Измученый нарзаном... или книга сорока учений...

               ИЗМУЧЕННЫЙ НАРЗАНОМ ... или КНИГА СОРОКА УЧЕНИЙ ...


     Прошло около недели как я встал с постели . Меня попрежнему пошатывало по стенам из стороны в сторону, я не мог есть и даже простая вода вставала поперек горла . Внутреннее состояние пустоты буквально схлапывало меня изнутри вакуумом . Эта война за границы человеческого прокатилась великой разрухой внутри моей семьи и выжгла буквально все . И ведь каждый был по своей сути прав на этой развилке отношения к людям . Похудев на десяток килограммов , я смотрел на свое отражение в зеркале и видел в нем глубоко заросшего и измученного старика . Но я ведь мучил не только самого себя , но и очень близких мне людей . И именно с этим нужно было что то делать . Мыслей о самоубийстве не было , но если бы не дети и их необходимость во мне , то кардинальный шаг не заставил бы себя долго ждать .  Было бы просто принято решение об уходе из мирской жизни . Все рухнуло буквально одним месяцем . Вера , надежда и любовь действительно величайшие силы человеческой души и их утрата подобна катастрофе для любого живущего человека .
       Трагедию разрушения семьи все переживали по своему и каждый  из нас был в этом одинок . Хотя может быть тихий плач каждого в своем углу и объединял всех в общности этого состояния . Плакали даже мои дети . Видеть всю эту боль которую ты сам же и затеял было просто невыносимо . Вся реальность плыла и казалась каким то бредовым сном от которого я никак не могу проснуться . Но надо было все таки как то собираться с самим собой . Состояния состояниями , а заработок приходил в семью только через меня и это обеспечение никто не отменял . Потому собравшись через силу и переступив через себя , я вновь шагнул за дверь в вечерний Питер .

       Центр города как всегда встретил всей своей яркостью огней . Зима этого года была на редкость холодной и стоящий морозец буквально играл изморозью . Припарковавшись  у обочины мне еще долго пришлось сидеть в машине перебарывая свой внутренний ступор . Но все таки надо было идти . Заглушив и закрыв машину я поднялся в офис . Мне открыли даже без звонка .  Войдя внутрь все опять слилось перед глазами . Внутреннее состояние творимое во мне было буквально написанно на моем лице . Несуразицы которыми обычно приветствовал присутствующих уже не летели с языка . Сейчас от меня лишь исходило гробовое молчание и полная отрешенность . Любое место наполняется особым светом если в нем есть хоть один влюбленный человек . Здесь же сейчас был полный мрак ...
Я снял обувь и тихо прошел в гостинную . За спиной сразу начались женские пересуды . Вроде так ... Не о чем как всегда ... В свой адрес я лишь уловил :

    - Чего то Борода тенью прошел ..?

    - Работой и нарзаном наверно измученный ...

    Обычно я не обращал внимание на высказывания в свой адрес . Даже порой брошенное в след , что то из очень едкого с легким зудом спины быстро проходило . С годами уже видимо выработался определенный иммунитет ко всему подобному . Но слова о измученном нарзаном в этот раз для меня прозвучали как то по особому . Словно прошив особым светом из далекого прошлого . Ведь брошенное изречение было из начала прошлого столетия и оно странным образом сейчас мне самому становилось созвучным . Это было изречение смысл которого мало кто тут вообще понимал , если не проходил это лично на себе сам . Усевшись на диван меня опять словно впечатало взглядом в одну точку , погружая все глубже и глубже в самого себя .
   
     История эта произошла в те времена , когда моя служба проходила на Памире .  Наша старая страна была огромной и в границах своих доходила даже до пределов золотого круга . А с некоторых горных вершин можно было вполне увидеть и пределы Индии .  Подразделение в котором служил почти постоянно находилось на выездах по самой границе . Причем само разграничение с Афганистаном в тех местах , ничем собственно и не обозначено .  Только где бурное , а где и спокойное течение Пянджа указывало на эту самую границу . Пяндж же в своих истоках уходил в высоты Памиро Гиндукушстких хребтов к священному озеру Оксу . В этих местах ходила масса разных небылиц . Одна из которых была про ЧЕЛЕСМ КИТОБ или книгу сорока учений . Священная рукописная книга эпохи огнепоклонников . Язык этой книги был древнеперсидским и находилась она лишь  в нескольких экземплярах у пиров хранителей на территории Афганистана .

