13 часть. Танькино детство. Ах, если бы знать...

Я с теплом вспоминаю те близкие и такие далёкие годы моего детства. На многие вопросы, которые я часто задавала себе, полный ответ мне дало только время.
Почему так? Почему тогда, в те детские годы, я не смогла сделать большего для мамы, бабушки, папки? Почему не слушала советы родителей, которые старались меня уберечь от зла, зависти, обмана и предательства? Только с годами сама жизнь научила распознавать людей! Детская душа сохранила те моменты, которые с годами всё чаще и чаще всплывают в памяти.
Родина! Моя Родина! Это местечко, где я родилась, росла, оберегаемая моими родителями. Это начало всех начал! Я люблю свою Родину, мою родную Ниновку.
 Но, почему же я уехала, убежала без сожаления из той среды, с которой я не смогла смириться. Обиды? Несправедливость? Унижения? Предательство? Бедность семьи? Что так гнало меня прочь подальше от моей Родины?
Часто вспоминаю, как тёплыми летними вечерами вся ребятня собиралась на краю Ниновки и устраивала дружные игры в волейбол, «классики», прятки. Играли, веселились, наслаждаясь тёплым ветерком, который окутывал нас запахом луговых цветов и чем-то ласковым родным!
У дома Муравецких  мы облюбовали небольшую площадку для «классиков». Люда, Аллочка, Таня и я быстро расчертили классики. Банка из-под гуталина, наполненная песком, плавно передвигалась по квадратикам. Мы играли в классики с баночкой, по очереди передавая игру.
- Девочки? Играете? Молодцы! - с улыбкой подбодрила нас бабушка Таня, подойдя ближе.
- Да, играем ! - ответила ей Люда.
Морозова Татьяна Григорьевна – Людина бабушка.
Бабушка Таня, молча, обвела всех колким, как мне показалось, взглядом и остановила его на мне.
- А ты, Танька? Что, тоже в классики играешь с девочками?
Все замерли от удивления...
-Да! - смущённо ответила я бабушке Тане.
-Ты же уже девуешь?! А пришла с девочками играть в классики?
Подружки перевели взгляды на меня.
Я не понимала  значение этого слова, но что-то подсказывало мне, что меня уличают в чём-то плохом. Мне стало неуютно. Детская душа ощутила непонятную боль. Мне стыдно было смотреть на эту женщину, не от того что это неправда, а от безысходности и незащищённости! В мыслях был протест:
- В чём моя вина? Что я не так делаю? Почему именно обо мне так говорят? Почему? За что?
Я отвела взгляд в сторону.
Мы постояли какое-то время, бабушка Таня ушла по своим делам. Играть мне уже не хотелось. Оставив подружек, я побежала на речку, где меня ждали деревья, склонившиеся к воде, запах реки и много-много красивых стрекоз, парящих над водой. Я сидела на берегу, бросала камешки в воду и медленно приходила в себя. Речка, как верная подруга успокаивала и давала уверенность детской душе.
- Тань?! Ты чего там сидишь одна? Пойдём с нами на «камни»? - позвала меня Лариска.
Я, недолго думая, присоединилась к Аньке, Тане и Лариске и пошла с ними купаться.
Как было здорово нырять, плавать наперегонки, смеяться! Накупавшись, шли домой.
- Давайте завтра с утра пойдём в лес за грибами? - предложила нам Лариска.
Все дружно согласились.
Утро! Это такое красивое время, особенно в моей Ниновке! Это сказка. Здесь мои родители, здесь река, лес, луг, здесь моя Родина!
Проснулась я рано. Мама была уже на работе, бабушка Паша хлопотала по хозяйству.
- Бабуль! Можно я пойду в лес с подружками за грибами? Мы далеко заходить не будем! - обещала я бабушке.
Да идите, что дома сидеть! Смотрите осторожнее, далеко не заходите, а то кабаны не дай Бог нападут! – разрешила бабушка.
Позавтракав, я взяла сумочку и отправилась к подружкам. Напротив Ларискиного дома стояла тётя Римма. Муравецкая Римма Даниловна - невысокого роста, приветливая, весёлая в разговоре женщина.
-Тёть Римм, здравствуйте! - поприветствовала я её.
- Здравствуй, Таня! Куда так рано собрались? Никак за грибами?
- Да! За грибами, тёть Римм! С подружками вчера договаривались!
- Молодцы! А я вот телегу жду с луга, подвезут меня на колхоз! - объяснила она мне, всматриваясь в луг.
На наш разговор вышли Лариска и Таня, и втроем мы отправились в лес. Выйдя за село, мы свернули на косогор.
Косогор – это самое высокое место в Ниновке, имеющее вид крутого обрыва. Отсюда всё видно как на ладони. До мельчайших подробностей мне запомнился красивейший пейзаж родных моему сердцу мест!
Вот внизу расстилается луг, окутанный лёгким утренним туманом, сквозь который лучи солнышка несут тепло траве, цветам, пробуждая их от вечерней прохлады. За лугом извилистая лента реки Оскол, берега которой украшают деревья с кронами, похожими на шары. А ещё дальше за рекой, ближе к горизонту видны горы. Вот они наши «меловые Альпы»! Я залюбовалась красотой моего родного края и незаметно подошла к самому краю обрыва.
- Тань! Отойди от края! – позаботилась обо мне Лариска.
