Пловец-марафонист

С Евгением Валерьяновичем Соболевым мы познакомились в интернете, на одном из социальных сайтов.
 Интересно, что он  родился на сторожевом корабле, в Охотском море, когда его отец направлялся к месту своей службы вместе с женой). Неповторимо! Интересно и то, что впоследствии Евгений стал пловцом-марафонистом и однажды ему пришла идея доплыть к месту своего рождения. Но все по-порядку.

Конечно, важно, - думаю я, -  где человек родился, где провел детство.
Писатель Альбер Камю писал, что этаж детства многое определяет в жизни.

" Мой папа учился в Ейском Училище речного флота, но однажды пришли представители с Министерства обороны  СССР и сказали: " Родине нужны летчики!" Папа прошел комиссию, его нашли пригодным быть лётчиком! И в 1937 году он  стал курсантом Ейского авиационного училища. С 1939 по 1946 годы  служил на Дальнем Востоке.  Охранял наши границы от японцев.  Кроме этого, он принимал участие по перегонке самолётов, которые шли на фронт. Дважды, жертвовал жизнью, чтобы спасти самолёты и экипаж, летая на "МБ-2". Папу, его командир, представлял к награде,  но начальство "выше", дважды отклоняло,  за тот момент, когда папа посадил гидросамолёт на мелколесье.

 Мой дорогой папа был призван в армию по комсомольскому спецнабору и впоследствии, спустя 50 лет, получил памятную именную медаль! В своё время моему папе вручили  значок "Ветеран КТОФ"!  КТОФ - это Краснознамённый Тихоокеанский Флот.
Его служба на Дальнем Востоке, была "направлена" на поддержку Краснознамённого Тихоокеанского Флота:  патрулирование границы СССР.

"На сайте Память народа не нашла данные о Вашем отце,"- написала я Евгению Валерьевичу.
«Наверное, потому, - ответил он ,- что мой папа  не участвовал в боях  на Восточном направлении.  Даже о перегонке самолётов в его личном деле  нет сведений! Так уж "засекретили", этот момент из службы папы! Впрочем и не только его, но и во многих других случаях!

Еще в  годы учебы в училище, в  1939  году, папа  познакомился с моей  мамочкой. Она приехала в гости к двоюродному брату, который преподавал в авиационном училище. Брат познакомил ее с моим будущим папой! Встречались они всего неделю, а потом мама поехала в Таганрог, где жила. Немного позже папа закончил авиаучилище и проездом на Дальний Восток - его послали служить  в истребительной авиации -  заехал в Таганрог. Там папа сделал мамочке предложение, в присутствии ее матери, моей будущей бабушки. Посидели в тесном кругу, пообщались, а папе надо дальше ехать.
Перед отъездом он дал мамочке деньги, чтобы она купила себе что-нибудь (запомним эту деталь).

Через Москву -  прямиком на Дальний Восток! Спустя некоторое время папа вызвал свою невесту к себе. В это время папа служил под Владивостоком, в Петровке. Вызывает папу командир и говорит: "Как слышал, к тебе жена едет. И ты думаешь, что с милой и в шалаше РАЙ?! Иди на склад и выписывай всё, что надо!" Вот так раньше было и, как я слышал от папы, сплошь и рядом!

Встретил мамочку, а она, в первый же вечер, подаёт ему деньги! Папа спрашивает, что за деньги, а она отвечает: "Мама сказала: а вдруг у вас ничего не получиться! И не разрешила тратить эти деньги.» Вот так бывало раньше.

Зарегистрировались в местном загсе.  Потом, второе место службы папы, Магадан.
И мой дорогой папа снова стал приводить в порядок то жильё, которое им выделили. Жизнь, в тех краях, была суровая: из-за погодных условий и бытовых тоже! Но любовь, настоящая любовь, делает чудеса!

Была у них одна комната, а кухня общая, на несколько семей. И что интересно: жили дружно.  Мама родила дочку,  Свету! Помогали, подсказывали... Памперсов тогда не было, так что приходилось "трудно", надо было стирать и сушить пеленки. И не досыпала и руки болели, стирки было немало. Зимой сугробы были под крышу второго этажа. Расчищали все: и матросы и офицеры. И взлётную полосу чистили вручную! А шла уже ВОЙНА! Лётчиков было мало, приходилось много летать. Летом летал на гидросамолётах*, а зимой на истребителях.

В начале осени 1942 года назначили на новое место службы и опять в путь.
Мама была в положении вторично! Тогда, к месту новой службы, только морем можно добраться, так что всех - на военные корабли и в путь.  Мама, папа, моя сестрёнка Светочка, были "погружены" на Большой сторожевой корабль, по названием "Феликс Эдмундович Дзержинский"**... Вышли из Магадана, в сопровождении двух подводных лодок, так как на корабле были лётчики, техники и их семьи... А вокруг "шастали" подводные лодки Японии.

Шли долго: осень, штормило - 7 балов... и вот тут-то я захотел появиться на свет! Что и сделал, в Охотском море, при подходе к Татарскому проливу. Если бы Вы знали, что творилось на корабле, когда сообщили о моём рождении! Это не передать словами! Вся команда, сочла нужным, подарить что-то нашей семье. Папа ходил "поддатенький" и довольный. Некоторые, из команды, лежали укачанные, а мой папа гордо передвигался по кораблю! Команда просила  назвать ребенка  Феликсом, но меня, чуть позже, назвали Евгением. Высадили нас в устье реки Амура, на пристани, с районе села Софийского.