    Современные памирцы в большинстве своем исмаилиты . Это самая правая ветвь шиитов исповедующих ислам и она очень близка по духу к раннему христьянству . У них нет мечетей и молельным местом как правило выступает простой семейный очаг . То что ортодоксальный ислам мало коснулся этих земель , было видно и по почти равноправному отношению к женщинам . И хоть основной конфессиальной книгой у населяющих Памир являлся Коран , книга ЧЕЛЕСМ КИТОБ была чем то намного выше его . Так по крайней мере казалось в моих разговорах со стариками . Особенно меня завораживало то , что чтение ее могло быть доступным лишь единицам . Даже порой сам пир хранитель не брался ее читать , не говоря уже про остальных . И это вовсе не было связано с тем , что сама книга была редкостью . По рассказам само чтение ее было связано с большими опасностями и для многих прикоснувшихся к ней не сулило  ничем хорошим . Можно было получить как смерть , так и полную потерю рассудка . Ну а те кто все же был способен ее осилить , получал власть над всеми джинами .

      Но разве в молодые годы думаешь  об каких бы то ни было опасностях ..? Нет ... Идея получить доступ до этой книги меня захватила полностью . И в некоторые моменты казалось , что я даже готов был пойти на кражу , если представиться хоть малейшая возможность в доступе к ней .
Про последнего пира осилевшего эту книгу тоже рассказывали много необычных вещей . После выполнения всех условностей , этим человеком был очерчен вокруг себя белый круг на сорок дней . В каждый из дней должно было быть прочтено лишь одно из сорока учений входивших в саму книгу . И прочтено не отрывая головы . На период чтения он взял с собой лишь сорок ложек муки и столько же ложек масла , чем и должен был довольствоваться . Вода же ему преносилась девственницей и только после захода Солнца . Рассказывали что первые из джинов к нему подступили уже через неделю . Отрывать голову от книги было нельзя , ибо тогда внимание мог захватить пришедший джин . А ухватившись за внимание он как раз и сводил с ума человека . Картины иллюзий которыми джины  пытались увлечь были разными . Одни проявляли сцены насилия над близкими , другие сыпали достатком и властью , но поддаваться на них было нельзя . Только по полному прочтению очередного учения и закрытия книги тот человек выходил из круга . Рассказывали что в последний из дней чтения книги девственница приносившая воду пришла немногим раньше до захода Солнца . От того что творилось в доме у этого человека , она потеряла сознание и разбила кувшин . Голова и все члены тела читающего были разбросаны по углам дома , но были словно живыми и жили каждый своей жизнью . Когда она уже пришла в себя то увидела сидящего в круге уже целым и невридимым . В последующем она и стала уже его женой .
Дальнейшая жизнь этого семейства по рассказам обрастала еще большей мистикой . Во время одного из горных обвалов тем человеком была остановлена летевшая на дом скала . А в обыденной жизни он порой отанавливал течение какой либо реки , если нужно было перейти по суху на другой берег . Проще говоря совершал полученной силой над джинами , многие действия доступные только святым  . Но в простой жизни его правда перестали понимать окружающие и для многих он слыл немного сумашедшим . Единственным не покинувшим его в то время оставалась его жена .

   Пришедшая новая власть в лице страны советов , все выходящее за рамки понимания новой идеалогии пыталась изолировать . И действия ее были порой не лучше любой ортодоксальной  инквизиции . Вот эта волна чисток дошла и до этого семейства . Дом их находился немного поодали от самого кишлака . Стоял возле реки за которой простиралось обширное горное плато . Потому то за этим пиром приехали на лошадях всего лишь трое чекистов . То что далее произошло , старики уже пересказывали  с самих слов обескураженных офицеров ЧК .

     Войдя в дом , его с семьей застали за скромным обедом .  Он лишь спросил пришедших гостей :
   
     - За мной ли вы пришли ???

      Те молча покивали головами . На Памире кто бы не пришел в твой дом является гостем и чай ему будет всегда подан . Тем более если пришелся к накрытому дастархану , то и усажен обязательно за него будешь . Вот и пришедших за человеком также усадили за него . Жена его расставила пиалы и поухаживала за гостями . Но чай все пили молча , понимая  неприятность самого момента . После хозяин дома встав и собрав необходимое в мешок посмотрел на всех гостей с улыбкой .

      - Я готов ... Можем идти ...

