Шахматная Шкатулка. Последний Шах

Мне в жизни очень повезло на удивительные, фантастические встречи с потрясающими, фантастическими людьми.  Естесственно,  вышедшая в свет в 1979 –ом году книга Виктора Хенкина «Последний шах» стала моей любимой книгой о шахматах.
Почему?
Потому что это образец  высочайшего искусства анализа, образец высочайшей организации мышления.
Многоуровневый учебник шахматных логик!
Прекрасный язык, чудесные образы, великолепный подбор материала.
Это одна из немногих в двадцатом столетии книг,  вызвавшая бурный восторг всех от мала до велика.
Среди прочего она показала уровень , к которому должен стремиться любой шахматный автор.
Кристалльная ясность , прозрачность и чистота!
Глубочайшая по всем параметрам.
Книга – улыбка!
Книга – дыхание Всевышнего!
Бывая в Москве регулярно с 1972-го года я взял за правило обходить редакции «64», «Шахматы в СССР» и Центральный шахматный клуб на Гоголевском бульваре.
И вот в где-то в перрестрроеччные времена я очередной раз забрёл в гости к Александру Борисовичу Рошалю в «64». Редакция была не заперта и в одной из комнат за столом сидел собственной персоной Виктор Хенкин!
Весь вечер он позволил мне находиться рядом и смотреть, как он анализирует окончание «ферзь против лальи и пешки»!  Мне даже порой разрешалось вставить свои пять копеечек в речь маэстро, комментировавшего анализируемые позиции! Естественно я затаив дыхание внимал Мастеру и с восторгом наблюдал за этой потрясающей методично проводимой работой!
Жаль, что рядом не было Бориса Артемьевича!
Мне его немного не хватало!
Вот кто мог бы достойно ассистировать маэстро Хенкину!
Так порой один музыкант нуждается в достойном сопровождении второго!
Но Хенкин и без ассистента был Джомолунгмой исследования!
Через три часа мы расстались.
Для него я был просто слабеньким любителем шахмат, а так оно и было в действительности, и тут мне нечего стыдиться. Но он для меня стал одним из самых замечательных авторов, открытым мною во время этих феерических посиделок в пустынной редакции «64».
И поскольку я видел лично, как он работает с материалом, я могу уверено сказать: эта фантастическая книга, наверняка, одна десятитысячная того, что этот шахматный роботоголик переработал в процессе её создания.
И потому иногда мне хочется акцентировать внимание своих читателей на том, что «Шах» в переводе на русский – это «Король».
Двадцатый век дал миру фантастические книги и фантастических авторов: изящный Эйве, фантастический Рети, неопровержимый Нимцович, непревзойдённый Алёхин,  гениальный Капабланка, изумительный Карпов, мудрейший Фишер, аккуратнейший Каспаров, глубочайший Керес, элегантный веселый Вайнштейн, философ Бронштейн, наисистематичнейший Авербах… но Виктор Хенкин не затерялся в этой невероятной плеяде. Он стал воистину Королем анализа, и иногда мне кажется, что эта книга названа его собственным именем в истории шахмат: «Последний Шах».
И я благодарю Бога за это свидание, за этот подарок, за эту незабываемую встречу.
В иллюстрации я разместил пять моих любимых матовых финалов и задачу из книги маэстро.
Замечательную рецензию на эту книгу дал челябинский шахматный тренер Владислав Власов. (http://terrachess.ru/blog/Coaching/915.html)


Рецензии