А по сходням, которые не то, что сейчас, бравые МАТРОСЫ, посчитавшие гордостью это сделать, сносили  один -  меня, а другой - маму на берег.
 Как рассказывал папа, здоровенные гренадеры. Тогда на флот брали соответствующий, чтобы сильные были! Кстати, если, мой папа, был ростом 178, то его папа, то бишь мой дедуля - 185. И служил он, в молодости, на царской яхте "Полярная звезда"... Так что, мой дедушка, лично видел Николая Второго!

Приписали меня к селу Софийскому, а так как в то время (начало октября 1942 года)  война была в разгаре, то не до подтверждения было, что я родился на корабле.
Впоследствии,  когда мне стало интересно, я спрашивал папу, где я родился, а ему всё некогда было. Позже, когда папы не стало, мой знакомый военком сделал запрос, но из архива такую глупость написали! А в конце приписка, что бортовые журналы были уничтожены. Лично я не верю, ведь сегодня чего только не "выковыривают" из архивов, а тут такая военная тайна!
В Советской Гавани родился мой братик Лёша.

Заболел я в дороге с Дальнего Востока, когда папу направили на новое место службы в город Таганрог. В Москве ничего не смогли распознать, да и в Таганроге тоже.  Когда болезнь приняла катастрофический характер, пожилой врач, который давно уже не работал, распознал болезнь. Он обматерил всех предыдущих врачей и назначил лечение, но я был, в таком критическом состоянии, что доставка меня по железной дороге, исключалась.
Благодаря тому, что мой папа был лётчиком (личным моим лётчиком) и отношение, к людям, было несколько другое, командующий Военным Округом (СКВО), дал разрешение, доставить меня самолётом. Интересно, что мой папа на этом самолёте до этого не летал. Но через несколько дней самолёт, за штурвалом которого, был мой мужественный папа, взмыл в небо и взял кус на город Евпатория. Представьте,  через год после окончания ВОВ, такое могло БЫТЬ!
Посадка в Багерово на дозаправку, и опять в небо. Вот это первый мой полёт. Недавно, я подсчитал, сколько самолётов, я "облетал", а про самый главный, забыл! Мамочка моя, самая лучшая, но не только из-за того, что моя, а потому что, рядом с ней, мой папа, был истинный мужчина... Настоящая Женщина, ОБЛАГОРАЖИВАЕТ любого мужчину! Часть черт, у меня, бесспорно, от мамочки.

- Ходил  на костылях и с какого класса? это самый трудный и, в тоже время, самый главный момент в моей жизни, когда я, как и в прочем и все, кто ходил на костылях, испытывал каждодневные неудобства!

С мая 1946 по август 1948 года (с 4 до 6 лет), вообще не ходил, а лежал в санатории города Евпатория. Живя в Николаеве, учился ходить по новой, т.к. вестибулярный аппарат отвык мною "управлять"! Санаторий помню, но смутно. А вот врачи и весь персонал санатория, были чудесные: ведь они, мне заменили родителей, на 2 года и 3 месяца! Я  выжил после тяжелейшей формы туберкулёза, коленного сустава, и я боготворю их, но, к сожалению, не помню их имена. Помню, что делали уколы, наверное, был и массаж, но главное свежий воздух, куда нас вывозили, каждый день.

 А вообще,  только  воспоминания, о хождении на костылях можно писать и писать. Ведь, при том, что было трудно, я умудрялся помогать маме по дому. Ходил в магазин, покупал молоко и нёс в бидоне.  Как это получалось, не знаю. Наверное, хотел быть нужным.

Зимой, бывало мама скажет, что печка прогорает так, что  утром холодно будет. Вставал с постели, одевался и шел в сарай, колол глыбы угля и нёс, притом большое ведро (2/3 ведра). А на дворе грязь страшная, но надо помогать мамочке! Мыл полы, без подсказки, просто хотел и всё. Кстати, пол я мыл,  ползая на четвереньках. Вот так и жил, не думая, что мне же ведь трудно. Мой брат, был не такой!

- Дрались с братом?
- Не дрались, т.к. папа и наказать может! Брат был совершенно другой, но играли и бегали вместе, а игрушки, были общие, но мало. Зато потом, их раздавали соседским внукам, а зря, т.к. потом всё было уничтожено. У нас было два конструктора, один из которых был подарен мне в Риге. Что только мы не делали из них. Так они, в тех же коробках, конкретно мой, дожили до 66 года. Когда уехал, "повторно", на работу в Таганрог, их, без моего на то согласия, отдали внуку соседей. ОН быстренько раскидал по огороду. Не стало наших любимых конструкторов!

Всплыло в памяти: жизнь в городе Риге! Там мы жили в 1953 году, поскольку папа учился на Высших офицерских курсах. Мамочку, по этому случаю, считаю героиней, ведь она на  9 месяцев бросила насиженное место, всё раздала, кроме минимума и поехала с тремя детьми к любимому мужу. А ведь могла переждать, пока папа закончит учёбу и дождаться нового назначения. Ригу, центр, я обходил на костылях и, когда годы спустя  ездил в гости к бывшим соседям, то безошибочно ходил и любовался тем, что восхищало в далёком детстве! Там я и полюбил архитектуру, ведь после Николаева, который был ещё в руинах, город Рига БЛИСТАЛ!

"Куча" воспоминаний. На углу, ул. Ленина и ул. Лачплеша был магазинчик, там продавали хлебо-булочные изделия и конфеты. А батоны-то были с изюмом, да такие вкусные. Нас, меня и брата, послали за ними, а там их не оказалось. Так мы обошли несколько магазинов, пока не нашли, а наш папа вышел на поиск, но напрасно. Тогда, ничего не могло случиться, в отличие от теперешних времён. А вкус батона с изюмчиком до сих пор во рту!

