Обретение России

Запоздалая реакция на фильм Н.С. Михалкова «Солнечный удар» по произведениям И.А. Бунина. Сомневалась: стоит ли вспоминать «день вчерашний», о котором было очень много сказано в прессе. Казалось бы, всё ясно: картина не хуже «Левиафана». Удостоена российской премии «Золотой орёл», в Китае высоко оценили операторскую работу - какой может быть разговор?
В наше время премии присуждают не всегда за высокий художественный уровень кинофильма, чаще  за поддержку идеологии правящего класса. Лейтмотив фильма звучит как рефрен: «И такую Россию мы потеряли!», имеется в виду царская дореволюционная Россия. Упрёк брошен нам и нашим предкам, которые в 1917-ом году свергли самодержавие и установили рабоче-крестьянскую советскую власть.
Режиссёр Н.С. Михалков в своём фильме в «патоке» показывает царскую Россию, осуждает тех, кто посмел избавиться от эксплуататоров всех мастей. Теперь «нашу» Россию (любимое слово либералов и демократов) мы можем оценивать из двух источников: советскую - по личному опыту и не фальсифицированной истории, царскую - по книгам, старым и новым, и по кинофильмам Никиты Сергеевича. Н.С. Михалков в первых рядах певцов самодержавия. В «Солнечном ударе» олицетворением «потерянной» России стал корабль отплывающих за границу состоятельных, развращённых господ. «Совесть нации» - дамы в белых платьях и широкополых шляпах, красавцы офицеры в белых мундирах  предаются таким любовным страстям, как будто живут последний день, их не мучают думы о покинутой Родине, о своей неизвестной судьбе в изгнании.
 
Да, они уплыли на белом пароходе в небольшом числе, но осталась большая Россия с могучим созидательным потенциалом народа.

 С тех пор сменилось несколько поколений россиян. Они  установили новые порядки на основе социальной справедливости, равенства и братства. Дважды подняли страну из руин: после Гражданской и Великой Отечественной войны, не отдали в колониальное рабство ни странам Антанты, ни фашистским империалистам.
 При этом шли почти вровень, или впереди, с развитыми странами - в области науки, экономики, культуры, повышения жизненного уровня. Это все знают, примеров не требуется. Наберитесь смелости, господа, разлюбившие СССР, признайте, что всё так и было. Советские люди не знали ни царя, ни господ, но посмотрев «Солнечный удар», некоторые стали плакать и призывать каяться за большевиков, из-за которых «Такую Россию потеряли!». В общем, если кратко сказать, Н.С.Михалков пытается через судьбы  киногероев доказать, что «красные» были душегубы, и по сей день им нет оправдания, а «белогвардейцы», призвавшие себе на помощь армии 16 стран Антанты, чтобы убивать свой народ, благородные, «в белых перчатках», человечные, патриоты. Факты говорят о другом: в Крыму, где хозяйничала армия Деникина, «каппелевцы» изрубили шашками и сбросили в рудник две с половиной тысячи женщин и детей за то, что их мужья и отцы воевали на стороне Красной Армии. Этот пример привёл на сайте Проза ру авторитетный публицист И.Кожемяко 3 в материале « Некоторые заметки о статье М.Кильдяшова», ссылаясь не дневники Д.Фурманова, очевидца тех событий. Об этом нынешние господа молчат. Несправедливо обвиняя большевиков, «красных», новые «хозяева жизни», создают себе историческое алиби незаконного прихода к власти в 1991 году.

Не вдаваясь в дальнейший анализ «Солнечного удара», остановлюсь подробнее на одном моменте: сравнении двух Россий - царской и советской, чтобы читатель мог непредвзято сделать свои выводы.