     Чекисты встав и оправившись двинулись к выходу . Тот за кем пришли выходил из дома первым . Но как только спина первого служивого идущего следом исчезла за дверью , на улице сразу начались крики .

       - Стой !!! Стрелять буду !!!

       Послышались несколько выстрелов из нагана . Двое чекистов чуть замешкавшихся в доме в спешке тоже устремились на улицу .

        - Да как так то !?!  Моя лошадь по сравнению с ним черепаха !!!

        И все трое стояли и смотрели на уходящего вдали за рекой человека . А он был уже даже дальше , чем мог достать винтовочный выстрел . Вдруг за их спинами в доме пошлышались женские и детские крики . Чекисты кинулись обратно в дом , но и в доме уже как ни странно никого не было . И только выбежав обратно на улицу они увидели , что тот человек в далеке уже идет не один .  Но никто даже не видел , как из дома выходила женщина с детьми .

        - Да что за чертовщина здесь твориться !?! Она мимо нас не могла пройти !!!

      За рекой уже начинался Афганистан и прибывшие забрать мулло , там уже никаких полномочий не имели . Все трое просто стояли  в недоумении и смотрели в след уходящему в дали семейству  . Но эта порция шока была не последней . Когда один чекистов обернулся к дому , он уже просто молча толкнул товарищей привлекая их внимание .  Жилище в котором они только что пили чай и сидели за столом , уже даже не напоминало заброшенное становище пастухов .  В доме не было ни окон ни дверей , одни голые камни в стенах . Как будь то в нем уже давным давно никто не жил .

       Эта история была больше похожа на вымысел  чем на правду . Но вот рассказывал то ее местным старый , русский военврач женившийся на памирке . Он служил там в то время , а те трое участников как раз и обращались к нему в связи с этим за помощью . Но ведь и во мне самом было еще кое что ... По описаниям Челесм Китоб давала власть над джинами , так ведь и еврейская Каббала  ставила результатом примерно тоже самое . Как раз по этому поводу меня и терзали смутные подозрения . Тем более некоторые считали , что после разрушения Иудейского царства , части от десяти пропавших колен евреев растворились где то здесь . Растворились в границах древнего Кушанского царства , а я то как раз и находился на его территории . И потому  мои подозрения были рождены не напустом месте . Книга которая меня манила могла быть одним из первоисточников всех авраамических религий , захвативших такое колличество душ в свой вектор ...

      В тот раз нас занесло составом из четырех человек в место под названием Гарм Чашма или Горячая Чаша . Здесь били ключи термальных источников и в самом кишлаке  еще при союзе был оборудован скромный санаторий . Способность местных вод имела возможность исцелять от разного рода недугов , потому то и место это было довольно таки оживленным людьми . Но необходимость нахождения нашей группы в этом районе , определяла точку базирования немногим ниже самого кишлака . В нескольких километрах возле самой границы находилась неплохая возвышенность . Место для наблюдения было очень удобным для нас , чего нельзя было сказать о самих подступах . С одной стороны огибающий возвышенность Пяндж , отсекал подход стометровым крутым спуском . С другой стороны пологий склон холма обрывался вертикальным кюветом в небольшую пологую низину . Да и сама проходящая за низиной дорога для нас тоже была как на ладони .

    Длительность нашего пребывания здесь была неизвестной и поэтому мы сразу обрыскали все кругом в поисках дров и воды . С топливом как всегда оказалось все очень туго , а вот с водой наоборот . К нашей радости всюду били ключи с минеральной водой . На вкус она была  чуть чуть солоноватой и ее слабая газация чем то напоминала нарзан . Но все же пить ее было даже где то приятно , чему мы дружно и порадовались . Да и ходить за ней далеко было не надо . Мы даже подтрунивали друг друга , что солнце и нарзан нас вскоре превратят к шоколад с пузырьками . Вообще первые дни на новом месте всегда дарили массу незабываемых впечатлений . Этот особый колорит нового , пусть и временного дома навсегда врезался в память . Поставленная же перед нами руководством задача в сущности сводилась к простому наблюдению . Нужно было изучить ежедневное расписание местных жителей с той и другой стороны границы . А также плюсом к этому выявить и особенности самого участка в это время .  К чему мы собственно сразу же и приступили . В основной своей массе занятие это скучное . От тебя лишь требуется терпение и наблюдательность . Вот в этой то скуке и потянулись наши дни . Но среди всего наблюдаемого нами было одно ежедневное событие поражающее своим колоритом . Утром и вечером мимо нас проходило огромное стадо домашних животных . С утра в одно и то же время их угоняли на пастбище , а вечером перед заходом Солнца гнали обратно . Прохождение их мимо нас было событием ни с чем ни сравнимым и его приближение было слышно уже издалека . Наростающий звук многоголосия всегда извещал его приближение . Сотни блеющих и мычащих животных , гавкающие пастушьи собаки с окриками самих пастухов , буквально делали воздух густым от звука . Эта лавина голосов вначале наростала достигая пика и удаляясь от нас медленно затихала .  Уже после нее мы немного оглохшие , вновь слышали лишь привычный тихий шум течения Пянджа .