Воспоминания, которым нет конца. Мы, в Москве, когда ездили (летом 1958 г.), на консультацию, ходили: я, брат, двоюродная сестра и её подруги, на Красную площадь... В 22.00, пешком на Красную площадь от Рождественского бульвара, рядом с которым жили. Шли, шли и никого не встретили. Тишина и спокойствие, т.к. это же столица нашей Родины. Посмотрели развод охраны у Мавзолея и обратно.   Был в Москве весной 1995 году. И в начале 2016, когда меня пригласили на телевидение для передачи о необыкновенных рождениях. В основном:съёмка, поездка до сестры и в метро к брату, но и это, не впечатлило меня, в смысле, поездка в метро! Первый раз, ездил в метро, в 1952 году.

Родился Евгений совершенно здоровым ребёнком, но, видно, не судьба  быть, как все.
В три с половиной года  заболел тяжелой формой туберкулеза левого коленного сустава.
Ходить при помощи костылей научился только в семь лет, ибо нога была согнута
на 85 градусов при полной неподвижности коленного сустава. Врачи сделали много, чтобы поставить  на ноги, но еще больше сделали  родители. Они не заостряли внимание на  увечье, отправили в обычную школу -  воспитали в сыне качества, которые помогали бы ему расти среди своих сверстников, не чувствуя себя ущербным. Евгений  увлекался многим; иные увлечения проходили, но фотографией и спортом занимался регулярно.

Зачастую удивляет непонимание и безучастие окружающих, к нуждам тех, кто пережил, столько в жизни и остался человеком. Вот  вспоминаю себя с ранних лет и удивляюсь, что мне многое удалось, но не без помощи моих родителей, устоять и постепенно привыкать к тому, что надо ни в чём, не отличаться от своих сверстников. И, наверное, мне это удалось, ведь меня принимали во все игры. и "мероприятия", которые не всегда были под силу мне, но я никогда не отступал. И все же, хоть это и не скромно, но я, действительно отличался от сверстников, т.к. , в силу своих затруднений в передвижении, а может, и от природы данные качества, я больше наблюдал, больше анализировал происходящее вокруг и это осталось навсегда. Вот почему, уже с раннего детства, что-то мастерил, что-то хотел сделать так, как никто не делал. В общем был изобретательным и, как отмечали преподаватели, более развитым.  Это удивляло мою маму, которая знала о моём пристрастии к чтению книг,  вроде бы не дающих гармонического развития... Но нет, вот именно, из них, я черпал то, что несколько отличало меня от моих одноклассников, а в дальнейшем и от однокурсников.

С ДУШОЙ, у меня, всё в порядке... И "формировалась" она, у меня, в те далёкие времена и благодаря, моим родненьким Родителям!

На черно-белом, желтоватом фото - бассейн Авиаучилища города Ейска,  конец 1959... начало 1960 г.г.  Городские соревнования по плаванию. Мой брат Леша, стартует по третьей дорожке. Я стою слева (ещё ходил на костылях)... Мой брат долгое время был лучшим брассистом Ейска! Фото начала 50-х годов. На берегу Южного Буга. Город Николаев. Как молоды мы были! Я на заднем плане и в тюбетейке!
Вот, почти на этом месте, впервые в жизни моей, оттолкнувшись от дна, я сделал первые "шаги", к моим МОРСКИМ приключениям!
А начались они в 1955 году, когда Евгению удалось поступить в плавательную секцию Ейска.

Фото: карта острова Остров Ейская коса, нарисованная Евгением  от руки.
 
Вот я  осуществил ещё одну задумку: начертил карту, где наглядно видно мои странствия по Ейскому лиману с выходом в Таганрогский залив. Хотел нанести маршруты основных заплывов, но их так много, что пришлось отказаться от этой затеи...
Для меня Остров Ейская коса РОДНОЙ, ведь он внёс в мою жизнь столько положительного и значительного!

 В 1995 году, я так увлёкся марафонским плаванием, что для меня не стало проблемой доплыть до острова  и обратно! В прошлом году, плавал дважды, а ведь мне уже 72 года.

После первого марафонского заплыва (1995), сразу после финиша, Евгению выдали Почетную Грамоту:

ГРАМОТА
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города Ейска
награждает Соболева Евгения Валериевича,
члена общества инвалидов, участника
Марафонского проплыв по маршруту  Глафировка -  Ейск,
 посвященного Всероссийскому Дню физкультурника.
12 августа 1995 года. Ейск

"Марафонский заплыв проходил в эстремальных условиях: при высокой волне, боковом течении, температура воды 22 С."

"Как вспомню, так вздрогну. Дело в том, что вода была, всего 22, а плыл я 4 часа 7 минут... Дважды хватала судорога, а второй раз так, что аж в воде перевернулся... Предложили, после массажа, отбуксировать ближе к берегу, но я отказался...
И доплыл САМ, без ног, на одних руках, т.к. боялся, что судорога повторится.

