Мудрец

В одном селении жили Дурак и Мудрец. Дураку жилось легко и радостно, в то время, как Мудрец находился в печальном раздумье. Один, делал всё, не задумываясь. Другой, постоянно задумывался, ничего не успевая делать.

    Надо, Дураку по воду, да умыться, - бежит к речке, насвистывает, под ноги не смотрит.

    Понадобиться вода Мудрецу, выглянет в окно, нет ли туч на небе. Осмотрит ведро, нет ли в нём дыр, да сколько воды в нём унести можно? Может нужно прихватить и второе ведёрко? Нести далеко придётся. Тяжело, но и дважды ходить, - глупо. Обует сандалии на твёрдой подошве, чтобы ноги не повредить камешками дорожные. Посмотрит, подумает, - засомневается в выборе обувки. Вдруг грязь у мостков, или брызги на голые ноги? На обратном пути: хлюпай всю дорогу, да пыль собирай на мокрые ноги. Так и всю воду, принесённую, потом потратить придётся, отмываясь от грязи. Сапоги нужны. А по жаркой дороге в сапогах… Неудобно, вспотеют ноги, мозоль натрёшь. Сядет Мудрец на крыльце, и мучается рассуждениями, да сомнениями своими. Не дают они ему покоя и единого выбора, - как правильнее за водой идти. Нет согласия с самим собой и здравым смыслом…

    Глядь, а мимо Дурак, уже обратно торопиться. Бежит, плещет воду на босые ноги. Смотрит на него Мудрец, и чуть не плачет. Завидует, что вода есть, и досадует, глядя на грязные ноги Дурака. Понять не может. Да, и что там понимать; Дурак, он и есть, - дурак! Плюнет Мудрец от досады, и уйдёт с крыльца.

    Так, и во всём у Мудреца. Каждый свой шаг он обдумывает, и разбирает со всех возможных, и невозможных сторон. Доказывает сам себе, сомневается, и оспаривает. И так правильно у него всё раскладывается, что грусть-тоска им овладевает, от невозможности принятия идеального решения. И всё чаще, Мудрец, борясь с самим собою, и оправдываясь, не мог превозмочь груз собственных аргументов.

    Окликнул, как-то раз, Мудрец Дурака:

  - Скажи, Дурак, как ты всё успеваешь? О чём думаешь?
  - Не знаю, делаю так, как получается!
  - Ты, наверное, всё знаешь заранее? Ни о чём не задумываешься… Ты знаешь, как, что и когда надо делать?
  - Не-е, просто я, ни в чём не сомневаюсь… А знаю я, не всё! Да и как узнаешь-то, пока не сделаешь?
  - Хорошо тебе живётся, Дурак! Хорошо быть тобою …
 
    Перестали люди, за советами к Мудрецу обращаться. Всё-то правильно он рассуждал, да рассказывал. Только, так нудно, и долго, что спросив утром, к вечеру он ещё разглагольствовал, а те уж забывали, о чём и спрашивали… Тоску, и печаль нагонял Мудрец, и на просителей совета, и на самого себя. А ответ его, скорее вопросом оставался, только ещё более сложным.

    Дурак всем помогал. Кому словом бесхитростным, кому делом реальным. Если что-то не получалось, так он переделывал с глупой улыбкой на лице: «Ща исправим, да поправим. Было б что...»

    Так люди в селении, разошлись во мнении: «Кто же больше знает: Дурак, или Мудрец?» Но может, и не в этом дело? И пустые рассуждения пользы не приносят, а бездумное шараханье по жизни, только вред!

    «Под лежачий камень, вода не течёт», а шишки ошибок, могут быть очень болезненны. Их себе не набьёт тот, кто ни чего не делает. Вот только ошибка, ошибке рознь… Понять, и исправить ошибки, - вот ум. Признать, и исправить свои ошибки, - даже мужество. Не допустить их впредь, - наверное, мудрость… Или: "Век живи, а дураком помрёшь"?

    Чем же мудр человек? Помыслами, словами, или поступками своими? Так может, мудр тот, кто не боится, прослыть дураком, и жить не боится!?


Рецензии