     Старшим группы тогда у нас был Фома , матерый и пронырливый прапорщик воспитанный еще старой школой . Этот ерш при погонах привык делать , что то из ничего и не взирая ни на что . Наш продуктовый паек хоть и был скудным , но вполне достаточным для жизни . Но вот видимо для Фомы в один прекрасный момент его все таки показалось мало . Да и к тому же его жаждущий глаз ежедневно мозолило проходящее мимо стадо . В голове прапорщика созрело желание похищения барашка . И за ужином он нам его во всех красках уже озвучивал . Мои уговоры  отказаться от этого мероприятия ни к чему не привели . Он стоял на своем и доводы , что это все таки воровство на него ни как не действовали . В конце концов махнув на  все рукой он озвучил , что сделает все сам . Сам поймает и освежует , и даже сам приготовит . Нам  же он оставлял скромную роль выноса и схоронения остатков  . И ведь большинство из группы его поддержало , оставив меня в меньшинстве .

    Памир ... Это сердце Азии и особое место на Земле . Здесь каждый достаток пускай даже и очень маленький дается с трудом . Он по сути своей не является богатством , а скорее необходимым ресурсом жизни . Вскармливаемое домашнее животное это или  пару кустов картошки растущих отчужденно ... Здесь все чей то ресурс для выживания . Даже то что упало из под коровы высушивается и идет зимой как топливо для обогрева . Простые деревья тополя растущие у дороги и даже они тоже чьи то .
Отец семейства когда у него рождается сын , высаживает сорок тополей . И делает это для того , чтобы тот когда выростет мог построить себе дом . Все ... Абсолютно все здесь чье то ... И это именно тот ресурс который иной раз даст шанс продержаться кому то .  Александр Македонский проходя этим путем в Индию из Согдианы и Бактрии , назвал эту дорогу мертвой . И все потому что тут не было ничего . Организовав свою последнюю и крайнюю Александрию , он ушел от сюда в сторону более богатого Вавилона . Но даже при всей скудности жизни такое явление как воровство , среди самих памирцев  проявляется крайне редко . Да ... Тебя могут обторговать на местных рынках .  Но это лишь потому , что ты сам не захотел получить удовольствие от процесса обмена и не более .
А потому понимая все это в своей душе я и был против мероприятия Фомы .

  На следующий день с утра Фома куда то исчез  и через некоторое время появился с целой охапкой зеленой травы . Было крайне удивительным , где он ее мог взять ..? Всюду кругом были одни камни , а тут целая охапка зеленой травы . Трава и в правду смотрелась роскошью . Я сам не раз замечал необычное поведение дойных коров в кишлаках . Они ставили передние ноги на ствол низкорастущего дерева и буквально стоя обгладывали свисающие ветки . И ведь это говорило о многом . Скудность пастбищ и нехватка растительности заставляли животных буквально обгладывать все зеленое . Тем более проходящее ежедневно стадо , не оставляло вообще никаких шансов траве . Но Фома был настоящим прапорщиком ...

     В самой низине между нашей возвышенностью и дорогой стояло крохотное строение . Такие укрытия от непогоды обычно возводят сами пастухи . Домик без окон и с одним лишь входом мог вместить разве , что двух трех человек для ночлега и то в притирку . Вот в нем то наш Фома и решил устроить засаду на барана . Соорудив дорожку из кустиков травы на подходе к домику , он в проеме постройки  разложил не много побольше зеленой приманки . Затем взял с собой нож и удалился ждать внутрь него . Тем более само время приближение стада уже было где то рядом . И само стадо вскоре появилось . Плавно огибая каменные уступы оно начало заполнять всю видимость дороги и гул от сотен голосов стал наростать . Мы в троем наблюдали за всем этим с пригорка . Это был странный театр , но он почему то завораживал .

