Педагогика, обращенная к молодости

Воспитатель! Какая возвышенная нужна тут душа!
Жан-Жак Руссо.


Истинный педагог — гуманист. Он отстаивает идеалы человеколюбия, доброты, верности долгу. Ему хорошо известно христианское чувство сострадания, ибо он готов в любую минуту оказать помощь беззащитному и слабому, утешить и ободрить душевным словом.

Роль педагога не менее значима в обществе, чем писателя, композитора, художника. Нередко он всецело посвящает себя служению людям, жертвует ради них личным счастьем. Порой его жизнь складывается так, что некогда завести полноценную семью и собственных детей. Это говорит об отсутствии в нем гармонии между личным и общественным. Однако когда педагог преодолевает власть родительского инстинкта, а желание иметь родную кровинку отходит на второй план, он поднимается выше обыкновенных людей. По этому поводу у Руссо есть замечательный афоризм: «...Чтобы создавать человека, нужно самому быть или отцом, или больше чем человеком». Трагичная и одновременно подвижническая жизнь великих учителей Януша Корчака и Марии Монтессори глубоко символична.


Исключительное дарование

Впервые за всю историю белорусской музыки в концертном зале Белгосфилармонии состоялся авторский концерт 18-летнего композитора. Виновницей столь редкого и во многом примечательного события стала Динара Мазитова. Как говорил конферансье Владимир Шелихин, трудно перечислить конкурсы, где она не была удостоена звания лауреата и дипломанта. Мне остается лишь вслед за ним повторить, что Динара является лауреатом Фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, лауреатом семи международных конкурсов молодых композиторов в Гродно, Санкт-Петербурге, Москве, лауреатом Международного конкурса пианистов в Италии.

Надо ли говорить, что эта лавина наград далась ценой большого труда. Без огромной потребности создавать музыку такие успехи были бы невозможны. Мне, педагогу, который на протяжении 10 лет занимался с Динарой, более чем кому-либо другому известно, сколько творческих озарений и кропотливой работы потребовало каждое написанное ею сочинение! А их несколько сотен. Спрашивается: имеем ли мы право проходить мимо исключительного дарования? Любой человек без особых раздумий скажет: «Конечно, нет!»

На практике же дело обстоит иначе. Концерт молодого автора, чье имя в будущем может стать украшением национальной культуры, не удостоила своим присутствием художественная элита страны. Равнодушно отнеслись к музыке талантливой девушки, дерзнувшей подняться на престижную филармоническую сцену, наши маститые композиторы, за исключением трех-четырех человек, в числе которых председатель Союза композиторов Беларуси Игорь Лученок. Он-то не уронил честь профессионала, не опустился до оскорбительных ссылок на занятость, на плохое здоровье, потому что не страдает комплексом ущемленного самолюбия. Талант замечает и поддерживает талант, посредственность – лелеет собственную персону.

Впрочем, нет худа без добра. Как говорится, чем меньше недоброжелателей и завистников в зале, тем чище атмосфера в нем. Публика радовалась всему услышанному и увиденному на сцене.

Мне, безусловно, заинтересованному лицу, стремившемуся сохранить объективность, показалось, что Динара обнаружила творческую зрелость во многих произведениях. Среди них назову прежде всего цикл пьес под названием «Детство», «Отрочество», «Юность», написанных для разных инструментов: флейты, скрипки, виолончели в сопровождении фортепиано. К ним примыкают Токката и «Грузинский танец» для скрипки. Рядом стоит сюита для фортепиано «Хроники Нарнии» по одноименной сказке Льюиса. Приятное впечатление оставили три хора на стихи Омара Хайяма и отрывки из балета «Дюймовочка», сочиненного Динарой, когда ей было всего 10 лет.

Концерт в двух отделениях пролетел незаметно. В нем приняли участие 150 исполнителей. Произведения Динары Мазитовой публика приняла с, так как ее музыка была тоже искренней и, кроме того, простой, ясной, доброй, образной, психологически тонкой, светлой, жизнерадостной, темпераментной, изящной, красивой и, главное, личностной – той, что основана на гармонии звуков, очищающей нашу душу.

Что бы я пожелал своей бывшей ученице? Первое: быть отзывчивым и скромным человеком. Второе: чтобы никогда не иссякал родник ее фантазии и вдохновения. Наконец, третье: создавать красивую музыку современным языком — задача, надо признать, невероятно трудная!


Мой педагогический опыт

Родители часто спрашивают меня: как определить талант ребенка? Как развить его способности? В чем суть моего метода преподавания композиции?

Вопросы актуальные, и на них я могу дать обоснованный ответ, поскольку за долгие годы воспитал более двадцати учеников, избравших нелегкую композиторскую стезю.

Пусть мальчик или девочка на первых порах попробуют свои силы в различных сферах самовыражения: музыке, живописи, поэзии, прозе, порекомендуйте им вести дневник или попросите написать заметку в молодежную газету.

Если нет возможности обучать ребенка в специальной школе, то родители должны постараться найти знакомых в среде творческих людей, чтобы дети могли увидеть собственными глазами, чем занимаются взрослые, какие прекрасные творения они создают, и тогда, быть может, чью-то ребячью душу увлечет та или иная область искусства.