А вот свидетельство - диптих,  пишу в ворде, поэтому переписываю в столбик:
 
Свидетельство выдано
Соболеву Евгению Валерьяновичу
инвалиду детства с нарушением
опорно-двигательного аппарата
в том, что в честь 15-летия занятий
активным спортом осуществил
юбилейный заплыв на 6 километров,
показав время 2 часа 40 минут

Спортивные достижения
за 15 лет
Проплыл 6000 километров
Осуществил 1384 тртенировки
Тренировочные и контрольные
заплывы - 29
Заплывы, посвященные
знаменательным датам - 33

ВРИд начальника ЕВВАУ А.Павлов
Председатель спортивного комитета
полковник А.Гребенник
24.06.2010

ОТЧЕТ за 20 лет
возвращения в активный спорт

Мне, Соболеву Евгению Валериевичу, инвалиду-опорнику,
в феврале 1995 года удалось возобновить тренировки
в зимнем плавательном бассейне Ейского Авиационного училища благодаря
Иосифу Карповичу Ананьяну,
который в то время был руководителем 000 "Батерфляй".
После 9-летнего полного бездействия  в плавании, я так увлекся тренировками, что стал фиксировать все связанное с любимым видом спорта: беду дневники, и это дало возможность подвести итог. не только мой труд, но и поддержка Командования Ейского Авиационного училища, Кафедры спортивной и спецподготовки, Отдела пи Физической культуре и спорту Администрации МО Ейского района, который предоставил возможность тренироваться во вновь открывшемся бассейне, сделали возможным осуществить все мои
планы.

Заметка в газете "Приазовские степи" 20 августа 2014:
В честь добрых людей

Очередной марафонский заплыв от яхт-клуба элеватора до острова Ейская коса совершил в минувшую субботу известный ейчанам пловец-инвалид Евгений Соболев. Он проплыл 15 километров, в этот раз посвятив заплыв тем, кто в течение двадцати лет с возвращения Евгения в активный спорт поддерживла его морально. «мне это помогает жить и побеждать недуг»,- сказал Евгений Соболев.
20 августа 2014

Проплыл 15 километров за за 6 часов 40 минут.

В конце февраля 2015 года
исполнилось 20 лет возвращения в активный спорт.

Итогом возвращения в активный спорт стало:
1.Провел тренировок - 1835
2.Тренировочных и контрольных заплывов - 54
3.Заплывов, посвященных знаменательным датам - 53
4. За период с февраля 1995 г. по 23 февраля 2015 г.
проплыл 7940 км.

Самое удивительное, что, вернувшись, в активный спорт, 20 лет назад, в конце февраля 1995 года, я 9 лет совершенно не плавал.  И был выезд в Москву, я за 4,5 месяца подготовил себя сам, к такому мероприятию! Я рад, что не поддался настроению, когда от меня, "хором" отвернулись... "бюджетные" организации... ЗАТО, ОЦЕНИЛ НАРОД. А мне, этого, вполне ДОСТАТОЧНО.
"Когда, в предверии моего 70- летия, я наплавал 7000 км, мне отказали подтвердить это.  А ведь это был важно для меня : 20 лет, как я вернулся в спорт..."

Я попросила Евгения объяснить, почему не написали  пару строк в местной газете?

"А что не понятно? - написал он.-  Когда я меньше всего, как я считаю, был достоин внимания, о моих достижениях, писали в газетах, а потом, видите ли, им надоело, что я, несмотря на все трудности и отсутствия помощи, продолжал осуществлять заплывы. Они прекратили освещать очередные успехи. Пример. Когда, в 2008 году, я проплыл от Ейска до
н.п. Глафировка и обратно, посветив заплыв 160-ти летию Ейска, то поместили малюсенькую заметочку, но не написали, по какому случаю, был заплыв!"

Думаю, как важны для человека внимание,   благодарность и  признание  заслуг! Как нуждаются люди  в поддержке, сочувствии и любви, особенно люди с ограниченными возможностями. Математический склад ума, схемы плаваний,  считал свои достижения  в спорте, в заплывах,  это было значимо, это была  жизнь, основные ее вехи.
В каждом знаке внимания со стороны общественности (грамоты,  благодарственные письма, публикации в газетах и журналах) - это и детали времени, образа мышления.  И это весьма интересно!

ПОЧЕТНАЯ ГРАМОТА ЕРО ВОИ
награждает Соболева Евгения Яковлевича

В честь 16-летия возвращения его в активный спорт
и достижения им за это время выдающихся  результатов
в уникальных марафонских заплывах, проведенных
в акватории Азовского моря и зимнем плавательном
бассейне Авиаучилища города Ейска.
За 1475 тренировки и 41 заплыва, посвященных
знаменательным датам города Ейска и всей страны,
в мужественной борьбе с водной стихией и нелегкими
проблемами ветерана-инвалида, было героически
преодолено 6415 километров.
Для всех людей Соболев Евгений является ярким примером
стойкости духа в преодолении жизненных трудностей
и необыкновенного упорства в достижении цели.

Председатель ЕРО ВОИ Карапузов Т.Н.
Старший тренер Шибаев Ю.К.
30 мая 2011 город Ейск

ЕРО ВОИ - Ейская районная организация Краснодарской краевой общественной организации Всероссийского общества инвалидов

СЕРТИФИКАТ
выдан гражданину Российской Федереции
Соболеву Евгению Валерьевичу
в том, что Евгений Валерьевич -
инвалид-опорник, вернувшийся 20 лет назад
в активный спорт (плавание) в период
с февраля 1995 года и по февраль 2015 года:
- провел тренировок - 1835
- заплывов, посвященных знаменательным датам -53
проплыл на водоемах акватории Ейского лимана Азовского моря
7.940 км
2015

БЛАГОДАРНОСТь
Выражаем слова
искренней благодарности...
за участие в соревнованиях
по плаванию
в рамках проведения месячника оборонно-массовой
и военно-патриотической работы
среди лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Фото: праздничные флажки на вышке, словно на корабле - издали,  и пловец поднимается по лестнице бассейна.

Это летний, 50-ти метровый, бассейн Авиаучилища! Тогда, на стадионе, где он располагался, проходили грандиозные мероприятия, по случаю дня ВМФ...
Всё было необыкновенно... И приходили всё и было это не "тусовка", а настоящее общение поколений...!

