Олег Видов Часть 2 Глава 21 Есть любовь нет любви

                ГЛАВА 21 – 1968 ГОД

               
Съемки фильма «О причине смерти не упоминать» еще не закончились, а его уже ожидали на съемочной площадке следующего фильма -       
               
                «Есть любовь, нет любви».

Все действие происходит в один день – на улицах Белграда, на вокзале, на площади в  кафе, в картинной галерее, в квартире модельера с двумя его  поклонницами, в парке -  на реке и завершается в том же кафе, где начинается.

В этом фильме Олег Видов создал еще один простой образ своего сверстника. По сюжету он играет, как бы самого себя – советского актера, который снимался в Югославии в кинокартине и сыграл роль партизанского комисара. И почти в предпоследний день пребывания в Югославии случайно знакомится с девушкой и   проводит с ней часть дня. 

Фильм представляет собой калейдоскоп событий произошедший в один день с разными                людьми, образующими на время любовные пары. Они все находятся в разных состояниях поиска себя,  стремления к любви. Понимание счастья и любви у них у всех разное.    Все герои в разных состояниях и положениях, но все они за небольшое время действия, происходящего по сюжету, имеют возможность проверить, понять и оценить те  чувства которые ими двигают в стремлении найти свою любовь, или убедиться, что она действительно есть.. и в ком она.   
 
В этом фильме у Олега есть две сцены, когда его партнером является маленький мальчик. А актер показал еще одну сторону своего таланта. Он умеет великолепно общаться с детьми. А это уже много говорит не только об актере, но и о человеке.  Этот мальчик, как бы и является символом, своеобразным камертоном событий в фильме, как и его игрушка - детский калейдоскоп, знакомый всем нам, и героям     фильма с детства.

Мы все, как зрители, часто бываем не внимательны и не обращаем внимания на детали, которые в самом начале фильма являются основой понимания эстетики фильма,  его образов, смысла происходящего. Эти детали чаще всего и являются ключом,   камертоном, на который следует настроиться для правильного восприятия фильма.    Как бы одним знаком, символом, словом говоря нам, о чем этот фильм. В данном случае таким знаком – камертоном было всем нам знакомое с детства изображение изменяющихся картинок калейдоскопа на фоне которых идут начальные кадры фильма    с титрами.

Все мы в жизни ищем свою игрушку, свой калейдоскоп чувств, эмоций, впечатлений, как и малыш в этом фильме, потерявшийся в парке. А взрослые вокруг него ищут  свое счастье, или хотя бы небольшую часть его, не понимая, что небольшая его часть, полученная на время, никак не может быть заменителем большого целого. Погоня за иллюзией, за любовью, переживания, обман, страдания и простые радости – все есть в этом фильме.
 
  Фильм начинается с того, что в машине по городу едет красивая женщина (Оливера                Катарина 'Вучо').       (На фото кадр из фильма)               
 
Следующий эпизод этого «калейдоскопа» происходит на вокзале, когда мужчина                Малко (Данило Вата Стойкович)  встречает приехавших на поезде жену и маленького                трех – четырех летнего сына Сердяне, в руках которого его игрушка – калейдоскоп.
Они не внимательно переходят улицу и чуть не попадают под машину еще одного                участника этого калейдоскопа модельера - дизайнера Мишеля (Боголюб Петрович).
Следующий эпизод калейдоскопа разговор двух официанток уличного кафе на площади.                У одной из них, что-то на подобии  отношений  с администратором кафе.

   И вот мы крупным планом видим двух молодых женщин за одним из столиков кафе.                Это та красивая женщина ехавшая в автомобиле и ее подруга Раница (Неда Спасоевич) И вот она замечает красивого юношу идущего по улице. Это герой Видова. Он ей понравился. И подруга говорит ей – «Пойди за ним... что ждешь.» И та отправляется за ним в картинную галерею. Кассирша, продающая билеты при входе, не имеет мелочи дать сдачи с денег. И получается, что за вход оплачивает она, и он должен ей потом отдать деньги. Таким образом возникает повод для знакомства и общения. На стенах висят картины абстрактной живописи.  В эту галерею заходят  Малко с женой и с ребенком. Те, которые приехали на вокзал поездом. Они заблудились и спрашивают дорогу. А ребенок заинтересованно идет внутрь и происходит его  встреча с героем Видова. Прекрасная сцена разговора и их знакомства. А дальше   главные герои выясняют, что они в этой абстрактной живописи не разбираются. Они знакомятся, и юноша рассказывает, что он актер из СССР и снимается в кино, а  утром улетает в Москву. 

  Угостив ее мороженным, он предлагает ей поехать с ним в парк, где у него должны быть съемки. На мотоцикле везет ее в парк на реку. Они отправляются гулять.

                (На фото кадр из фильма)

   А ее подруга отправляется в гости к модельеру дизайнеру Мишелю. Перед зрителем калейдоскопом проходят сцены  в парке  и сцены в квартире модельера.

   К нему заходит соседка позвонить по телефону. И мы оказывается свидетелями ее разговора с отцом того прекрасного малыша, который встечал свою семью на вокзале.


