Размышление 32-е. Июнь. Червяк и крот

     На листьях деревьев не может жить червяк. Но он может жить в плодах. Так и бесы: они не живут в одежде; но живут в злых и неправильных добрых делах. Причём, как в первом случае плоды питаются древом, а древо--землёй, так и во втором случа5е дела опираются на духовный мир, а духовный мир--на прошлый опыт.
     Плоды находятся высоко, а добрые дела--глубоко. "Подняться высоко" в духовном мире значит проникнуть в суть дела глубоко. Но проникнуть же можно и по-доброму, и по-злому (как червяк). В конце концов доброе используется во благо. В этом случае человек ощутит всю пользу доброго дела и так и дальше будет поступать.
     Следует сказать, что любые добрые дела могут дать удобрение для почвы (если же первое дело сгнивает, оно всё равно не пропадёт); в этом случае позднее выяснится, что некоторые добрые дела соединились с этим делом в подсознании и образовали целый добрый навык.
     Дождь заставляет червеё выползать. Так и благодать изгоняет бесов, но ведь и они "удобрыют" почву искушениями. Благодать, однако, даёт питание самому "дереву", т.е. действует всепомоществованиями в борьбе с этими искушениями, делает душу сильнее. И бывает даже иногда радуга, которую человек, видя, радуется.
     У меня в одной из басен червь заспорил с кротом, кто лучше. Червь ведь видел радугу, а крот нет. Червь удобрял почву, а крот нет; червь истребил смрадные тела, а крот нет. Крот может быть представлен как вредная привычка. Но человек не жив1т в земле и видит небо почти всегда, поэтому он лучше и червяка, и крота. Видеть красоту и поклоняться ей--вещи разные. Бывали вообще подземные храмы. Поэтому пространство, где существует человек, одухотворяется, это своего рода ноосфера.  Воины в окопах считали безразличным, где им лучше--под землёй или над землёй. Это в человеке так было, потому что Бог вездесущ. Поэтому движение ноосферы хаотично. Но и у хаоса есть  свой порядок, который и определяется и физической, и духовной жизнью.


Рецензии