путь, который не убивает душу.

Глядя на фильмы-победители фестивалей, я всё больше вижу героев, умирающих. Но ведь и западное общество умирает. Деградация сейчас затрагивает всю нашу цивилизацию. А кому, как не художнику, чувствовать это наиболее остро. "В приходящем в упадок обществе подлинное искусство должно отражать это разложение. Если искусство желает выполнять свою социальную роль, оно должно показывать изменчивость мира и содействовать его преобразованию." (Эрнст Фишер)

Мы подошли к тому рубежу, когда должны пересмотреть многое из того, что казалось нам привычным и нормальным. В том числе, наш взгляд на искусство. Ведь не для того писали Достоевский, Чехов, Толстой, Пушкин, чтобы из их произведений сегодня делались мюзиклы и порнографические спектакли. Они тратили свою жизнь, здоровье, мучались, страдали ради творчества. Их произведения выдержали испытание временем и привлекают всё новые поколения читателей и исследователей в мире. Но чем? И вот тут, мне кажется, мы зашли в тупик. Интуитивно мы чувствуем, что что-то здесь есть. Но понять, что именно, не можем. А всё потому, что не ответили себе на главные вопросы. Что есть жизнь? В чём её смысл? Что такое человек? В чём его предназначение? Что уж говорить, мы за 2000 лет не смогли понять, о чём говорил Иисус Христос и в чём суть Христианского учения.

А между тем, чем больше погружаешься в исследования искусства, тем больше понимаешь, что искусство - это не только культурное наследие. Любое произведение мирового искусства - книга, спектакль, кинофильм - это готовое пособие из серии "Помоги себе сам". Достаточно научиться правильно воспринимать искусство, и можно решить любые свои внутренние проблемы. В семье, в личной жизни, в работе. Можно просто стать счастливым человеком. Потому что главный смысл любого произведения: показать причинно-следственные связи. Это то, что на языке программистов называется "оператор условного перехода". Если нашу жизнь представить в виде алгоритма, то рано или поздно мы приходим к проблеме выбора: куда двигаться дальше? Для этого надо знать, какие варианты есть, и какие последствия нас ждут. Это хорошо иллюстрируют русские сказки про богатырей: "Налево пойдёшь - коня потеряешь, направо пойдёшь - жизнь потеряешь, прямо пойдёшь – счастье найдёшь". Но это буквальная интерпретация событий. Жизнь предлагает более тонкий алгоритм. Это выбор нашей души. Выбираем ли мы путь любви или путь корысти? Считаем ли мы, что только наши интересы стоят на первом месте? Или мы хотим понять, что говорит голос нашей совести? Сделав выбор, мы затем пожинаем плоды наших устремлений: развитие, успех, здоровое потомство, крепкая семья. Или несчастья, неприятности, болезни, распад семьи, невозможность иметь детей.

И всё это есть в искусстве. И не потому, что это знают те, кто создавал шедевры. Художника (писателя, поэта, режиссёра) можно назвать "контактёром". Он способен интуитивно выйти на такие уровни подсознания, где есть возможность соединить причину и следствие. Не случайно, многие писатели говорят, что они только создают начальный сюжет и придумывают героев. Но те потом начинают жить своей самостоятельной жизнью. Автор только описывает то, что видит своим внутренним зрением.

Я продолжаю свои исследования на примере лучших образцов мирового кинематографа. Надеюсь, что мой вклад хоть в малой степени поможет изменить взгляд на искусство. Особенно на кино. Потому что это самый сильный инструмент по воздействию на душу человека. Не случайно, ещё Сталин считал его средством идеологической пропаганды. Литература действует через слово, а значит, через разум. Только потом рождаются образы. А кино сразу проникает на уровень подсознания в виде готовых образов. И в этом его сила и его опасность. Современная киноиндустрия развращает человека, заставляя принять ложные ценности за истинные. Пропаганда секса, алкоголя, наркотиков, культ насилия, возбуждение животных инстинктов. С одной стороны всё это обогащает тех, кто в киноиндустрии работает, а с другой стороны, отупляет, оболванивает человека, превращая его в скот, толпу, которой кроме хлеба и зрелищ уже ничего не нужно.

Но выйти из-под власти шоу-бизнеса возможно только тогда, когда мы сможем правильно понимать то, что читаем, смотрим, слушаем. Могу сказать с уверенностью: если мы научимся понимать искусство и "отделять зёрна от плевел" (искусство от шоу-бизнеса), то нам не нужны будут врачи, психологи. Мы сами сможем помочь своей душе разобраться с проблемами, обрести мир и гармонию. Уже доказано, что все болезни сначала зарождаются на уровне психики человека. И лишь потом превращаются в физиологические нарушения. "Психо" - это душа. Если состояние нашей души в норме, то мы здоровы телом. Если мы привели свою душу в порядок, то постепенно в порядок приходит и тело.

Смотрите киношедевры, пропускайте их через свои чувства, старайтесь понять причинно-следственные связи, которые ведут героев либо к счастью, либо к умиранию. Делайте самостоятельный разбор, драманализ фильмов.

Со своей стороны я продолжу анализировать лучшие образцы мирового киноискусства. Вместе мы научимся понимать искусство и извлекать из него пользу.


Рецензии