     Основная масса животных двигалась по дороге , но среди нее были и отдельные индивиды . Они разбредались по округе и подъедали по пути все что могли найти . Тут то приманка Фомы и сработала . Одно из животных заприметило дорожку из зеленых кустиков и подъедая их медленно начало двигаться к домику . Правда это был вовсе не баран . К Фоме шел старый черный козел ... Он шел и словно никуда не торопился . Лениво дожевывав последние прикопанные пучки травы , рогатый еще какое то время стоял и смотрел на вход в домик . Но куча травы внутри с ним сделала свое дело и как только голова козла оказалась в проеме , он исчез в нем навсегда . Мы заметили лишь влетающие внутрь задние ноги . Спектакль Фомы действительно удался , хоть и был  грязным по сути  . Мы же сидели на возвышенности и смотрели на реакцию пастухов . Но они были отвлечены чем то другим и исчезновение одного из своих подопечных попросту не заметили .
Стадо нас плавно миновало и его последние хвосты подгоняемые собаками , вскоре скрылись за пригорком по дороге в кишлак . Вокруг опять наступила тишина .

     Минут через тридцать из домика в низине пришел и наш Фома . Подойдя к нам он долго ругался на тупой нож и как ни странно на самого козла . Тот по его словам оказался худосочным и долго не отдавал Богу душу в его руках .  Описав в красках их немую борьбу Фома подъитожил , что глаза он ему так закрыть и не сумел на последок . По настроению он был явно на подъеме . Во мне самом же все его слова , почему то отдавали каким то привкусом черномессианского коммизма .  Но Фома так то пришел за мешком , а потому взяв какой похуже он удалился обратно к домику . Через некоторое время вернувшись обратно ,  мешок с трофеем был поставлен возле палатки . Этим же вечером черного козла изжарили в масле . За ужином сославшись на боли в животе , я все таки от своей порции отказался .Тогда мне претило не само мясное блюдо . Порой согласившись внешне с решением большинства  ,  это может вызвать протест внутри тебя самого . И уже с этим протестом ты ничего поделать не сможешь .

     Наступившей ночью все кроме Фомы , тянули на спичках жребий на вынос требухи . Но короткую спичку угораздило вытянуть именно мне . Вообщем где то становилось самому не много не до смеха . Вынести и схоронить остатки от животного  конечно было нужно , но я то к нему ведь даже и не притронулся .  Но уже делать было нечего , коль сам краем в этот блуд вписался . Покидав остатки от козла в большой бумажный мешок из под макарон , мне в довесок поверх него водрузили рогатую голову . Один мой вид с рогатой башкой и торчащими из мешка копытами вызывал у всех хохот . Ручек у мешка не было , а потому взяв его в обнимку я так и вышел с ним из палатки на улицу . Вокруг уже была глубокая ночь . Афганский кишлак за речкой спал и лишь изредкий лай собаки выдавал его присутствие . Все вроде было хорошо , но вот только Луна висела словно большой прожектор над головой . Вообще на Памире при лунном свете можно спокойно читать газету . Видимый размер  ночного светила в тех местах просто поражает . Он просто  очень огромный . Когда между ущельями всходит полная Луна , мир словно преображается  в совсем не знакомые тебе пейзажи . Это вам не под Солнцем ходить . Иной раз и сам себя спросишь  . Где и кто ты сейчас ..?

