Аграфена Степановна

          

                Аграфена Степановна
        Она приехала в наш дом в возрасте семидесяти лет. Вместе со своим мужем, значительно моложе себя, с которым они в супружестве уже многие годы. И быстро познакомилась с большинством соседей, приучив всех обращаться к ней исключительно по имени и отчеству; находя причины, чтобы заглянуть к ним в дом, пригласить к себе в гости, рассказать про свои обстоятельства. Теперь мы знали ее биографию – и что они переехали в город из поселка, и что она в годы войны воевала, что в бою была тяжело ранена, награждена за боевые заслуги орденом, чем  очень гордилась и о чем напоминала чиновникам, когда ей нужна была от них помощь для своей семьи. Муж ее оказался отличным мастером – и квартиру отремонтировал, и порядок у них, и тепло, и уютно, и чистота. Но иногда чувствовалась в нем какая-то грусть, происходившая, возможно, оттого, что очень они хотели иметь детей, а не получилось... Но уныние не по ней. Он ее главная любовь.
        - Он мужик видный, работящий... – хвасталась она перед соседками и прибавляла, что хоть и старше она его, но не она его ревновала, а он ее сильно ревновал.
        А мы не сомневались. Очень она хороша, несмотря на возраст; c какой-то удивительной чарующей женственностью, отличающей ее от других. А еще в ней угадывались неутихшие бабьи страсти, настороженность, отчего она придирчиво оглядывала женщин, выискивая в них внешние недостатки и обговаривая их, так что даже некоторые посчитали ее глазливой и стали сторониться. Напрасно это... Она доброжелательная. Просто она относится к типу людей, которые понимают только себя, свою боль... Но вот в чем ее действительно можно уличить, так это в умении ссорить людей. Насобирает сплетни, перемешает реальное с выдумкой, донесет от одного к другому – и ей это в развлечение. Хотя, если посчитает нужным, то при необходимости приятеля может и поддержать; и выступит на защиту смело, решительно.
        Через несколько лет заболел ее муж, инфаркт. Машина скорой помощи приехала уже поздно. Ее дом наполнили родственники. Она их выпроводила быстро. И следом за ними так же энергично сотрудников социальных служб. И радоваться не разучилась. Возле ее квартиры слышен громкий звук юмористических телевизионных передач и, как она смеется их шуткам.
        И врагам от нее достается. У нас в доме поселился новый человек - риэлтор, мутный, темный. Она таких сразу вычисляет. И находит к чему придраться. Перекрывает ему дорогу на лестнице и на весь подъезд слышно, как она предъявляет ему претензии.
        Он не выдерживает:
        - Та пошла ты...
        Серо-синие глаза Аграфены Степановны темнеют и округляются.
        - Что?! Як ты посмив....  !
       
        На улице она догоняет меня, хватает за локоть.
        - Слухай!
        И сообщает мне новости нащего дома, а также свои ссоры, обиды... Ну, это надолго. Я молчу и киваю в знак согласия ее словам. Она стоит на июньском солнце в зеленом сарафане с тонкими лямками, седовато-черные волосы забраны кверху, на руках смуглый загар; статная, стройная, любопытная ко всему, что ее окружает. Ей девяносто один год. Она отстаивает себя в любых ситуациях и не сдастся ни при каких обстоятельствах.
        - Это гены. – говорит она про себя.
        Да, наверное... Но у этой женщины есть чему поучиться.


               


Рецензии