Русское христианство

  X  век. Русь. Славянский народ остро нуждается в религиозном и духовном единении своего государства. Дабы упрочить и объединить свои земли, князь Владимир вводит культ племенных богов, но язычество как вера в племенных богов уже не способствует укреплению власти князя и не отвечает новым потребностям древнерусского народа, что заставляет Владимира продолжить поиски религии, которая могла бы стать основой для духовного единения древних славян. Великий русский князь останавливает свой выбор на христианстве византийского толка и в 988 году, в Константинополе, Владимир принимает православие, крестится и женится на сестре Византийского императора - Анне.
Так в  IX веке Русь принимает христианство по Студийскому уставу и сохраняет старые обряды такие как, например, древнее двоеперстие и древнее двоение «аллилуйя» до середины XVII века, в то время как канон Студийского устава в самой Византии сохраняется лишь до XII  века, а затем постепенно вытесняется Иерусалимским.

      X- XI века. Киевская Русь. В русской культуре появляется осознание богоизбранности, что определенным образом уравнивает Русь с Византией, претендовавшей на господство в Восточной Европе. Древняя русская христианская церковь крепнет. Христианское самосознание становится важным элементом династического самосознания киевских князей. Православная  вера укрепляет уверенность русских князей в их апостольском предназначении и вечности правления той династии, начало которой они положили, уравнивая их власть с властью византийских императоров.

XII - XIII  века. Русь входит в период раздробленности.  От полного распада государство спасает православная вера и как следствие единство языка, власти и веры, а также  и внешние  противники - Ливонский орден с Запада и  полчища степняков с Востока. В связи с внешней агрессией русский народ начинает во всем винить иностранцев и  осознает себя в качестве единственно истинных православных христиан. Церковь становится единственным общенациональным институтом.

      XIV век. Возвышение Москвы. Появление на Руси исихазма - учения Григория Паламы. Перед Мамаем на Куликовом поле стоит войско не московского княжества, а  русское войско объединенное общим политическим и культурным идеалом - православием и идеей единого государства.

XV  век. Церковная рознь между католичеством и православием, в результате которой созывается Флорентийский собор, на котором константинопольский патриарх признает верховенство папы Римского. Русь отказывается принять итоги Флорентийского собора, следствием чего становится самостоятельность Русской Церкви. В связи с захватом Константинополя турками, Русь остается единственным независимым православным государством в мире. Христианство вновь становится объединяющей духовной силой Московского государства. Москва воспринимается как последняя наследница и хранительница подлинного христианства, что предопределило появление концепции Москва - Третий Рим.

       XVI  век. Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV, что закрепляет идею о верховном характере власти царя. Вместе с тем роль митрополита в церемонии  венчания, получение царем короны от главы  церкви, а также напутственное слово митрополита новому царю утверждали особое место церкви в государстве как гаранта самодержавной власти. Отныне Царь воспринимается как хранитель православия и наместник Бога на Земле.  По инициативе Ивана IV и Боярской Думы созывается Стоглавый собор, по итогам которого были унифицированы церковные обряды, провозглашена неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским властям. Однако этот же церковный собор ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства и на нем же был принят «Стоглав» - сборник церковных решений, состоявший из 100 глав. В этом же веке прерывается династия Рюриковичей. Русь входит в новый век под знаком Смутного времени.

      XVII век.  «Бунташный век» - именно в это «темное» столетие имеет место быть наибольшее число общественных восстаний. Страну раздирают на части иноземные захватчики, в связи, с чем  происходит культурная переориентация России с Востока на Запад. На Российском престоле утверждается новая династия - Романовых.
1652 год. Избирается новый глава русской Церкви - патриарх Никон, который вводит реформу церкви, направленную на устранение разночтений в церковных книгах и разницу в проведении церковных обрядов, подрывающих авторитет Русской Церкви. О причинах, побудивших провести такого рода реформу, как и на самой реформе, стоит остановиться более подробно. Одним из основных толчков проведения реформы являлось то, что централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Если присовокупить к этой причине личное грекофильство Алексея Михайловича Романова и патриарха Никона, то можно объяснить появление в это время в Москве «ревнителей древнего благочестия» деятельность которых была направлена на устранение ошибок переписчиков в богослужебных книгах. Определяющую роль в установлении образцов к единообразию, с которыми требовалось сводить богословскую литературу, послужила концепция Москва - Третий Рим, суть которой заключалась в стремлении сделать Москву центром мирового православия предельно сближенного с Византийским православием. Так называемые «ошибки перевода» в конечном итоге и послужили причиной раскола русской Церкви на Старообрядчество Никонианство. Еще одной причиной, заставившей царя и патриарха подвести древний канон Русской Церкви под новый - Византийский, были политические взгляды Алексея Михайловича, в частности его взгляд на себя как на наследника и на наместника Бога на земле и единственного защитника православия, который может быть освободит христиан от турок и станет императором  Константинополя. 