После этого телефонного разговора, отец замечает, что нет их сына. И они с женой отправляются его искать. А Серджяне бродит по парку, теряя свой  калейдоскоп

                (На фото кадр из фильма)             

А наши главные герои радуются общению, он носит ее на плечах, кружит в воздухе.
Есть ощущение, что между ними возникает взаимная симпатия.  Им легко и уютно вместе.,

А в парке появляется еще одна пара: официантка и  администратор того кафе.  У него явное намерение  остаться с ней наедине. На них лежащих в укромном месте натыкается малыш.  А мужчина, недовольный, что ему помешали, прогоняет ребенка. 
   

А главные герои приходят на берег реки, где происходят съемки фильма и он должен сниматься в сцене спасения утопающей.

И вот  туда же приходит малыш. И они опять встречаются, опять разговаривают.

                (на фото кадр из фильма)

       Актер очень легко и естественно ведет себя в этом общении.

А  ищущая его мама натыкается на тех же официантку и ее администратора, к его неудовольствию, но узнает, куда пошел ребенок. Она приходит на берег и находит его разговаривающим с героем Олега.  Радостная мама  забирает малыша, который по дороге находит свой калейдоскоп. Но мама берет его и выбрасывает. И калейдоскоп летит к той паре, которой постоянно все мешают остаться наедине. И администратор берет его и бросает дальше, попадая прямо под ноги гуляющей  Ранице.

А мы опять в квартире модельера.  Когда он с гостей  уже  в постели, приходит его подруга Лиляна (Рузица Сокич), которая начинает рассказывать о своем ухажёре, не подозревая, что его жена находится в этой же комнате и всё слышит. Наговорившись, она  отправляется в ванную..
                (На фото кадр из фильма)         

    А мы опять в парке на берегу реки, где продолжается съемка фильма.

 И опять квартира модельера. Он уже одетый, а вышедшая из ванны Лиляна  стремится быстрее попасть под покров романтического балдахина и там обнаруживает другую гостью, жену своего ухажёра. А модельер наблюдает за этой сценой со стороны.

А в парке продолжаются съемки и вдруг раздается крик, призыв о реальной помощи. Герой Видова бросается на берег, и ему удается спасти реально  тонущую женщину. Прямо на берегу, возле воды он начинает ей делать искусственное дыхание и видя , что она не приходит в себя, начинает ей дышать в рот.  И в этот момент туда приходит  его спутница - Раница  и она видит, как он прикладывается к губам лежащей. Решив, что он ее целует, она уходит.

  Подбегают все остальные, и женщина постепенно приходит в себя. И в это время появляется отец семейства. Это оказывается та женщина, что звонила ему по телефону. Он обнимает ее.

 А герой Видова бросается искать свою спутницу – Раницу, а она садиться на катер и с другими девушками съемочной группы уезжает. Он бежит по берегу и зовет ее, но она   не оборачивается.

И опять мы оказываемся в кафе на площади. Рядом с ним,  напротив модельер проводит фотосъемку со своими моделями.

А в кафе собираются все участники происходивших событий. Туда же приходит и отец семейства с женой и малышом. Приходит  муж подруги Раницы и целует жену. А за ними наблюдает Лиляна со своим  спутником. На столе перед Раницей лежит калейдоскоп. Он за этот день побывал в руках у всех персонажей фильма, у всех стремящихся любить и быть любимыми. 

Малыш идет между столиками и видит свой потерянный калейдоскоп, берет его и возвращается к матери и, отвечая на вопросы взрослых, объясняет им. А камера показывает крупным планом лицо этого прекрасного малыша.   

  Многие эпизоды фильма сопровождаются очень точной музыкой Воислава Костича, создавая особую атмосферу всего действия.

  Жаль, что фильм не был озвучен на русский язык и отечественный зритель его не видел. И наверно причина не только в том, что в фильме много эротических сцен. Все они не выходят за рамки приличия - дозволенного в то время. А вероятнее всего в особом социально-нравственном принципе, который декларировало начальство советского киноискусства и не только оно.         

 Была ли любовь или ее не было?  Этот вопрос авторы как бы задают зрителю –  А мы всю свою жизнь задаем себе сами этот вечный вопрос – Была это любовь, или нет?
 
     Этот фильм был дебютом еще одного югославского режиссера - Николы Раича.
                *   *   *
        А партнершей Олега была югославская актриса Неда Спасоевич.

   Она родилась  16 апреля  1941года в Белграде
   В кино дебютировала в 1967 в фильме « Когда я буду мертвым и белым »
   (Kad budem mrtav i beo)         

   И снялась всего в 28 фильмах:               
   в 1967 году  -  «Утро» ( Jutro)   роль  Марклены,               
   в 1968 году  - «Есть любовь, нет любви» в  главной  роли,               
   в 1972 году « Вальтер защищает Сараево»               
   в 1972 году «Следы тёмноволосой девушки»               
   в 1981 году «Закон любви» (Banovic Strahinja)- производство Германия, Югославия.

