Козлики и Волк

для "Шахматной Шкатулки"

Ну вот и выдалась минутка для описания этой замечательной игры.
Если вы – мама чудесного малыша или волшебной малышки, и вам очень хочется научить свою малютку играть в шахматы, не доверяйте это тонкое дело никому другому!
Играйте со своим произведением искусства сами!
Тьма положительных эмоций вам гарантирована!

Сколько времени вам самой придётся изучать эту игру?
О! Целых три минуты!
Согласен, это почти вечность!

В юности я пробегал километр за две минуты сорок шесть секунд!
Не очень быстро. Согласен!
Иное дело десять секунд.
Я своими глазами видел девочку, которая за одиннадцать секунд пробегала сто метров!
А три минуты…
Но выделите!
Отбейте их у вечности!

Первое: состав команд.
Белые – четыре одинаковых фигурки (шашки, пешки, фишки, пуговицы, монетки) – это КОЗЛИКИ.
Чёрные – одна-единственная фигурка – любая фишка, главное, чтобы она хорошо отличалась от козлика – это ВОЛК.
Шахматная доска размером 8х8 клеток.
Обычная стандартная шахматная доска.
На пленке, на клеенке, на бумаге, на фанерке.
Её всегда можно быстро нарисовать, если пользоваться карандашом и линейкой.

Своим ученикам я показываю часто прием начертания такой доски методом оригами – вообще безо всякой линейки.
Обычный лист бумаги приводится к квадратной форме путем загибания на угол одной стороны листа, а потом этот квадрат несколько раз складывается пополам и возникает хорошо «расчерченная» сгибами доска.
Остается легонько раскрасить 32 клеточки цветным карандашом.

Итак, первое, что требуется в этой игре усвоить:
никто никого не рубит, не ест, не перепрыгивает.
Второе:
игра ведется только на клетках темного цвета
– на обычной шахматной доске такие клетки зовут «черными».

Понятно, что встречаются и коричневые, и синие, и зелёные, но все они именуются «черными».
Хотя мастера любят играть на досках, где тёмные клетки имеют тёмно-зелёный цвет.
Так меньше утомляются глаза при многочасовой игре.
Разные фигуры имеют разные названия и ходят по разному.
У нас ДВЕ фигуры, два наименования, а значит ходят они по-разному.

Если вы играли когда-нибудь в шашки, то вы точно знаете, как ходит КОЗЛИК.
Он ходит именно как простая шашка – наискосок на одну клетку вперёд.
Влево или вправо.
За один ход ровно на одну клетку.
Если на клетке, на которую козлик собрался двинуться кто-то уже стоит – а это может быть другой козлик или волк, козлик на эту клетку пойти не может, пока ему не освободят занятое место.
Если обе клетки впереди заняты, то козлик недвижим и делать им ход нельзя!
Если ни один козлик не может сходить – козлики проиграли.
Если не может ходить волк, то проиграл волк.
А как ходит ВОЛК?
А он ходит точно также, как и КОЗЛИК, но…
КОЗЛИК НАЗАД ХОДИТЬ НЕ МОЖЕТ!
А ВОЛК ХОДИТ И ВПЕРЁД И НАЗАД!
Понятно, что играющие делают ходы по очереди – ровно по одному ходу одной фигурой на одну клетку.
Пропускать свой ход НЕЛЬЗЯ!
Начальная расстановка – волк стоит на одной стороне доски на любой крайней черной клеточке, козлики стоят цепочкой на краю напротив волка, занимая все четыре чёрных клетки на крайней горизонтали.
Первым ходит ВОЛК.
Вот, собственно и все ПРАВИЛА.

В чём идея игры ВОЛКОМ – прорваться сквозь цепочку козликов и ждать пока у козликов не кончатся ходы.
А кончатся они очень быстро, ведь козлики каждым ходом должны идти только вперёд.
Теоретически у каждого впереди только семь ходов, то есть на 29-ом ходу они неизбежно проигрывают, если не сумеют запереть волка раньше.
Чтобы волк не прорвался за цепочку козликов, они делают ходы очень осмотрительно, не допуская разрывов в своей цепи.
Поставив  четыре козлика на чёрные клетки вы легко найдёте общую стратегию перемещений цепочки из четырёх козликов: первым ходит козлик из  угловой клетки по направлению к центру доски. Затем по цепочке остальные козлики повторяют это движение и вся цепочка оказывается на второй горизонтали.  Теперь козлик, который ходил последним первым начинает свое движение на третью горизонталь. Ход у него единственный по направлению к центру.
И вновь по цепочке все остальные повторяют ход крайнего двигаясь параллельно с ним.
Волк двигается таким образом, чтобы помешать этому строю двигаться указанным образом. В идеале он успевает занять ту самую клетку на третьей горизонтали, куда должен как бы попасть крайний козлик. Собственно здесь и начинается «игра».
Для игры с малышом описанного уже достаточно.
Комментируя игру живописными сравнениями и аппетитными характеристиками вы общаетесь с вашим сокровищем и получаете массу позитивных эмоций.
Минут пять в день – более чем достаточно!
Ну как? Поиграем в хитрого дядю Волка и умненьких козляток?


Рецензии