       Так в соответствии с предписаниями Никона, введенными им сразу по возведении его в сан патриарха, а также  на Соборе 1667 года были введены новые постановления в Православный канон. Суть новых постановлений касалась главным образом обрядовой стороны православного христианства и сводилась к замене двуперстного знамения себя самого троеперстным, замене трегубой Аллилуйи вместо сугубой, допущению трех форм креста, замене пяти просфор на семь,  замене подсолони хождением против солнца, дополнению  земных поклонов поясничными, написанию икон по новым Византийским образцам, а также исключению обычая, согласно которому при освящении воды, в нее погружают зажженные свечи, и некоторому  исправлению  текстов основных молитв.

     Однако не все слои русского общества с готовностью восприняли подобные нововведения. Так под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди не желавшие мириться с ростом государственной и помещичьей эксплуатации, возрастанием роли иностранцев, и со всем тем, что казалось им несоответствующим традиционному русскому  укладу жизни. Тот факт, что раскол православной церкви  пришелся на 1666 - 1667 гг.- канун крестьянской войны под предводителем Степана Разина говорит о том, что если крестьянская война была попыткой приведения социального строя к идеалам этого самого традиционного уклада, то раскольники пытались сохранить духовный строй страны таким, каким он им виделся. И в том и в другом случае ожидания были связаны с царем, как носителем этого идеала и в обоих случаях последовало разочарование и жестокая расправа. Между тем в расколе соединились самые разные силы, выступавшие за неприкосновенность традиционности русской культуры. Здесь были и князья, и бояре, такие как боярыня Ф.П. Морозова, и княгиня Е. П. Урусова, и монахи и белое духовенство, отказывающееся от исполнения новых обрядов. Больше же всего в рядах раскольников было рядовых людей - горожан, стрельцов, крестьян, видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы.

Ниже попробуем рассмотреть целесообразность Никоновских преобразований в религиозной сфере жизни русского народа.

Итак, к прогрессивным следствиям данной реформы следует отнести установление вселенского характера русского  православия и как следствие создание теократической вселенскоправославной империи; религиозное обоснование и оправдание различных форм сопротивления власти официальной Церкви; разоблачение репрессивной политики царской и церковной власти по отношению к старообрядцам, а также другим верующим, не признающим официальной церкви; оценка подобной политики, как действий противоречащих христианскому вероучению;

 А теперь попробуем проанализировать отрицательные последствия реформы.
Были формальные причины для насильственной замены одной - древней исконной преимущественно обрядовой части православия, на другую, чужую, прозападную... Нужно ли было жечь книги, подвергать мученической смерти людей и уничтожать остатки истинно русской культуры христианства? Христианства, главный изъян которого был в том, что в нем самобытно сплелись языческие и православные обряды. Христианства, которое сплотило людей на Куликовом  поле, которое не раз давало силы русскому народу в борьбе с внешним врагом, которое многие века, служило объединяющей  духовной силой древней Руси. И в конечном итоге, не это ли Христианство дало нам имена великих русских святых - Сергия Радонежского, Стефана Пермского, Феодосия Печерского, Нила Сорского. Думается, что веских причин для проведения подобной церковной реформы все же не было. Ведь реформа была направлена на исправление обрядовой стороны христианского вероисповедания, а не самого существа православия. Вводя свою реформу насильственно, Никон забыл, что в делах веры победу одерживает не насилие, а убеждение, и что гонение лишь усиливает сопротивление, превращает гонимых в жертву, придавая  им ореол мученичества и увеличивая при этом число их сторонников. Скольких людей, например, сподвигло на добровольное мученичество жизнь протопопа Аввакума...
       Преобладание в составе участников раскола  крестьян и посадских людей, страдавших от феодально-крепостнического гнета, придали ему  характер социального, антикрепостнического по своей сути движения, что вылилось в народные  выступления последней трети семнадцатого века. По существу же борьба царских и церковных властей в то время явилась,  прежде всего, борьбой против народного движения, враждебного господствовавшему классу феодалов и его идеологии. Таким образом, отстаивая свои политические интересы, церковная власть превратилась в катализатор глубочайшего социального, и главным образом, духовного кризиса в обществе. Те цели, которые, пусть и номинально, обозначил Никон, так и не были достигнуты, потому что в погоне за чистотой обрядности веры, патриарх забыл о чистоте самой веры.
А что же Россия? Наша страна,  и без того изможденная Смутным временем,  не слишком нуждалась в реформах Никона, более того активная деятельность этого патриарха усугубила и без того напряженную социальную обстановку в стране. Россия прожила бы и без "прогрессивных идей" новой церкви.  И возможно, сохранила бы некую христианскую религиозную самобытность...если уж ей не дали сохранить языческую...


Рецензии
"Христианства, главный изъян которого был в том, что в нем самобытно сплелись языческие и православные обряды"...

Ты моя Нотка-Путь...
Будь!

Евангелие От Меня   29.06.2015 21:19     Заявить о нарушении
Оо спасибо:) не думала, что ты продерешься сквозь этот зубодробительный текст..
Моя признательность тебе!

Диза Ми   29.06.2015 23:43   Заявить о нарушении