   К сожалению она ушла из жизни в 40 лет - 16 июля 1981 года.

 Кроме неё в этом фильме партнерами Олега по съемкам были двое актеров с которыми                он снимался в предыдущем фильме:  талантливая актриса  Оливера Катарина 'Вучо' и актер Велимир 'Бата' Живоинович.
 
  Оливера Катарина была хорошо известна советскому зрителю по совместному (ГДР, СССР, Болгария, СФРЮ) фильму 1971 года «Гоя, или тяжкий путь познания » - сыграв в нем одну из главных ролей - герцогиню Альбу.

В этом фильме она создала образ женщины пытающейся понять, любит она мужа или другого мужчину (модельера), который ей нравиться. Наряду с другими актрисами, снимавшимися в главных ролях, она является настоящим украшением этого простого                и бесхитростного фильма, совершенно не претендующего называться шедевром. Но от этого ничего не потерявшего.               
 
   На Ютюбе  есть  фрагмент фильма – исполнение Оливер Катариной песни под ее  собственный аккомпанемент на гитаре. Посмотрите его.               
             
              https://www.youtube.com/watch?=kH44RG44P6g               
               
    Этот фильм подарил Олегу Видову прекрасную возможность, которая не всем  актерам достается и не все с ней справляются достойно. Это были две прекрасные сцены, когда его партнером был маленький мальчик. Они оба прекрасно сыграли свои совместные эпизоды, не уступая друг другу. Только уже из-за нескольких этих сцен  фильм заслуживает, чтобы его посмотреть.
Но самое интересное то, что этот киносюжет будет иметь продолжение в  реальной жизни моего героя в будущем.. . Но не будем забегать вперед...
               
                *    *    *

    (На фото кадр из фильма - в финале в кафе Лиляна смотрит, как к её сопернице подходит муж и целует её. )
 
               ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ:  « ЕСТЬ ЛЮБОВЬ, НЕТ ЛЮБВИ »
   
            Полнометражный художественный фильм - мелодрама
           Оригинальное название: Ima ljubavi, nema ljubavi

   
   Режиссер - Никола Раич (Nikola Rajic)               
   Сценаристы: Никола Раич (Nikola Rajic), Мила Стоянович (Mila Stojanovic)               
   Оператор-постановщик - Милорад Яксич- Фанджё (Milorad Jaksic-Fandjo)               
   Оператор - Часлав Момчилович               
   Ассистент  оператора - Драгослав Вилотич               
   Композитор - Воислав Костич (Vojislav Kostic)               
   Художник - Владислав Лашич (Vladislav Lasic)               
   Помощник режиссера - Светаслав Павлович (Svetislav Pavlovic)               
   Первый ассистент оператора - Caslav Momcilovic               
   Ассистент оператора - Dragoslav Vilotic               
   Фотограф - Анджей Попович (Andrej Popovic)               
   Реквизит - Павел Урозевич               
   Монтаж:  Майя  Лазаров, Вера Михайлович               
   Сценография и костюмы - Владислав Лашич (Vladislav Lasic)               
   Rezija - Nikola RaJic               
   Ton - Dusko Aleksic               
   Organizator - Jocic Slobodan               
   Rasveta - Ignjat Dedic               
   Sminker - Dragica Milivojevic               
   Грим - Dragica Milivojevic               
   Muz.saradnik Ljiljana Popovic               
   Директор фильма Раде Стефанович (Rade Stefanovic)               
   Помощник директора фильма Мила Бурович

            В фильме снимались актеры:               
   Олег Видов – советский актер,               
   Оливера Катарина 'Вучо' (Olivera Katarina  (as Olivera Vuco)               
   Боголюб Петрович (Bogoljub Petrovic) – Мишель модельер,               
   Неда Спасоевич (Neda Spasojevic)  - Раница               
   Петар Божович Рetar Bozovic)               
   Гизела Вукович (Gizela Vukovic)               
   Велимир 'Бата' Живоинович (Velimir 'Bata' Zivojinovic)- Директор                     
   Бранислав Зогович (Branislav Zogovic  (as Zogovic),               
   Добрила Илич (Dobrila Ilic)               
   Лиляна Ласич (Ljiljana Lasic)               
   Ева Рас (Eva Ras)  - официантка               
   Рузица Сокич (Ruzica Sokic) - Лиляна,                               
   Данило 'Бата' Стойкович (Danilo 'Bata' Stojkovic) -Отец семейства               
   Горан Султанович (Goran Sultanovic)               
   Елена Тинска (Jelena Tinska)               
   Срджан Тодорович (Srdjan Todorovic  Srdjan) - мальчик  Срджан               
   Бранко Чвеич (Branko Cvejic),               
   Любица Яницевич (Ljubica Janicijevic)               
   Йован-Бурдуш Янчиевич (Jovan-Burdus Janicijevic)
 
   Производство  Югославия Амала Фильм -  1968 год.               
   ORWO color  Hunnia film studio kepte ghnologia               

   Фильм  цветной, звук моно, на сербо-хорватскомязыке.               
   Продолжительность 80 минут.

                * * * * *               


Рецензии