Театр Живые шахматы

Театр «Живые шахматы»

Из цикла «Мои проекты»

Как я уже где-то рассказывал, в детстве из меня пытались вывести балерунчика. Дошло до сцены, до тренинга несчастного шестилетки в пионэрскои лагере к выступлениям перед родителями, к разговором организатора этих издевательств с моей мамой – а она в юности мечтала о балете! – и до записи меня в балетную школу в Доме профсоюзов, на набережной городского пруда. В школу я ходил полтора года. Занимались у станка, ходили по кругу друг за дружкой. Я не просто стеснялся девочек, я просто угорал от стеснения! Любопытно, но тогда я совсем не стеснялся купаться в пруду голым и вопросы пола меня, мягко говоря, не беспокоили. Но ходить в белых чешках и огромных черных трусах рядом с одетыми в белое девочками… Во втором классе я сказал Роне, маме и бабушке, что я в эту ужасную школу ходить не могу, не хочу и не буду.
Тогда меня записали на картинг. Это мне нравилось немногим больше, чем балет, но по крайней мере первый свой карт я собрал, и на оном же и разбился. После чего руль автомобиля и я более не соединялись.
Таким образом можно сказать, что сам я к танцам и тем более к балету отношусь весьма отстранённо.
Но…
Мне довелось несколько раз сыграть в настоящие живые шахматы.
Случалось это по случаю празднования Нового года.
Последние пятнадцать лет я пристрастился к такой форме общения с юными шахматистами как «Шахматный Дед Мороз». Первый раз эту роль я исполнял в созданном нами совместно с Иваном Васильевичем Звягиным  специальнном «шахматном» классе школы номер шесть города Качканара.
Мы провели у детей «шахматную» новогоднюю Ёлку (на Новый 1987-ой год!), новогодний шахматный блиц-турнир и я дал в качестве Деда Мороза всему классу сеанс одновременной игры. Вот с тех пор сначала эпизодически,т а миллениума уже постоянно Новый Год я встречал и в одежке Дедушки, благо мой нос всегда был красным.
В 2002 ом году я готовил празднование пятидесятилетия Людмилы Сауниной и среди прочего предложил проект большой шахматной доски в форме моста через Исеть в самом центре Екатеринбурга, и вот на этой доске провести партию юбиляра с сильнейшей шахматисткой планеты в форме «Живых шахмат».
Согласно проекту роль «пешек» должны были сыграть  построенные в каре
3 х 4  суворовцы. То есть не одинокие солдатики, а именно отделения! Отряды! Слонов я хотел живых.  Коней – живых!. И артиллерию на передвижных башнях не бутафорскую.
Вообще же существенная разница между балетной труппой выполняющей традиционную шахматную партию на доске и тем, что постепенно выстроилось у меня кроется на ином уровне понимания Игры в целом.
Выяснилось, что при игре в ортодоксальные шахматы многие фигуры на доске статичны. А вот если труппа начнёт разыгрывать партию в «мерцающие шахматы» где все движутся одновременно…
Новое осмысление «живых шахмат» мне подарили дети в детском саду.
Оказалось, что дети с огромным удовольствием танцуют на огромной шахматной доске, представляя самих себя шахматными фигурами!
Любая танцевальная мелодия вызывает у них бурю восторга и желание тут же импровизировать.
И тогда я наконец увидел структуру и общее направление развития такого представления. Нет необходимости в полноформатной доске 8х8 клеток!
Достаточно некоего ясного фрагмента представления доски и довольно абстрактного представления «шахматных» фигур!
Сама труппа «Живые шахматы» может состоять из балетного звена,  вокальной группы, оркестра, драматического звена.
Ниша огромная и пока никем толком не занята. Между тем такая труппа могла бы специализироваться на съемках роликов для детей дошкольного и младшего школьного возраста. А какой простор для сценаристов, режиссеров, художников, авторов пьес и реприз…
Мне иногда снятся представления театра «Живые шахматы»…
Это сказочно, завораживающе, волшебно…
И совершенно ясно, что для меня этот мой проект так и останется плодом моей необузданной фантазии… А жаль…
Последнее время я всё чаще склоняюсь к идее конкурса детской шахматной танцевальной импровизации:
Тут вам и конкурс детского шахматного костюма, и конкурс детской танцевальной шахматной миниатюры…
Мечты, мечты…


Рецензии