" И представьте: я никогда не задумывался, что жизнь моя сложилась неудачно... Всё ХОРОШО и живу нормальной жизнью и желанием ЖИТЬ! Считаю, что мне удалось в жизни многое, жизнь моя состоялась.
Лучшее мое достижение: в 2000 году я  проплыл в зимнем плавательном бассейне 25,5 км, за 11 часов и 20 минут.
 Благодаря дневникам, которые я вел, мне удалось подсчитать: проплыл в общей сложности 6260 километров; осуществил  39 заплывов, посвященных знаменательным датам;  провел 1433 тренировки.
 Надо стремиться к совершенству, при любой, хоть маленькой, возможности! - говорит Евгений."

Благодарственное письмо! Вручено по случаю дня Инвалида. 07.12.2014 год.
"... за активную пропаганду
 здорового образа жизни
и за большой вклад
в развитие Паралимпийского движения
на территории муниципального образования"

Евгений закончил Таганрогский авиатехникум и работал на авиазаводе в N.
Там, после года работы, отметили его способности, и он стал инженером.
Отчаявшись получить хоть какое-то жильё, вернулся в Ейск.
Родители выделили ему комнату, которую я обустроил так, как считал нужным.
Проработал 25 лет инженером - конструктором на заводе "Аттракцион".
Нередко ему говорили, что мол у тебя же среднее техническое образование...
На что он отвечал: " Квалификацию инженера, мне присвоили на Авиазаводе."

Первый раз, когда я поступал в вуз,  физик, "ЗАВАЛИЛ" меня, хотя знал, что мне надо учиться, в связи с моим физическим состоянием... Потом, как-то всё ушло в прошлое .

Кстати, - говорит Евгений,- меня, за мою прямоту, притесняли по служебной линии. Например,  при повторный квалификационных мероприятиях, писали обо мне так:
"Соответствует занимаемой должности!" Конечно ЖАЛЬ, но знаете, если откровенно, то те знания, которые я приобрёл в авиатехникуме, я так и не применил в полной силе!

Одна доброжелательница отдела говорила в ответ на моё заявление: "Тебя не любят за то, что ты не глупее их, а во многом и лучше!" Это же утверждала  руководитель копировки нашего отдела. Она часто защищала меня на планёрках, когда на меня "бочку катили". И  то время, и сейчас почти ничего не изменилось.

Если бы я мог написать, хоть минимум, сколь многое мог бы сделать доброго на СВЕТЕ,
то и грустно становится! Кроме того, я окончил курсы повышения квалификации, где нам говорили такое, что особо не говорили... В том числе то, как разнится  отношение к ЧЕЛОВЕКУ: подход, к человеку, он должен быть индивидуальным (ссылались, пример, на Японию).
 
ЕВГЕНИЙ  СОБОЛЕВ

Персональная страничка:
Е.В.Соболев http://www.yeisk.ru/sobolev/

Из постов Евгения в инете:

12 августа 1995 года, я осуществил, первый, в моей Жизни, марафонский заплыв, переплыв, Ейский лиман, от н.п. Глафировка - город Ейск. Этот день, в моей Жизни особый, т.к., после этого, было много, заплывов, но этот - САМЫЙ ВАЖНЫЙ!
Как спомню, так вздрогну. Дело в том, что вода была, всего 22, а плыл я 4 часа 7 минут.Дважды хватала судорога, а второй раз так, что аж в воде перевернулся... Предложили, после массажа, отбуксировать ближе к берегу, но я отказался... И доплыл САМ, без ног, на одних руках:  боялся, что судорога повторится.

Вот кто даёт мне стимул в ЖИЗНИ, вот, кто не даёт пасть духом, кто является единственными судьями, во всех моих действиях и мыслях - мои РОДНЕНЬКИЕ РОДИТЕЛИ! Потерявшие, эту невидимую нить, связывающую с родителями, обречены на вечные ошибки и поражения!

В августе 2013 года мой поклонник в честь моих  достижений в марафонском плавании подарил  мне электронные часы, в которым можно плавать под водой. Вот так, взял и подарил, сказав, что следит за моими достижениями и восхищается. Это самое памятное событие за время возвращения в активный спорт.

Человек и его судьба. "Тепло родительской любви может многое компенсировать". Переехал жить к родителям, они  очень любили и были крайне внимательны.  Довелось ли  встретить женщину, которая, подобно матери,  любила бы его? Дважды был женат.

 Важно заметить и оценить человека, его успехи,- думаю я.- Человек и война. А может быть,  надо было дать младенцу, рожденному на корабле, имя Феликс? Может, это могло бы повлиять на благоприятные обстоятельства судьбы? Как знать!  Так назывался корабль, на котором родился, возможно,  это был знак,  и команда просила  назвать ребенка  Феликсом...

Жаль, что не поступил в вуз, - думаю я,- почему-то привлек таких людей, или то время такое было?!.. Может, стоит все претензии убрать, ведь все ушло; и то, что завалили в вузе, о то что заочное было не на уровне, дело в том круге общения, учителей-личностей, друзей, которых обретает человек. Много надо прожить и прочитать , чтобы понять: в душе должны быть не претензии, а любовь и покой.
 
Слова, идущие от ДУШИ, склонность к ласкательным суффиксам (мамочка, вечерочек), но и стремление сравнить, критиковать.

"Если откровенно, то всё больше и больше, проявляю желание, говорить и вспоминать, только хорошее!"

Mне захотелось написать не о том, что меня огорчает  72 года, а о том, что приводит в восторг.