Либералы-демократы с ностальгией вспоминают царскую Россию, где, по их описаниям, были «молочные реки и кисельные берега», поэтому призывают «поворачивать оглобли» назад.
 Не зря говорят, «хорошо там, где нас нет». В справедливости поговорки убеждаешься, прочитав повесть И.А. Бунина «Деревня», написанной в 1909-1910 годах,
за семь лет до Великого Октября. Знакомясь с произведением, понимаешь, что не от хорошей жизни произошла Октябрьская революция.
В небольшой по объёму повести писатель изобразил всесторонне тогдашнюю Россию, с отзвуками в обществе войны с Японией, революции 1905 года.
Своё отношение к существующим порядкам он выразил в названии места действия - деревни Дурново. Герои повести братья Тихон и Кузьма Красовы крестьян своего поместья называют «дурновцами», которые могут только страдать, терпеть и мириться со своим ужасным положением.

О бесправии народа, о жестокости и безнаказанности господ говорится с первой строчки повести: «Прадеда Красовых, прозванного на дворне Цыганом, затравил борзыми барин Дурново. Цыган отбил у него, своего господина, любовницу».

Писатель упоминает о 100 миллионах безграмотных в России. Повсеместно вопиющая нищета. Домишки у дурновских крестьян с худыми крышами, во время дождя на пол ставят тазы, через щели в стенах зимой уходит тепло. Голода повторяются через год. Богатые чернозёмные земли зарастают полынью, которую корчуют, словно кустарник, и на подводах вывозят с поля. Питание настолько плохое, что грудных детей кормят жвачкой из чёрного хлеба. Крестьяне обуты и одеты по-нищенски: на ногах худые лапти, с которых зимой в помещении тает набившийся снег, а летом после дождей с обуви на пол течёт грязь. Из одежды старые с лохмотьями армяки.
Писателя волнуют проблемы антисанитарии. Зимой в прорубях женщины полощут бельё с испражнениями младенцев и прочими нечистотами, там же берут воду для питья. Летом в пруду так много навоза, что лошади отказываются пить воду, но люди там купаются. В хатах засилье тараканов, которые во время сна обгрызают руки до крови. Из-за антисанитарии от холеры умирают семьями.
Помещики не хотят платить подёнщикам за их работу, происходят распри
иногда господам пускают «красного петуха».

Братья Красовы мечтают продать своё небогатое имение и навсегда уехать из деревни в город.

 Жизнь, отображённая писателем, требовала перемен, и они произошли в 1917 году.
С написания повести прошло более ста лет, жизнь потомков «дурновцев» неуклонно менялась в лучшую сторону. А Никита Сергеевич в своём «Солнечном ударе» «затосковал» по старым порядкам, проливая «художественные слёзы» по «той России, которую мы потеряли». В «Потерянную Россию» входила и горемычная деревня Дурново. Это же спор с самим И.А. Буниным, с исторической правдой - Россия не только белый пароход с остатками Белой гвардии, но и потомки «дурновцев», которые вершили в стране великие дела. Советские люди не потеряли Россию, они её обрели,
обновили, добавили могущества..
 До реставрации капитализма в девяностых годах мне довелось работать  журналистом примерно в местах, близких к описанным И.А. Буниным, увидеть расцвет деревень, старинных «Дурновок».
При советской власти, пройдя через много тяжёлых испытаний, к началу 80-х годов, или ещё раньше, центральные усадьбы многих колхозов и совхозов превращались в агрогородки. В дома, квартиры селян пришли городские удобства: газ, водопровод, отопление. Дороги асфальтированные.
В таком поселении обязательно: магазин, медпункт, школа, дом культуры, при котором кружки художественной самодеятельности для детей и взрослых, спортзал, библиотека. В Домах быта - выездные или стационарные пункты по приёму вещей в химчистку, в прачечную. Не было проблем для женщин сделать у себя в деревне модную стрижку, завивку волос, маникюр. В колхозах, совхозах действовали столовые на период сезонных полевых работ, а кое-где с круглогодичным графиком.
Зоотехники, инженеры, агрономы с высшим образованием, они несли деревенским жителям общую культуру, а также культуру земледелия, животноводства, обслуживания техники. Механизированный труд на полях и на фермах привлекал выпускников школ, некоторые не уезжали из родных мест.
Достаток был в каждой семье. И всё эти блага были достигнуты после разорительного немецкого опустошения, на основе трудодней-«палочек»
якобы не имевших никакой ценности. Заслуга советского крестьянина в том, что он кормил армию и весь народ, но при капитализме фермер исправно обслуживает рестораны, население кормят зарубежной «химией» на основе растительного кокосового масла. Либералы пугают народ «пустыми» полками в магазинах в период перестройки, объясняя тем, что колхозники лодыри, отвыкли работать, мало производят молока и мяса. Объяснение в другом. В январе 1987 года Правительство своим Постановлением открыло дорогу рынку, разрешив в частном порядке продавать свою продукцию за границу - туда и хлынули экологически чистые продукты из России в обмен на доллары, которые на прилавок не положишь, деляги клали их в свои бездонные карманы, а народу засоряли мозги небылицами. Так что не стоит плакать о «потерянной, киношной» царской России в постановке Н.С. Михалкова, но стоит пожалеть советскую деревню, разорённую рыночными реформами, и взять из прошлого всё хорошее, пока ушли не слишком далеко.


