Одесские небылицы. Камергерский мундир

Тихим летним утром, в тихом одесском дворике, который по случаю столь раннего часа ещё не огласился криками и воплями обитателей дома, на старых стульях красного дерева сидели два старых еврея, Айзик и Янкель, и, как всегда, вели разговор за жизнь.
«Айзик, сегодня я расскажу тебе забавную историю про мундир»  - начал Янкель.
«Какой ещё мундир?» - спросил Айзик.
«Шведский камергерский мундир» - ответил Янкель.
«Что это за хрень такая? Ты можешь, Янкель, перевести со шведского еврейского, на одесский еврейский?» - потребовал Айзик.
«Камергер, шоб ты знал Айзик, это высокий придворный чин. Что-то вроде придворного генерала» - пояснил Янкель.
«И что же этот придворный генерал делал?» - поинтересовался Айзик.
«Ну, вроде как, заведовал хозяйством короля, был его ключником» - ответил Янкель.
«Наверное, это была денежная должность» - предположил Айзик.
«А кто бы в этом сомневался!» - авторитетно подтвердил Янкель.
«Ну и шо ты собирался рассказать за своего знакомого камергера?» - спросил Айзик.
«У меня нет знакомого камергера, Айзик. А рассказать я тебе собирался за мундир шведского камергера, жившего лет 150 назад» - сказал Янкель.
«Ну валяй, рассказывай» - согласился Айзик.
«Когда умер мой отец, а это было тридцать лет назад, он оставил мне в наследство большой сундук....» - начал Янкель, но его тут же перебил Айзик, съязвив:
«...Набитый старинной серебряной посудой...»
«Набитый старинной одеждой, изъеденной молью» - спокойно закончил свою фразу Янкель.
«Готов поспорить, что ты до сих пор хранишь эту старинную одежду, изъеденную молью!» - быстро вставил Айзик.
«Не я, а моя Сара1 А это две большие разницы! Сара не стала выбрасывать тряпки, заявив, что придумает что-нибудь...»
«Придумала?» - поинтересовался Янкель.
«До сих пор думает... Но ты слушай сюда! В сундуке оказался красивый военный мундир из плотного темного сукна, обшитого золотом! Если бы ты видел эту красоту, Айзик!»
«Ну таки покажи! Прям сейчас!» - воскликнул Айзик.
«Айзик, ты опоздал на тридцать лет. Я продал этот мундир...» - сказал Янкель.
«А на фига?» - спросил Айзик.
«Ради денег конечно!» - ответил Янкель.
«Заработал?» - спросил Айзик.
«Не перебивай и слушай сюда! Увидев этот мундир, я подумал, что он стоит бешеных денег! Но чтобы его выгодно продать, надо было установить его родословную. В каком веке носили такие мундиры? В каком роду войск? Какие чины? И всё в таком роде....»
«Ты же сказа, что это генеральский мундир?» - удивился Айзик.
«Ну, тогда-то я этого не знал! И ты знаешь, что я сделал?»
«Шо ты сделал?» - спросил Айзик.
«Я подробно описал мундир на бумаге, указав все детали, которые я разглядел на нём, и послал письмо в Эрмитаж, за разъяснениями»
«Разъяснили?» - спросил Айзик.
«Ну да, Я получил письмо из Эрмитажа...» - ответил Янкель.
«И шо?» - спросил Айзик.
«Шо шо?»
«И шо они тебе разъяснили?» - нетерпеливо спросил Айзик.
«Ну они очень вежливо ответили, что очень загружены работой и что в настоящее время у них нет времени, чтобы отвлекаться на моё письмо....» - нехотя объяснил Янкель.
«И шо ты сделал?» - спросил Айзик.
«Я взял этот мундир и понёс его к старому антиквару Соломону, который знал всё и мог справедливо оценить любую вещь, которую ему приносили» - сказал Янкель.
«И шо Соломон? Оценил?» - спросил Азик.
«Ты не представляешь, Айзик, какой глаз у Соломона! Он бросил всего один взгляд на мундир и сказал: «Ну и какую цену вы хотите за этот старый шведский камергерский мундир с финскими кавалерийскими обшлагами и русскими пехотными пуговицами?»
«Да ну? Так это, стало быть, оказался не генеральским мундиром?» - удивленно спросил Айзик.
«Старый Соломон мне сказал: «Молодой человек! Может быть, когда нибудь, этот старый, изъеденный молью мундир и был  шведским камергерским мундиром, но затем он превратился в шведско-финско-русский шутовской наряд!»
«И шо, Соломон не стал покупать у тебя этот мундир?»
«Купил...»
«За большие гроши?» - поинтересовался Айзик.
«Ну не то, чтобы за большие гроши, но купил....» - ответил Янкель.
«За сколько?» - настаивал Айзик.
«Ну, за сто рублей....» - нехотя ответил Янкель.
«За сто рублей?» - не поверил Айзик.
«Ну, кажется, за пятьдесят... я уже не помню....» - пробормотал Янкель.
«Это же тогда было пять бутылок водки!» - быстро подсчитал Айзик.
«Примерно так...» - согласился Янкель.
Айзик задумался, а потом проговорил:
«Я вот о чём подумал, Янкель. А на фига старому еврею Соломону сдался твой старый шведский мундир, съеденный молью? И на фига  за это старьё, съеденное молью, он выложил тебе полтинник?»
Янкель ничего не ответил. Он давно уже прикинул, что нынче за этот мундир он мог бы выручить сто бутылок водки. Одним словом, продешевил.....

26.06.2015 АГ


Рецензии