- Пойдёмте в дубняк! Через дорогу! - предложила Таня.
Узкая лесная тропинка вывела нас мимо питомника к асфальтированной дороге. Эта новая трасса между районным центром Новый Оскол и областным центром Белгород. Машины быстро проносились туда-сюда. Подождав, когда трасса будет пуста, перебежали на другую сторону и оказались в лесу.
Лесной мир встретил нас тишиной, утренней росой, запахом листвы и целительным лесным воздухом. Красота! Как здорово! Сама природа располагала к приятному общению. Наши лица сияли от восторга. Дубочки стояли чинно, как заправские солдаты в строю. В глубине леса в душу стал заползать небольшой страх от шума высоких деревьев и  лесного таинства.
- Смотрите, смотрите! - закричала Таня, указывая рукой в сторону кустов. - Вон побежал зверёк!
- Вижу, вижу! А что это за зверь? - спросила растерянно я.
- Это куница! - громко сказала Лариска. - Мы с папкой когда ходили в лес, много раз видели её. Далеко заходить не будем! Страшно! Вдруг кабаны выйдут! 
В поисках грибов мы зашли далеко в лес. Но никому из нас так и не посчастливилось найти хоть какой-нибудь малюсенький грибочек! Время пробежало незаметно. Уставшие и проголодавшиеся, мы повернули домой.
Возвращались домой дорогой, которая шла через Барковский лес.
- Давайте подойдём к криничке, воды напьёмся! - предложила я девочкам.
Мои уставшие подружки, молча, направились за мной к криничке. Спускаясь с горки, я увидела большой белый гриб.
- Ой, девочки! Смотрите, гриб! - радостно закричала я.
- Тань, ищи рядом! Он один не растёт! Там должны быть ещё грибы. – сказала Лариска.
- И я нашла! – радовалась Таня, срезая гриб.
 Тщательно осмотрев грибное местечко, мы направились к криничке.
Вот она - криничка! Это круглое природное колодце уютно расположилось ниже лесной дороги. Я стала на старое брёвнышко, которое лежало ступенькой у воды. Вода была настолько чистой, что можно было разглядеть на дне камешки, листочки и ключик, который сердечком пульсировал, выходя из недр земли на свободу. Зачерпнув двумя руками ключевой воды, я с наслаждением утолила жажду. Вода была холодная, мягкая.
- Надо же, как ключик бьётся! - заметила Лариска.
Какое-то время мы, молча, смотрели на этот маленький природный моторчик, и каждая из нас размышляла о чём-то своём - секретном.
- Ну, пойдём домой. Уже, наверное, обед. - тихо сказала Таня.
Войдя в село, мы встретились с Отченашенко тётей Мусей  и Гусаковой тётей Нюсей, которые шли с мебельной фабрики. Мы поняли, что уже обед.
- Ну, вот мы и дома! - вздохнула Лариска.
- Тань, приходи вечером, будем играть в волейбол! - пригласила меня Таня.
Пообещав обязательно прийти, я поторопилась домой. Мне было радостно оттого, что я нашла большой белый гриб, что я порадую маму и бабушку своей находкой. И бабушка нам сварит любимый Лёнькин суп. Проходя мимо Аллочкиного дома, я увидела у ворот её бабушку Марусю.
- Тань, где вы были? – улыбаясь, поинтересовалась она.
- Да, за грибами ходили!
Улыбка не сходила с лица бабушки Маруси.
- Нарвали? Есть грибы? - интересовалась она.
- Я нашла один. - похвасталась я.
- А ну, покажи-ка, какой там гриб у тебя?
Я с детской доверчивостью раскрыла сумочку, вытащила гриб и показала его Аллочкиной бабушке.
Она взяла его, понюхала, покрутила в руке и сказала:
- Я его возьму, сварю Аллочке суп. А тебе он зачем нужен, он же один?
Я от неожиданности растерялась. Что я могла ответить взрослой женщине? Мне было жаль нежную Аллочку. Душа подсказывала: «Отдай…»
Аллочкина бабушка скрылась, закрывая за собой калитку.
Пустота на душе, усталость от долгой дороги – с этим багажом я пришла домой.
- Ну, что Тань? Есть грибы? - спросила бабушка Паша.
- Нет, бабуль! Сухой лес, грибов нет.
- Сейчас Лидка с работы приедет, я буду разогревать обед. - хлопотала бабушка на веранде.
- Мама! – выбежав, я обняла маму.
- Ты что такая, Таня? Что с тобой? Не заболела?
- Я устала в лесу. - отводя глаза в сторону, ответила я маме.
- А где грибы? - поинтересовалась мама
- Мам, я нашла только один белый гриб. - честно отчиталась я перед мамой.
- А, ну-ка, дай посмотреть?
- Его нет у меня. Гриб у меня забрала бабушка Маруся, чтобы сварить для Аллочки суп. - растерянно объясняла я маме.
- Как забрала? - удивилась мама. - Как она так смогла...ай...я...яй! Эх! Маруська, Маруська! – вздохнув, сказала мама.
Мама прижала меня к себе и, улыбаясь, добавила:
- Хорошо, что у тебя в сумочке был только гриб.

Прошли годы...Отошли в Мир иной бабушка Таня, бабушка Маруся, Лариска. Приезжая на Родину, я прихожу на Ниновское кладбище. Подхожу к могилам этих людей, кланяясь, прошу Господа подать им Царствия Небесного!
Всплывают эти маленькие житейские эпизоды. Почему они остались в моей памяти?

                Продолжение тут http://proza.ru/2015/07/06/273


Рецензии