Добрые люди

                Глава 5.Деревня.

  Наверное всему определено своё время,время жизни.Деревням,как живому организму,это время тоже определено.Какие факторы влияют на продолжение времени жизни я не знаю,но уверен,что-то есть.Приходит период угасания,а потом и полного прекращения цикла.Не смотря на многовековую историю,на длительный путь на определённом историческом отрезке,такое время пришло и для нашей деревни.Я как раз и был свидетелем этого угасания,а потом и прекращения жизни до полного исчезновения. Сейчас,оглядываясь назад я осознаю,что мне посчастливилось видеть остатки,вернее осколки,того старого устоя,традиций.Мне посчастливилось видеть людей,и жить среди них,которые помнили уже позапрошлый век,которые рассказывали об этом так,как будто это было вчера.Это была их жизнь,для них это и было вчера.От этого их рассказы были живые и красочные,они делились своими воспоминаниями,сами с собой,им не надо было ничего объяснять друг-другу,все и так понимали о чём речь.
  Я думаю,что деревня не пережила коллективизацию.Именно с наступлением нового времени потерялся старый уклад жизни.Войны конечно имели свой отрицательный момент,деревня теряла трудоспособных мужиков.Но как не странно,людской ресурс пополнялся в полном объёме.Даже Великая Отечественная,когда не вернулось половина мужского населения,а вернувшиеся в большенстве были инвалиды,не убила деревню.Она выжила.Трудно,с напрягом,возможно из последних сил,но выжила деревня.И детей нарожала,и домов не убавилось,и хозяйства сохранились.А потом начался массовый отток молодёжи.Да такой массовый,что из нашей деревни уехали все.Из послевоенных детей в деревне не остался никто,ни один человек.Деревня начала стремительно стареть.Последним ребёнком,да и то случайным,рожденном в городе,был я.На каникулы конечно детей собиралось много,к бабушкам-дедушкам,но постоянно проживающих молодых семей не было,детей конечно тоже.Возможно ещё именно поэтому,я просто обязан рассказать то,что помню,что видел.
  Однажды,работая на заготовке колхозного сена,был я свидетелем и даже участником разговора на тему колхозов и деревни в частности.В то время ещё было принято работать,при чём не зависимо от статуса и возраста.Работа находилась всем.Нам детям,в том числе и питерякам(как называли в деревне всех приехавших на каникулы или в отпуск с города,не зависимо с какого,питеряк и всё),пенсионерам,давно перешагнувшим пенсионный возраст.Конечно палкой не гнали,но отказываться было не принято.Все понимали-горячая пора сенокоса.Ну и плюс какие-то деньги за работу платили.А главное,так называемые проценты.На каждый отработанный день,осенью или в конце года начислялся процент.Выдавался этот процент натурой:клевером,зерном,соломой.В общем тем что производил колхоз.Личные хозяйства были у всех,корма конечно ценились.На такие работы ходили все,бабушки отправляли своих внуков-питеряков,и шли на посильную работу сами.Мне было лет десять-одиннадцать,таких как я направляли топтать сено в сараях.Закидывали сено в сарай старики-пенсионеры,а мы растаскивали,укладывали,топтали,кувыркались.В общем работа не трудная,но пыльная,зато потом с каким удовольствием купаться.Сено к сараю подвозили на лошадях,старики помоложе.Телега ставилась у ворот,коня разворачивали на девяносто градусов к телеге,под телегу подлазил возчик,и напрягшись,спиной переворачивал воз,вместе с телегой.Затем конь трогал,телега вставала на место,ехали за новым возом.Вот так просто.Дальше начиналась наша работа,сено кидали в сарай и укладывали.Между возами у нас был перекур,иногда длинный,взависимости от расстояния перевозки.Во время перекуров наша детско-пенсионная бригада рассаживалась на траве и болтала.Старики,а на такую работу направляли кому лет уже за семьдесят,были ровесники века,а то и старше,и мы юные пионеры,воспитанные на идеалах Павлика Морозова.Поэтому мнения были зачастую весьма противоположные.Мы конечно спорили по мере сил,отстаивали своё передовое мировозрение,но со стариками очень-то не поспоришь,можно и навильником схлопотать,поперёк хребта.
 Безрукий дед Митрий,раньше был бригадиром,а после выхода на пенсию стал простым колхозником,работал как все колхозные пенсионеры на лёгких работах.С вилами управлялся мастерски,не смотря что руки нет.Характер имел,на наш детский взгляд,весьма зловредный.Например,когда сена много,возы едут один за другим,старики выпускали нас передохнуть,пыльно всё-таки,жалели.Но если был дед Митрий,ни за что не выпустит,пока всё сено не закидают.К тому-же любил позадирать питеряков.Мне-то не доставалось,я вроде как деревенский,а питеряков задирал.Вот пристанет:"Вовка,кем будешь когда вырастешь?А машинистом,понятно.А ты Юрка кем?Моряком,тоже хорошо.А вот скажите мне моряки-лётчики,что вы будете жрать?Кто вам будет хлебушек растить,молоко доить,да мясо откармливать?"Ну и в таком роде,зловредный дед.
  Как-то во время перекура завёл дед Митрий разговор,не с нами,а со стариками,мы так,присутствовали,подвякивали время от времени.Вспомнился мне этот разговор через много лет,потому как угадал дед Митрий будущее.Говорил он примерно так:"Вот скоро умрём мы,мужики.И что после нас?Деревня понятно умрёт,нету молодёжи.Но думаю я,что и колхозов не будет,распадутся колхозы.А может не будет и страны.Ведь мы последнее поколение,которое помнит как надо.Когда сеять,когда косить,а когда лён теребить.Вот аграном колхозный,ведь дурак дураком,хоть и техникум закончил.Я ему,рано мол сеять на Заполке,мокро,а он сеять,сроки,план.Вымокло семя,дурак-одно слово.А ведь после нас они все так сеять будут.Коров взялись выгонять,когда уж солнце высоко,часов в семь.Да разве можно так.К этому времени корова уж сытая должна быть,нажраться должна,пока оводов нет.Какое-же они молоко надоят,сколько?В прошлом году поле льна под снег ушло.Да если-бы я такое допустил,когда был бригадиром,утопиться надо,всё равно расстреляли-бы,а тут хоть-бы что.Нет развалятся после нас колхозы,а может и страна."
  Вспомнил я деда Митрия лет через тридцать,когда приехал туда,где была наша деревня.Когда ходил там,где были поля,фермы,сараи с сеном.Прав был дед,ни деревни нет,ни колхоза.


Рецензии
Всегда с тоской смотрю на заброшенные деревни, заросшие поля. Обидно, что дети и внуки не познали утренней росы, запаха свежескошенного сена, не качались на макушках берёз и не скакали на лошадях без седла.

Елена Ляхова   30.10.2016 23:35     Заявить о нарушении
Всё в наших силах. Мой мелкий растёт в деревне, правда в болгарской.

Мик Александров   30.10.2016 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.