   Обойдя кругом палатку я подошел к краю склона . Там мне нужно было найти узенькую тропку ведущую к самому Пянджу . Собственно ее саму нашел быстро , но вот спуск ... Спуск по ней был очень крутым и эти сто с небольшим метров с мешком в руках , нужно было еще как то преодолеть . Горный песок с маленькими и большими круглыми камнями буквально чувствовались под ногами . Спускаясь шаг за шагом мною была преодолена более чем половина этого пути , но тут меня дернул черт оступиться . Пакет полетел из рук и все , что в нем находилось тоже . Вместе с остатками от козла я сам кубарем покатился по склону . Этот остаток тропинки  был очень скоротечным . С отборным матом и болью от ударов о камни  этот полет стал уж больно запоминающимся . Не знаю почему , но во время этого пути мне то и дело попадалась на глаза козлиная голова . Она словно меня сопровождала катясь на равных со мной  по склону . Вот с ней одновременно мы и прибыли вниз , грохнувшись на узкую полоску берега . На мне были козлиные кишки и много из того , что в них самих было . Вся остальная требуха была рассеяна где то по самому склону . Боль во мне от такого перемещения была везде . Хотя собственно мне наверное еще повезло , ничего не было сломано . Если не считать пачканья козлиной кровью с пометом и Бог весть чем , то все сложилось более чем удачно . Но все же правда немного напрягал идущий запах от меня . Немного привстав я огляделся кругом . Все везде было как всегда тихо  . Но вот только рогатая голова лежала в нескольких метрах на берегу и смотрела на меня громко открытыми глазами .  В лунном свете все это превращалось в какую то нелепицу .
     Поднявшись на ноги и стряхнув с себя налипшую требуху , мне еще раз пришлось оглядеться . Меня не покидало чувство , что за мной все таки кто то пристально наблюдает . Но начатое нужно было доделать и я полез рыскать по склону чтобы собрать остатки разлетевшихся частей бедного животного . Собрав их кое как и спустившись вниз , они были  выброшены в реку . В этом месте Пяндж был довольно таки широким и круто огибал ту сопку на которой мы все находились . Видимо из за самого изгиба течение здесь было размеренным  и  потому мне несколько минут еще пришлось сопровождать глазами остатки пока они не скрылись . Затем я уже взялся за саму козлиную голову . Она не была особо тяжелой и заметнуть ее  за рог подальше от себя не составило труда . Но то ли мой размах был через чур сильным , то ли просто немного не расчитал , но само метание немного не получилось . Хоть рогатая голова и улетела от меня довольно таки далеко , но вот улетела она выше по течению и не так то и далеко от берега . Плюхнувшись в воду в нескольких метрах от него , она сразу же скрылась под водой .  Выдохнув с улыбкой про себя , что наконец то избавился от мохнарогого , стал отряхивать руки от песка . Подойдя к самой воде и зачерпнув в пригоршни воды чтобы обмыться , меня опять сковал ступор ... В отраженном водой лунном свете напротив меня всплыла смотрящая на меня козлиная голова  . Полупогруженной в воду на меня смотрели все те же глаза , что и на самом берегу при падении . Только в это раз глаза были словно живые .  Они медленно проплывали мимо , приковав к себе мой взгяд .  И тут в моей голове прозвучал чей то голос с ехидством ...

     - А ты все таки поучавствовал ...

    И мало сказать , что просто холодок пробежал по моей спине . Но от глаз плывших на против я простое не мог оторваться . И то что произошло дальше меня просто добило . Козлиная голова мне подмигнула одним глазом и вновь прозвучал ехидный голос внутри :

      - Счастливо здесь оставаться ...

    После этого голова козла медленно погрузилась в воды Пянджа и уже исчезла в них навсегда . От всего этого испарина мелкими капельками выступила у меня на лбу . Ужас был просто неимоверным и забыв обо всем меня пулей понесло вверх по склону . Работая руками и ногами мною даже не замечалась сама крутизна склона . Уже будучи на верху и вбежав в палатку меня в ней не много отпустило . Схватившись за цевье свого автомата  , меня  посетило странное ощущение глупости его наличия в этой ситуации . Но все же выпускать его из рук как то уже не хотелось . Мое метание и возня в палатке все же привлекли внимание . Сергей в ту ночь дежурил и охранял наш сон . Зайдя в палатку он включил фонарик и направил его свет на меня .

      - Чего мечешься то ??? Случилось чего ???

     Как мною могло быть объяснено ему произошедшее  ..? В моей голове ведь не было даже хоть какого то мало мальского объяснения произошедшего .

        -  Да ничего не случилось ... С козлом разбираюсь ...

        -  Понятно . Ложись спать давай . С утра меня подменишь .

        - Хорошо .

     Выключив фонарик он вышел из палатки , оставив меня в темноте . А вокруг уже было мирное посапывание спящих . Забравшись с автоматом к себе в спальник , мне еще очень долго не шел сон . Мною слушался каждый шорох снаружи . Не знаю сколько так прошло времени пока меня не провалило в дрему .


       Проснулся я уже от звуков отары и голоса Сереги .

     - Да нет здесь вашего козла . В палатке все спят . Можете зайти и посмотреть .

