Пелея сын могучий одолел
Царицу амазонок и доспехи
С нее сорвал, поскольку вожделел
С ней испытать любовные утехи,
При амазонки обнаженной виде
Мгновенно позабыв о Брисеиде.
Грудь девы стиснула его рука,
Любовника прозревшей в господине.
На круглый темный лепесток соска
С набухшим розовым бутоном в середине
Легла его ладонь. В истоме млея,
Ахиллу отдалась Пентесилея.
По словам большинства античных поэтов, Ахиллес был не только большим охотником до противоположного пола, но и вообще бисексуалом, являясь при этом образцом для всех последующих воинов эллинской культуры. Подобная любвеобильность, без растраты волевых качеств, не удивительна для людей, общая физподготовка которых, была, согласно Льву Гумилёву, на уровне нынешних мастеров спорта, а систему религиозных запретов для которых создавали не государственные мужи, вроде того же Кун-цзы, но поэты, с их изменчивою музою. Да только империю, столь же устойчивую, как Китай или Халифат, при такой «ветреной» этике создать никак невозможно. Увы, имперский Рим был крайне неустойчив одинаково династически, конфессионально и морально!
В принципе, уважаемый Марат Зуфарович, Ахиллесу могли "поставить в вину" (хотя мало кому из людей крито-микенской, гомеровской и античной эпох пришло бы в голову осуждать нечто подобное) разве что его неумеренную скорбь по Патроклу (в отличие от подражавшего Ахиллу Александра Македонского, у которого, наряду с многочисленными возлюбленными и несколькими женами, был не только Гефестион, но и прекрасный евнух Багой и др.). Но и в античные, полисные, времена мужчины-эллины проводили время главным образом в военных лагерях, на агоре, в палестре, гимнасии, банях - и везде в компании себе подобных, женщины же на женской половине, в гинекее. Общались они не слишком часто, в основном ради зачатия детей (не считая симпосиев с участием женщин-гетер, но и там общение шло преимущественно между мужчинами, женщины же в основном "молчали, пока джигиты разговаривали"). Сельских жителей я не беру (к тому же древнегреческая литература, не считая чисто литературных буколических, сиречь пасторальных, идиллий типа "Дафниса и Хлои", описывает жизнь горожан; впрочем, в Афинах, скажем, селяне тоже считались гражданами полиса, но, скорее всего, бывали в городе не слишком часто; в Спарте же жизнь селян-илотов - "государственных рабов" - вообще никого не интересовала, за отсутствием у спартиатов литературы, кроме военных песен - да и тем сочинял беглец-афинянин Тиртей и др., хотя известно, что у илотов были семьи - жены и дети). От свободного гражданина требовалось в положенный срок сочетаться законным браком со свободной гражданкой и обеспечить полис законным потомством от этого брака. В остальном гражданин был совершенно свободен в плане сексуального поведения. В Риме поначалу все было не так, хотя существуют веские основания полагать, что усердно воспеваемые ревнителями морали (как правило - чужой) "нравы предков" (mos maiorum) существовали, скорее всего, в воображении тех, кто их ставил в пример своим распущенным современникам, горестно восклицая "о времена, о нравы!" (o tempora o mores). http://www.proza.ru/2015/03/31/1476
Ах, дорогой Вольфганг Викторович!..
Я почти не сомневаюсь в том, что все невероятные кутежи и распутства Искандера Великого, начиная с сожжения Персэполя, были намерено попущены Провидением Господним, чтобы показать Пророку, с.а.с., и халифам, как ни в коем случае нельзя управлять огромной державою. Поскольку труд удержания столь великого государства в целости и сохранности неотмірен, надприроден по сути своей, а, значит, требует от вождя и его первейших сановником аскезы, вполне сопоставимой с тою, которою накладывал на себя Платон, мир ему, перед тем, как приступить к написанию своих главных диалогов. Отрицательный пример тоже может быть весьма назидателен. Не так ли?!
Хотелось бы поподробнее узнать, откуда явствует, что строгие нравы исконного, т. е. собственно республиканского Рима, во многом вымышленны позднейшими римскими стоиками-моралистами.
Многоуважаемый Марат Зуфарович! Мнение об идеализации римлянами "нравов предков" достаточно широко распространено среди историков,замечания по этому поводу встречаются почти что у всех комментаторов античных римских текстов. В последних есть и немало свидетельств тому, что сами римляне достаточно иронично относились к своим современникам, идеализировавшим mos maiorum - например, к тому же Катону Младшему, впоследствии чрезмерно идеализируемым (главным образом, начиная с эпохи Возрождения и, тем более, Просвещения - "пик" пришелся на период Великой французской революции). См. хотя бы Чернышова "Была ли у римлян утопия?":http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1408540704
С уважением,
Благодарю Вас, любезный Вольфганг Викторович! Я непременно постараюсь прочесть эти две статьи как только окончу чтение нового романа М. Уэльбека «Покорность», который читаю с прошедшего четверга.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.