Глава 19. Джон Най. Гибкая сила
Не оставался в стороне и Фонд социо-прогностических исследований «Тренд» (Trends Foundation) организовавший при содействии Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center) презентацию книги Джозефа Ная младшего «Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике». На презентации говорилось о том, что книга читается легко, так как автор писал просто, словно знал, где подлинное, а где мнимое зло. Он знал, что желанной цели — торжества демократии во всём мире, по его мнению, — можно было достичь различными способами. Как минимум, идя двумя путями: «жёстким» (hard) и «мягким» (soft). Най выбирал второй путь…
Америка всё ещё супердержава, — писал он, — у неё имеется колоссальный властный потенциал, но как его реализовать наиболее разумно? Сила есть. Как правильно использовать её?
Надо было бы последовать его совету потому как он не за слабую, а за сильную Америку. Он за силу, за власть. Только принимал во внимание, что «власть выступает во многих одеждах». И он отдавал предпочтение той, что выступала под видом «мягкости», «гибкости». «Гибкая власть» не есть слабость. Наоборот, ей по силам большее, чем жёсткой власти. Объясняя распад Советского Союза, Най видел причину не в упадке экономики, не в ослаблении ВПК, а в истощении ресурсов «жесткой власти» СССР.
Дж. Най не злорадствовал по поводу развала СССР. Но он был недоволен тем, как ведёт себя победитель — США. «Если и дальше так будет продолжаться, — писал он, — то оставшаяся сверхдержава повторит судьбу СССР…. Да, Америка — держава. Но она должна выступать на всеобщем празднике жизни не как «держиморда» (человек с грубо-полицейскими наклонностями), не как «мировой жандарм». А как нечто желанное, заветное, загадочное и обольстительное. Это должна быть такая форма бытия, глядя на которую, все бы сказали — вот она, жизнь в лучших её проявлениях! Давайте все так жить будем!».
Везде, — говорилось далее на презентации книги, — борьба двух начал. Всюду проявляет себя воля к власти. Дж. Най постигал субстанцию власти в её акциденциях — «гибкость» и «жёсткость». Жесткая власть (hard power): власть военная, экономическая. Здесь преобладает материальный фактор: будь то наступление железной армады, или экономические санкции против конкурента (корпорации или иной непослушной страны), а гибкая (мягкая) власть (soft power) — это информация. Это власть не материальных факторов (пули или рубля, боеголовки или доллара), а информации и образов. Данная форма власти подвижна, легко приспосабливается к обстоятельствам. И именно в этой гибкости, изменчивости её сила.
Чтобы не возникло искажающих суть явления иллюзий, даже терминологически подчёркивается: не «мягкая» власть, — что может ассоциироваться со слабостью, а «гибкая власть». И она сгибает иную железную волю. Как в эпоху «холодной войны», во время противостояния двух сверхдержав — СССР и США. Будучи на равных в военном отношении, СССР проигрывал битву на уровне ценностей. Если в Штатах кое-кто и кое-где испытывал симпатии к советским ценностям, то в СССР подавляющая часть советских граждан обожало американскую культуру. Если некоторые американцы уважали СССР, то подавляющее число советских граждан обожало всё американское. Одни только джинсы и джаз нанесли сокрушительный удар по всему советскому. А сколько ещё было вещей и явлений, привлекательных для советских граждан, представляющих конкретизацию той самой «гибкой силы»! Американская поп-культура сделала для победы больше, чем ВМФ и ВВС.
Что такое гибкая власть? В понимании Дж. Ная, это была «способность получить то, что вы хотите получить, через привлечение, а не через подавление или некие «проплаты».
Можно, например, «дать в лоб» конкуренту и заставить его — до некоторых пор — испытывать уважение, обусловленное чувством страха. А можно влюбить в себя…
Что делать? Принять новый тренд — действия с позиции «гибкой силы»? Если принять эту тенденцию, то, что всё же необходимо будет нам сделать, чтобы в атмосфере «привлекательности» всё же оказаться победителем? Чтобы не мы всех — или одну Америку любили — а и нас любили? Раз они постараются быть привлекательными, мы должны быть убедительными в информационном пространстве, куда переносится соперничество в форме эстетико-культурологических ценностей.
Не соблазнять, а убеждать следовать за собой.
И ведь последовали. Вот так вот, а вы-то думали — подумаешь «джинсы и джаз»…
***
А вот у нас то и свершилось. Аслан (видимо припомнив строки Пастернака о «скрещенье рук, скрещенье ног», и Ная о том, что лучше получить что-нибудь через привлечение, убедил Жанну и они оповестили нас о том, что решили соединить свои судьбы. Правда, это мы поняли давно, так как скрыть любовь невозможно — человек, даже не замечая этого за собой, начинает светиться и заботиться о любимом. Нам же троим осталось только поглядывать на Наташу с надеждой…
Вернуться к предыдущим главам:
Пролог http://www.proza.ru/2015/06/19/383
Глава 1. Кое-что об информации http://www.proza.ru/2015/06/19/389
Глава 2. Человек и Земля http://www.proza.ru/2015/06/19/490
Глава 3. Вирусы, вирусы, вирусы... http://www.proza.ru/2015/06/19/500
Глава 4. Природа бунтовала. Метеориты. Апофис http://www.proza.ru/2015/06/19/506
Глава 5. Но несмотря ни на что, в то предкатастрофное время жить-то было интересно http://www.proza.ru/2015/06/19/511
Глава 6. «Воспоминание о будущем» и даты концов света http://www.proza.ru/2015/06/19/522
Глава 7. Так зачем была придумана байка о страшном 2012 годе. И о действительно страшном ФРС http://www.proza.ru/2015/06/19/531
Глава 8. Как рост значения денег снижал роль морали и привёл к кризису http://www.proza.ru/2015/06/20/1442
Глава 9. Голод, снижение уровня продовольственной безопасности и рост цен на продовольствие http://www.proza.ru/2015/06/22/230
Глава 10. «Комитет 300. Тайны мирового правительства» http://www.proza.ru/2015/06/23/224
Глава 11. Зачем человеку нефть? http://www.proza.ru/2015/06/23/226
Глава 12. А природа-то начинала бунтовать всерьёз http://www.proza.ru/2015/06/23/249
Глава 13. Кольская сверхглубокая и грядущий апокалипсис http://www.proza.ru/2015/06/24/219
Глава 14. И ещё о глобализации и кризисе мировой системы, как системе кризисов http://www.proza.ru/2015/06/24/1416
Глава 15. Апологеты неолиберализма и сторонники сильного государства http://www.proza.ru/2015/06/25/309
Глава 16. «Зелёная экономика». Глобальные саммиты и никаких конкретных действий http://www.proza.ru/2015/06/26/338
Глава 17. «Пророчество Неферти» и «Перегрузка» Артура Хейли http://www.proza.ru/2015/06/26/354
Глава 18. Декларация «Состояние планеты» и интервью профессора Алексеева «Человечеству грозит вымирание» http://www.proza.ru/2015/06/26/1766
Читать далее:
Глава 20. Генри Форд и «Протоколы сионских мудрецов»
http://www.proza.ru/2015/06/27/107
Свидетельство о публикации №215062601798