Ейская коса (не надо путать с островом Ейская коса!) пустынна.
Виднеется противоположный берег Ейского лимана. Вот туда и обращены мои мечты (мне  было тогда 20 лет): войти в бушующее водное пространство, когда другие этого не могут себе позволить, когда шквалистый ветер, вздыбливает волны и один вид, у многих вызывает желание только покупаться... А у меня, тогда 20-летнего, столь сильное желание переплыть Ейский лиман, желание плыть навстречу свирепым волнам, с которыми шутить просто опасно... Плыву и, что-то необыкновенное, уводит меня всё дальше, вглубь пространства, откуда возвращаются только те, которые имеют опыт и выносливость...

 - Хорошо бы вспомнить и о личном,- написала я Евгению.-  Молод был, хорош собой, явно нравился женщинам...Это ведь часть жизни, причём особо интересная!

- Может, когда-то и нравился, то это было так давно... И тогда боялся действовать, а милые девушки чувствовали это.  Был один случай:  к нам в столовую ходили глухо-немые девушки и женщины из швейной мастерской,  так она девушка на меня поглядывала, я на неё.  И когда наши взгляды встречались, то она краснела, и было видно, что нравился я ей. Прошли года, а я это помню и думаю: «Почему я не смог подойти, ПОЧЕМУ? Сейчас, все эти воспоминания, обжигают, но ничего не вернёшь. Остаётся стараться быть в ДУШЕВНОМ РАВНОВЕСИИ и вспоминать это с теплотой и с грустинкой в СЕРДЦЕ.

Только один случай, при жизни с первой. Погода резко изменилась и резко похолодало! Моя была в ночной смене, но я, вспомнив, что она ушла на легке, достал всё необходимое и понёс утром на работу. Так она, кстати Валентина, Вместо того, чтобы поблагодарить, заявила, что я и без этого обошлась... Шел я обратно и слезинки смахивал... Вот такой я был и продолжаю БЫТЬ!

Это сейчас, а тогда: переживал, страдал, слезу пускал... А мне говорили: "Что ты за мужик!"

Я знаю, что если не ЛЮБ, то уйди и не занимай время: у себя и у нелюбимого человека.

А насчёт того, так это у меня и сейчас нормально, а моя первая, говорила, что когда ты угомонишься...

 А вообще, у меня опыт общения с женщинами пришел с годами, но поздновато!
Раньше, чтобы заговорить с Женщиной, то это сложно, а сейчас, если захочется, то без проблем. Недавно подхожу к остановке, а там очаровательная и такая необыкновенная. Сразу, без всякого, подошел, заговорил с ней. Она поддержала разговор и так мило пообщались, когда выходил, то расстались, как говориться, довольные общением!

Был я, в Москве, в гостях у брата. Поехали на дачу, отдохнули, тогда ещё от милой  СТОЛИЦЫ, и возвращались обратно! Входя в электричку, заметил компанию милых людей, которая общалась и что-то необыкновенное, прекрасное веяло от их появления... Среди них, была девушка, которая взглянула на меня, ещё до посадки и видела, что у меня не всё в порядке с передвижением. Я смотрел на неё, а она на меня... Вот так и ехали, переглядываясь, вначале в электричке, затем в автобусе, да и в метро, сели в один вагон... Так и ехали, украдкой, посматривая друг на друга.

Компания вышла раньше, проходя мимо меня, девушка посмотрела мне в глаза и сказала: "...До свидания!" Вот, этот момент, вспоминаю часто и думаю, а помнит ли, эта очаровательная девушка, эту мимолётную встречу. Я к чему это вспомнил, да потому, что как всё изменилось и померкло, у многих, вокруг: пропали улыбки, пропало душевное общение. Что случилось с людьми?..

Каждая новая тренировка, может преподнести сюрприз, и всегда приятный!
Так получилось и в этот раз, в понедельник 17 августа 2015 года.

-  Посмотрела в инете современные гидросамолёты и самолёты-амфибии, фантастика, еще могу представить, как взлетают, но как садятся на воду - не могу.

- Мой, хоть и скромный, вклад, в сборке самолётов "Б-12", был, когда я работал на N-ском заводе в городе Таганроге. Это был самолёт-амфибия. Помню, как были какие-то неполадки в сборке очередного самолёта, а потом, мой руководитель группы мне сообщала, что "мой" самолёт, в воздухе. И гордость за то, что сказали: он мой!
 Лично я видел, как самолеты взлетают и садятся: и на воду и на сушу. Особенно красиво взлетают с воды.
- А это не опасно - садиться самолету на воду?
- Так он и предназначен садиться на воду. Но лучше было бы задать этот вопрос моему папе: он взлетал и садился на воду, но, к сожалению, его уже нет с нами.

- Гидросамолет  водонепроницаем, как часы?!
-  Как часы, но не всё! Вот мой самолётик - "БЕ-12". Когда я первый раз увидел, как взлетел он с воды, то за ним потянулся шлейф. Я думал, что что-то ужасное, а оказывается, всё гораздо проще: ниши шасси невозможно идеально герметизировать.
Для этого существуют дренажные отверстия, через которые попавшая вода удаляется из ниш.
- Что могу, всегда отвечу, т.к. я авиатор с пелёнок!  Этот же самолёт садится и на летное поле. Кстати, однажды, ездил в район, а трасса идёт рядом с лётным полем. И я увидел, что этот самолётик стоит на стоянке. У меня прямо сердце забилось от радости.