Рецензии
Лариса Павловна, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Благодарен судьбе за то что вывела меня на вашу страницу. Прочёл пока что две ваши работы. Кстати, прочёл и вашу переписку с так называемыми "рецензентами". И вот что я Вам скажу - не тратьте своих сил на убеждения всякого мелкотравчатого отребья. Горбатого даже могила не выпрямит. Разите их своими статьями.

Вам рекомендую посетить мою страницу и её раздел "Исторические зарисовки". Там есть что полезное почитать. Начните с "Исторический крейсер - РОССИЯ".

Желаю Вам доброго здоровья, благополучия и неукротимой веры в правоте своих убеждений, которые я приемлю и разделяю.

Михаил Ханджей   28.02.2019 18:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил! Извините, не знаю Вашего отчества. Огромное спасибо за Ваш, столь необычный отзыв. Я смущена Вашей высокой оценкой творчества скромного автора. В то же время приятно познакомиться с публицистом, который активно отстаивает советские идеалы, борется с клеветниками, стараясь донести до новых поколений правду о нашей Великой Советской стране, светоче Мира,гуманизма. По мере моих скромных способностей я иду в одном ряду с Вами. Спасибо за искренние пожелания здоровья и успехов, чего и Вам желаю от души. Мне интересна Ваша страница! Лариса

Коршуниха62   01.03.2019 11:02   Заявить о нарушении
Лариса Павловна, благодарю за отклик на мой отзыв на "Обретение России".

Лестно мне то, что Вам приятна моя страница (как Вы пишите). Но!... на ней же надо ещё и читать, а Вы пока что, как я заметил, кроме "Народ и Сталин" ничего не читали. Даже "Моё резюме" Вы не читали. А с него и начинается знакомство с автором. Если бы Вы прочли "Моё резюме", то поняли, что я особо на публицистике не зацикливаюсь. Как мне думается, мне более по душе тематика БЫТА из частных факторов которой и состоит ЖИЗНЬ любого периода истории.

Да мне ли Вам, маститому журналисту, говорить что да как надо делать чтобы познакомиться с творчеством заинтересовавшего ваше внимание человеком?!
Тем более, если дело касается его политической сущности?!

Лариса Павловна, то, что я написал Вам, не нравоучение, а мой взгляд на отношение, которого я придерживаюсь в жизни, и на Проза.ру в частности.

С добрыми Вам пожеланиями.

Михаил Ханджей   01.03.2019 13:05   Заявить о нарушении
Михаил, с годами тянет к публицистике, к "прозе" жизни, когда самостоятельно даёшь ответы на "острые" вопросы. По моему мнению, фантастика, романы, дедективы больше подходят для молодёжи. Сейчас открыла для себя Чехова, понемногу читаю его рассказы, сопоставляю с нынешним временем. На Прозе читаю по выбору, то, что меня задевает из прошлого или на злобу дня. На Вашу страницу надеюсь придти не раз.
Желаю во всем добра и удачи! Лариса

Коршуниха62   01.03.2019 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.