       Я приоткрыл глаза . Входная занавесь палатки отдернулась и внутрь заглянул старик с седой бородой . За спиной старика выглядывал парнишка лет пятнадцати и тоже шарил по палатке глазами . Сам Серега видимо стоял где то позади и его мне не было видно . Старик молча осмотрел все внутри и затем взглянул на меня . Взгляд его буквально пронизывал . Мне ничего не оставалось делать , как сделать вид только что проснувшегося человека с не понимающим видом происходящего . Старик посмотрев на меня и ничего не сказав , молча задернул зановесь палатки . Далее мною лишь слышался Серегин голос .

      - Потерялся ваш козел где то ... Мы то тут причем ???

      Звуки отары потихоньку начали удаляться и затихать . Когда наступила привычная тишина в палатку вошел Серега .

       - Фома !!! Эээ Фома !!!

       Он потолкал спящего рукой .

        - Похоже нам твой козел еще тут долго будет аукаться ... Местные пастухи приходили и козла искали . Сам вроде отнекался от них , да только вот по глазам то видно , что не сильно мне они и поверили ...

      Фома с просони , что то промычал по поводу того , чтобы все шли туда куда Макар телят не гонял . Затем повернулся в спальнике на другой бок и снова заснул .

    Прошла ровно неделя нашего нахождения рядом с Гарм Чашмой . Мы по прежнему несли службу , наблюдая за всеми премещениями с той и с другой стороны реки . В свободное же время наслаждались попивая похладный нарзан и загорая . Это началось почти у всех одновременно . В начале легкая диарея собственно никого не смутила . На такие мелочи в полевых условиях обычно никто внимания не обращает . Потом ее посещение стало регулярным и мы все схватились за таблетки какие у нас были . Но употребление имеющихся лекарств не дало ровным счетом ничего . Предпринятая попытка исправить ситуацию водкой с солью также провалилась . Мы все превращались в людей вечно держащих туалетную бумагу на готове . Но ее запас очень быстро иссяк . Тогда на известные нужды в ход пошло все , что могло ее заменить . Правда и этому тоже вскоре наступил предел .

     Вообще сама Азия учит многому ,  правда если есть желание учиться . Ну а если его нет , то она улыбнеться и через не хочу сама научит . Нужда то у нас всех к тому времени серьезная и частая была . Да только вот промокнуться уже нечем было ... Местные жители для подобных нужд всегда использовали колотые  кусочки глины или маленькие округлые камни голоши из реки . Кое кто из наиболее продвинутых использовал и бутылку с водой . Просто такое обычно не бросается в глаза . Мы же в нашей ситуации начали очень быстро постигать эти вековые традиции  мусульманского мира . Есть мы к тому моменту уже почти перестали . Внутри нас самих просто ничего не держалось . Но пить было нужно и выстояный нарзан уходил очень быстро . Вскоре даже сам поход в туалет стал ужасно проблематичным . Виной тому было то , что мы не ели . Ведь даже та вода которую мы все пили в нас самих имела скорость скоростного экспресса . Ну а собственно с ней и все желудочные соки , которые и обжигали все пикантные места . И к этому всему начало добовляться общее обезвоживание организма . Своим видом каждый из нас стал напоминать больного холерой . Впалые измученные глаза с пересохшим ртом и  шагающие очень коротенькими шажками . С выгоревшим тылом много собственно не нашагаешь .  Потому то сами дистанции ускорений до места , где бы присесть тоже стали очень короткими . И каждый уже бегал со своей собственной бутылкой нарзана . Ирония во всем этом была в том , что кем мы были по сути , в того сейчас и превращались .

       Осознавая всю сложность сложившейся ситуации , было принято решение о вызове санитарной машины из отряда . Фома сам взялся разговаривать с санчастью . Начмеда на месте не оказалось и решение вопроса немного затягивалось . Правда на наше счастье в санчасти в этот выходной день дежурил один из местных прапорщиков . Ему то и пришлось описывать все наше удручающее положение . Выслушав нас ояень внимательно , сеанс радиосвязи с санчастью на какое то время прервался . Но вскоре на нас по рации вышли уже сами из отряда , объяснив в подробностях причину наших бед . Это был нарзан ...
Наши кищечники прото не выдержали его колличества вместе с его газацией . Нам просто посоветовали пестать его употреблять и найти пресный источник воды . При всем этом строго настрого запретив употреблять сырую воду из Пянджа . На этом собственно сеанс радиосвязи с нами  был закончен , оставляя нам решение возникшей проблеммы собственными усилиями .