Взяв курс на н.п. Глафировка, начинаю новый отсчёт гребкам. Сейчас волна набегает слева на меня: я - то её вижу, но
только её, но ни Глафировки, ни маяка на Острове не видно, из-за высоких
волн... Приходиться, периодически, посматривать на ориентиры, что на родном
берегу. Когда плыву на спине, то вижу солнце, которое всё ниже

опускается к горизонту, облака, постепенно закрывающие его и  удаляющую дамбу, по которой гуляют отдыхающие,
но они, уж точно, не могут разглядеть меня в хаосе волн... ОДИН Я

в этом пространстве и только могу рассчитывать на свои силы, которые пока не

оставляют меня! Видно, ветер крепчает, т.к. волны,

которые наваливаются на меня, слева, гораздо выше и круче. Но выхода нет,  и

приходится плыть, преодолевая трудности,  постепенно уходя от мыса, вглубь

лимана... Вот уже и дамба меньше и людишки малюсенькие, а элинг яхт-клуба весь

на виду: это говорит, что плыву правильно,  и есть надежда вернуться на берег,

к тому месту, откуда стартовал. Но врать не буду, разбушевавшаяся, водная

стихия и усилившееся течение из лимана отнимают много сил, т.к. в это лето

мне не пришлось войти в форму, и это чувствуется на моём самочувствии... Сделав,

3000 гребков, я далеко отплыл от мыса (так я называю оконечность Ейской косы) и

решил плыть к яхт-клубу, принимая левее, учитывая течение. Но здесь, ещё одна

неприятность, когда я плыву кролем, волны, с шумом накрывают меня, иногда и

разворачивают... Делают со мной, что хотят и нет этому конца, этой свирепости и

желания, подавить во мне уверенность в свои силы и надежду на успех... Плыву на

яхт-клуб, а так как при плавании кролем дышу под левую руку, то не вижу

берега и дамбы. Только иногда озираюсь и вижу, что сносит меня обратно в

сторону Таганрогского залива и опять, дамба, рядом со мной и виднеются волны,

разбивающиеся о её камни. Но дамба в такой близости, что приходится

разворачиваться и плыть вглубь лимана... А люди на дамбе, всё также спокойно

прогуливаются. «Везет же людям, -  подумал, -  и что я, не между них...»

 Вторично ухожу, в сторону Глафировки, и всё было бы хорошо, но... И силы, ещё остались и желание вернуться на берег, а вот горло,

начало беспокоить: я так много, «принял» воды, вовнутрь, что откашливаясь,

что-то стало с моим горлом. Плывя на спине, появлялся хрип и боль в горле и,

из-за этого  приходилось плыть кролем,
почти всё оставшееся время...! Плыву,

уже и не считаю гребки, а только стараюсь сохранить темп плавания и не

получить новую «партию» воды в рот... Но это плохо мне удается. Я пытаюсь

определить: далеко ли ушел то дамбы и как мне поступить... А может, отдаться

воле течения,  и оно вынесет меня в
Таганрогский залив. Но тогда возникает

вопрос: а зачем тогда упирался, боролся с волнами и «доказывал» себе, что могу

выйти победителем...? Зачем...? Хорошо, что температура воды, достаточно

комфортная и не чувствовал, что прохладно, а может, в борьбе за «выживание»,

забыл о таких «мелочах»! А вот на вопрос, зачем, я никогда, наверное, не

отвечу...  Плыву и
думаю, только о том,

как можно попасть в такую ситуацию, вблизи берега, на глазах зрителей, которые

видели меня, но ни чем не могли помочь. Значит, надо «выгребать» самому и не

надеяться, что кто-то кинется в это нагромождение волн. А обстановка такая,

что, как я не старался, опять, но уже ближе, рядом дамба. Уже в такой близости,

что видно, как разбиваются волны, обрушивая мощь на нагромождение каменных

глыб! Только остановлюсь, хоть чуть-чуть отдышаться, а течение сносит меня, да

ещё «прижимает» ближе к дамбе...
 Третий раз предпринiмаю попытку, борясь с течением,

и плыву вглубь лимана. Но это скорее лiшь попытка уйти подальше от дамбы и

решить, как быть, т.к. солнце, в облаках, почти коснулось горизонта. Ещё момент

и наступит сумрак... Окружающее пространство принимало зловещий вид: ничего не

восхищало и не отвлекало от желания закончить эту бесконечную борьбу...

Стемнело,  и орентироваться стало
труднее, но я знал, что меня подстерегает, ещё

одна опасность: где-то рядом, под высокими, бесконечными волнами, притопленная

насыпь, бывшей узкоколейки. В этот раз, мне удалось, миновать её, где глубина

еще позволяла плыть, не доставая до обломков свай и нагромождение камней,

которые являлись основой насыпи... Всё, подумал я, пора прекращать это

безумное желание, победить течение. Ведь оно, на МЫСУ, особенно сильное... Пока

я так «соображал», как я понял, чуть позже: меня начало «прижимать» к дамбе, да

в такой близи, что волны, после удара о дамбу, откатывались на подходящие.  Это
безумный хаос, водной массы, где нет

возможности, ни плыть, ни дышать... Пытаюсь осмотреться и вижу сваи, невдалеке,

которые уходят вглубь... Выходить на дамбу, это практически невозможно, при

такой высокой волне. Ещё один рывок, невероятный, через силу, через мои

возможности, и я ухватился за сваи... Тут уж особенно чувствуется сила течения,

которое хочет оторвать тебя от свай. Но меня не оторвёшь - силы вернулись ко

мне и я почувствовал, что дома... Ну не дома, но почти

рядом! Вот переползу насыпь и можно считать, что все трудности позади... Но,

как я уже писал, трудность большая: волны, как раз и являются большой

помехой! Вот представьте, что под водой, нагромождение камней, бесформенных и

скользких! Вот тут, можно не только ноги поцарапать, но и повредить запросто...