Родители обязаны также найти талантливого учителя для своего ребенка. Глупо отдавать его в руки первому встречному педагогу. Кругом очень много преподавателей с престижными дипломами, однако далеко не каждый из них – воспитатель по призванию. Следует задуматься, достаточно ли они просвещенны и бескорыстны? Сможет ли кто-нибудь из них стать другом вашей семьи?

Именно отцы и матери должны создавать культурную атмосферу, чтобы юный талант мог развиваться полноценно. Где нет культуры и цивилизации, там нет почвы для возникновения дарования: в пустыне или болоте розы не растут!

История показывает: там, где родители проявляли настойчивость и терпение в развитии природных данных своих детей, как правило, достигались значительные результаты. Вспомните, какую роль играли отцы в жизни таких гениев, как Моцарт, Бетховен, Паганини, а мать — в судьбе Виктора Гюго. Отсюда следует простой вывод: в формировании таланта, по-моему, 70 процентов успеха зависит от родителей, 20 — от педагога и 10 — от ученика, какими бы выдающимися способностями он ни обладал.

На уроках сочинения музыки педагог не достигнет желаемого, если не будет находиться в приподнятом, праздничном настроении. Ему крайне важно всегда сохранять молодость духа и окрыленность души, чтобы легко находить общий язык с детьми. Это поможет преподавателю понимать характер творческого порыва ученика, заставит ценить каждую написанную им ноту, каждый сочиненный мотив. Он не позволит себе зачеркивать то, что было рождено живым, трепетным чувством и вылилось на бумагу. Учитель, не способный поддержать первые художественные опыты начинающего автора, на корню загубит его благородные стремления, вызовет неприязнь к святому композиторскому ремеслу.

Напротив, тот, кто снисходителен к неудачам и погрешностям воспитанника, будет действовать иначе: сосредоточит его внимание на тех ошибках, которые нетрудно исправить, и оставит в стороне непреодолимые в данный момент недостатки. Более того, он непременно найдет возможность, чтобы похвалить и одобрить его, поддержать в школьнике веру в свои силы.

С каждой новой пьесой окрыленный автор будет обретать опыт и сможет самостоятельно устранять изъяны. Незачем давать задания, которые он не сумеет быстро, без особых усилий выполнить. Нельзя нарушать праздник творчества, портить его утомительными упражнениями.

Мастерство приходит в процессе вдохновенного труда. Светятся глаза ребенка — значит, вы на правильном пути, погасли — поставьте жирный крест на своей работе!

Педагог обязан делать замечания по поводу сочиненной учеником музыки исходя из его логики, а не из своей. Наставник помогает развивать те мысли, которые присутствуют в композиции ученика, пусть даже в зачаточном виде, или вовсе не осознаются им, но нельзя подчинять его детскую волю своей взрослой воле.

Придерживаясь этого метода, преподаватель формирует талант в воспитаннике изнутри, незаметно и безболезненно, но не снаружи, вроде жестянщика, выбивающего узор на твердой металлической поверхности.

Учитель ухаживает за юным дарованием с любовью, как садовник за цветами на клумбе, который не мешает им расти по их собственным законам. Учитель не позволяет себе действовать с помощью исправления нотного текста, всевозможных запретов, предостережений, указаний, требований, критических замечаний и обидных насмешек.

Талантливый ученик — это воздушный змей, взвившийся в небо и обозревающий земные просторы, хотя наставник и удерживает его за ниточку. Он-то, учитель, в детстве сам запускал бумажных змеев и понимает, какое это восхитительное занятие. И, став педагогом, может проникнуть в душу юного существа, охваченного вдохновенным порывом к творчеству.

Одним словом, я не изобрел ничего нового за тридцать лет преподавания. Я интуитивно следовал взглядам на педагогику великого французского мыслителя Жан-Жака Руссо.

Хочу привести два его высказывания, которые являются, в сущности, эквивалентом моей методики. В них, как в зеркале, отражается мой собственный опыт.

«Я не говорю здесь о качествах хорошего воспитателя... Замечу только, что воспитатель ребенка, вопреки обычному мнению, должен быть молод, и даже так молод, как только может быть молод человек умный. Я желал бы, чтобы он сам был ребенком, если бы это можно было, чтобы он мог стать товарищем своего воспитанника и привлечь к себе его доверие, разделяя с ним забавы его».

«Если вы на вопрос ребенка, из желанья отделаться от него, приведете хоть один довод, которого он не в состоянии понять, то, видя, что вы в рассуждениях основываетесь не на его идеях, а на своих собственных, он будет считать все сказанное вами пригодным для вашего, а не его возраста: он перестанет вам верить – и тогда все погибло».

Актуальные мысли!

Вовсе не случайно я обратился к многогранной фигуре Руссо — просветителя и философа. Как известно, он был к тому же незаурядным композитором, автором первой французской комической оперы «Деревенский колдун», инструментальной музыки и романсов. Как педагог он выступал против всякого рода авторитаризма в школе, столь часто имеющего место в наших учебных заведениях снизу доверху, включая кафедру композиции Белорусской академии музыки. Там творчески одаренную молодежь нещадно насилуют безнадежно устаревшими методами обучения, досаждают жесткой, я бы сказал, диктаторской опекой. Если не разорвать порочный круг, у нас в стране не появятся национальные гении, равные Эдварду Григу (Норвегия), Яну Сибелиусу (Финляндия), Бела Бартоку (Венгрия), Леошу Яначеку (Чехия), и музыка белорусских композиторов не станет достоянием всего человечества.


Рецензии