     Само по себе испытание жаждой довольно таки жесткое . Кругом было много воды , но пить ее было нельзя . С одной стороны целая река , а с другой множество бъющих ключей нарзана . Все это превращалось в какую то сплошную муку . Обеззараживающих таблеток пантоцида не было , а кипятить просто элементарно было не на чем . Сходить же в кишлак за  несколько киллометров из за статуса приседающих на корточки и с выгоревшими тылами , тоже не представлялось возможным . Это довольно таки больно . Но нам срочно была нужна питьевая вода . Потому то и было решено ждать пастухов . Ведь никто кроме них не знал эту местность лучше .

      На утро при прохождении отары я сам вместе с Фомой подошел к пастухам . Это были все те же люди , что приходили и искали съеденного нами козла . Тот же седобородый старик и те же окружающие его юноши . В тот момент мною ловились их взгляды на нас  . Они источались жалостью к низшим . А вместе с этим и сама просьба указать нам на источник с пресной водой , больше напоминала прошение немощных . Немощных сопляков  пришедших за избавлением к тем перед кем нашкодили .  Старик к которому мы подошли молча выслушал нас  и видя состояние в котором мы пребывали начал объяснять где можно взять воду . Наше спасение было менее чем в километре выше по течению Пянджа .

    На какое то мгновение мой взгляд был удержан глазами старика так , что я не смог его увести . И в этот момент по его лицу пробежала добрая ухмылка . Мы смотрели друг другу в глаза и внутри меня прозвучал его голос .

    - Вот ты мне не сказал , что твои козла съели ...
А я тебе не сказал когда приходил другое ... Не стал предупреждать , что мои животные из тех источников не пьют воду ...

     Я молча обмер и потупил глаза . Старик же оправив рукой свою бороду повернулся и пошел к своей отаре . Отойдя чуть чуть от нас он вновь остановился и повернулся лицом ко мне . В этот момент оставалось только внимать его глазами .  Но как ни странно теперь в нем было  уже нечто другое .  И ведь на такое способны только учительствующие . Добрый и мудрый взгляд преподносящего урок . Он приподнял руку с открытой ладонью вверх . Словно приветствуя или прощаясь с нами , а может и просто показывая свою открытость . И я сам внутри себя ответил ему :

     - Извините ... Мне все предельно понятно ...

    После этого седобородый еще сильнее расцвел в улыбке и тут же ответил мне :

      - Тот источник который ты тут ищешь  тебе не нужен  . Будь просто открытым .  И найдешь его  ближе даже , чем ты можешь себе представить . Ты найдешь его в себе ...

      Я еще сильнее оторопел . Внутри меня он говорил о той книге которую я так жаждал заполучить . После сказанного молча старик повернулся и начал удаляться за ушедшей вперед отарой .

      Собрав у себя все во что мы могли набрать воду , уже через час мы были у нормального источника . Вода в нем уже не была газирована и  имела нормальный вкус . В этот момент она для нас всех уже была просто спасением . Через четыре дня состояние всех пришло в норму и мы продолжили нести службу дальше . Но это утомление нарзаном , длившееся несколько недель я не смогу забыть уже никогда . Писавший "Двенадцать стульев " с его Остапом , судя по всему тоже был загнан в утомление нарзаном  где то на Кавказе . Не открывая скрытого смысла этих слов , пусть и без козла , и седобородого старика ... Но просто оставив в истории это избитое выражение среди людей . Да и в остальном сейчас во мне многое перекликалось с тем временем . Я также жаждал покинуть это место , но держала клещами текущая ситуация . Сидя на диване в гостинной сам  был полность согласен с прилетевшим в меня эпитетом . Именно измученный нарзаном ...
Желающий уйти от всего , но не имеющий возможност ... Желающий утолить жажду , но из за слепой уверенности в чистоте находящийся постоянно в статусе присевшего на корточки ... И ведь рядом был огромный и мутный поток ... Поток со множеством источников питающих его , но из которых пить нельзя ...

   Только сейчас не было того старика , который мог бы указать мне на чистый источник и чтобы все это хоть немного прекратилось . Но ведь я помню и его урок со словами :

     - Тот источник который ты тут ищешь тебе не нужен . Будь просто открытым . И найдешь его ближе даже , чем ты можешь себе представить . Ты найдешь его в себе ...


     ВСЕ ... НО БУДЕТ ПРОДОЛЖЕНИЕ ... ПОКА НЕКОГДА :-):-):-)

   





      




   


    

   

      

   
      
    



   
 


Рецензии