 Приготовился морально и начинаю продвижение, преодолев сваи. Дальше, как тот

варан, ощупывая каждый камень, подбирая только большие, так как с маленькими,

волна может сдвинуть, и тогда жди неприятности... Вы, мой дорогой читатель, не

забыли про волны, которые всё те же и, всё с такой же силой, пытаются оторвать меня

от камней... А я помню! Мне нельзя допустить ни одной, даже

мелкой  ошибки, иначе
последствия невозможно  предвидеть: протянет по подводным

камням и ... Но не будем отвлекаться, будем продумывать не только, каждое своё

движение, но учитывать удар волны. В этот момент я затихаю и жду, когда можно

продолжить этот опасный путь. Вот уже половина пройдена. Затихаю, чтобы

передохнуть и вновь продвигаюсь, и вновь застываю... Когда-то в одной из

тренировок я попал на камни, чуть ближе к яхт-клубу, и это стоило мне порезов

рук и ног, да так, что кровь текла, а я, довольный, что легко отделался, не

замечал, таких мелочей! Вот, второй ряд свай, со стороны лимана, цепляюсь за

них и тихонько переношу, больную ногу, через сваи и, ещё одно движение, мне

трудно сознавать, но трудности позади... Правда, хорошо, что далековато

переползал, через насыпь, т.к. по фото видно, что ближе, у начала насыпи,

камней больше! Вот и глубина, достаточная, чтобы плыть. Плыву, но течение не

даёт, да и волны, набегая, на берег, становятся ещё выше. Глубина, в этом

месте, не очень большая. Все, подумал я, хватит «упираться», хватит тратить

силы, которых осталось мало... Пошел по дну, к тому месту, где спокойно выйти
на берег. Подхожу, но не тут-то было: взвешенные ракушки, впремешку с песком, не

дали выйти, пришлось выползать...! Вот я на берегу и, как только встал, на

твердую поверхность, то забыл, про волнение, про всё, что пережил...!

Продолжение : Летчик Валерий Соболев
http://www.proza.ru/2015/06/27/680

БУШУЮЩИЙ ЛИМАН:
http://www.proza.ru/2015/09/22/1196

* Гидросамолёт - самолёт, способный взлетать и приземляться на водную поверхность. Раннее название — гидроплан. Гидросамолёт взлетает с воды, а самолёт-амфибия и с воды, и с земли!
* «Дзержинский» - краснознаменный пограничный сторожевой корабль,  имеет славную боевую историю, начало которой уходит в далекий 1933 год, когда советское правительство сделало заказ итальянцам на постройку двух сторожевых кораблей, предназначенных для охраны морских границ. Они строились под номерами ПС-26 и ПС-18. После их постройки и спуска на воду корабли вышли из Генуи и, пройдя южным путем, в декабре 1934 года пришли во Владивосток. Позже корабли стали именными. ПС-26 был назван в честь Феликса Дзержинского, а ПС-18 – в честь Сергея Кирова. Ими был пройден славный боевой путь. За образцовое выполнение задания командования в войне против Японии Указом Президиума Верховного Совета от 19 сентября 1945 года сторожевые корабли «Дзержинский» и «Киров» были награждены орденами Красного Знамени. Краснознаменный СКР «Дзержинский» первого поколения находился на службе более 22 лет и закончил ее 11 июня 1957 года.
На смену Краснознаменному СКР «Дзержинский» первого поколения в 1959 году пришел пограничный сторожевой корабль «Дзержинский» второго поколения.


На фото: Евгений с родителями.  27 августа 1947 года, санаторий в  Евпатории.
 Замечательный снимок - чётко подчёркивает время: чёрно -белый, причёска у женщины 40-х годов, детская кроватка,  торбочка...

 На другом фото: Моя дорогая мамочка, я и тётя Муня.
Её мужа посадили, а за что не знаю, но то, что он был порядочным, не сомневаюсь. И она сидела в тюрьме... Но совершенно не была озлоблена на Советскую власть. К сожалению, у родителей не спросил подробности. Молодой был, глупенький, думал, что жизнь вечная.

На фото один из самых дорогих мне людей, Юрий Иванович Овчинников , замечательный Хирург и Человек! Именно он, сделав сложнейшую операцию, в полном смысле, поставил меня на ноги! Февраль 1959 года, город Ленинград.

Нашла на сайте Память народа: Юрий Иванович Овчинников (род.1922), ст.лейтенант медслужбы, в составе 144 стрелковой дивизии, Орден Красной Звезды, медаль За отвагу, Орден Отечественной войны 2 степени...
Родился в Ленинграде


Рецензии
Помнится, на "Челюскине" родилась девочка, кажется, её поэтому назвали Мариной. На крейсере "Молотов" родилась девочка, когда вывозили людей из осаждённого города на Кавказ.
Упомянута интересная деталь. До войны, и некоторое время после войны, военным семьям выдавали мебель. Её называли КЭЧевской мебелью. Помню, что на ней были прибиты металлические бирки с номерами.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   09.07.2015 13:03     Заявить о нарушении
Интересны судьбы людей. Могут родиться и на корабле! У Камю читала, что много значит этаж детства, на котором родился.

Валентина Томашевская   09.07.2015 18:41   Заявить о нарушении
В стихах важна деталь, в прозе также. Благодарю Вас, Владимир.

Валентина Томашевская   09.07.2015 18:45   Заявить о нарушении
Дорогой Владимир, что значит КЭЧевская мебель?

Валентина Томашевская   18.11.2016 10:11   Заявить о нарушении
КЭЧ - это аббревиатура квартирно-эксплуатационной части, после войны офицерам, которых переводили с место на место, выдавали эту казённую мебель. На ней с тыльной стороны были прибиты бирки, или написаны номера. Так эта мебель и гуляла из семьи в семью.

Владимир Врубель   18.11.2016 11:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.