Река забвения или дионисиада

Однажды французский философ Мишель Фуко, рассказывая об истории безумия, сравнил безумие с Рекой Забвения.1 Человек идёт вдоль этой реки, постоянно испытывая желание подойти к ней ближе, войти в неё и предаться игре с русалками. Человек испытывает желание уйти в «воду» безумия, обрести забвение и избавиться от опостылевшей трезвости – от того постоянного напряжения, которое удерживает его на поверхности сознания.

Но что же удерживает человека на поверхности?
Прежде всего, это система знаков, с помощью которых маркируется бесформенная и нераспознанная реальность.
Затем – мораль или этика, с помощью которых сохраняется знакомая картина мира – реальность, созданная разумом. Та карта, ориентируясь по которой, человек всё больше осваивает и расширяет ареал своего обитания.
И, наконец, третье – это знание об «истине» - её поиск и наделение сакральным смыслом.

Путь человека, - пишет М.Фуко, - «это путь по берегам реки безумия; не соскользнуть в эту реку удаётся лишь благодаря этическому выбору, а он есть не что иное, как воля к неустанному бдению, намерение к разысканию истины. От постоянно подстерегающего разум искушения уснуть, отдаться во власть химер спасает только вновь и вновь подтверждаемая решимость не смыкать глаз, не отводить взора от Истины…».2

Б.Спиноза в своём незаконченном «Трактате об усовершенствовании разума» также настаивает на том, что разум может сохранить себя лишь в том случае, если будет сознательно и систематически  противостоять неразумию мира, постоянно фиксируя своё внимание на общепринятом его описании, а также на поиске Истины, соблюдении этических норм и понимании того, что обывательская жизнь – это мощная, всасывающая сила, которая делает человека примитивным и бессмысленным.
«Всё, встречающееся обычно в повседневной жизни, суетно и пусто», - пишет Б.Спиноза в своём «Трактате…».

Из истории становится видно, что, когда цивилизация начинает развиваться, усиливаться и осознавать себя, она, прежде всего, обретает власть над своим безумием и его слепыми разрушительными силами. 
Когда цивилизация слабеет – размываются все защитные «дамбы», сдерживающие Реку Забвения. Тогда она выходит из берегов и затопляет все свободные пространства, которые совсем недавно были обитаемыми и изученными, а ныне превратились в неопределённость, где обретается тёмная, непросветлённая и бессмысленная сила инстинктов.

Древние всегда осознавали важность границ и локализации. Конечно, и в их бытии присутствовали  разрушительные силы и зло, но они им успешно противостояли, используя такие «инструменты», как «равновесие», «ограничение" и «карантин». Долговечность цивилизации всегда определялась умением пользоваться этими «инструментами», позволяющими овладеть «настройкой» жизни, а, значит, и управлением энергетическими потоками.

Легенда рассказывает о том, что однажды вавилонскому царю Навуходоносору привиделся страшный сон, который пророк Даниил объяснил следующим образом… «Боги предупреждают тебя, - сказал он царю, - что, если ты не ограничишь свои тёмные инстинкты, то ты потеряешь всё и превратишься в животное – в вола, который только и будет способным на то, чтобы есть траву». Это был совет об ограничении безумия алчного царя. Царь, однако, не послушал совета богов и не умерил своих захватнических аппетитов. В результате тёмные «воды» слепых, нерегулируемых сил затопили его сознание до такой степени, что он опустился на самую низшую ступень человеческой витальности.

Эта легенда иносказательно говорит о том, что, когда цивилизация сильна – она бывает способна охранить своё психическое здоровье от напора безумия. Во все времена к безумию и безграничности проявлений темных животных инстинктов люди относились с опаской. Это заставляло их сторониться сумасшедших людей и дистанцироваться от них.  Во времена Ренессанса безумных сажали на корабли и отправляли в дальнее плавание. «Дуракам» запрещалось входить в города. На исходе Ренессанса безумных приравняли к преступникам и стали размещать их в тюрьмах и лепрозориях.

Все маргиналы, чьё поведение разрушало установленные в социуме законы и порядки, почитались опасными людьми, несущими в себе угрозу общественному здоровью. Их изолировали и, чаще всего, пожизненно. В 15-16 веках никто не думал о том, почему человек ведёт себя неадекватно. Знали только, что он либо «животное» (то есть, сумасшедший), либо безумный (то есть, преступник и беспутный человек). В те далёкие времена власть не видела разницы между медицинскими «дураками» и порочными людьми, не получившими должного воспитания. Неправильное поведение, разрушающее законы социума, почиталась критерием, на основании которого производилась изоляция «диссидентов».
Таким образом, помещение инакомыслящих в «психушки» имеет свою древнюю историю, уходящую корнями в глубокое Средневековье.

Кто же конкретно подлежал изоляции?  Это были люди, которые не подчинялись законам социума и тем самым разрушали и расшатывали его основы.  Вот их перечень людей, взятый из средневековых реестров: «закоренелый жалобщик», «сутяга», «человек весьма злобный и сварливый», «человек, днём и ночью докучающий прочим людям своими песнями и, изрыгающий ужасные богохульства», «расклейщик пасквилей», «большой лжец», «человек буйного поведения», «растлитель», «распутник», «убийца», вольнодумец», «еретик», а также «венерик», «колдун» и «богохульник».3

Всё это были люди, от которых система, желавшая сохранить себя в целостности, дистанцировалась и защищалась всеми возможными способами.

В 19 веке «сумасшедших» (то есть, больных людей) начали отделять от «безумных» (то есть, преступников) и помещать в специализированные госпитали. «Безумные» же так и остались в прежнем статусе нарушителей, покушавшихся на общественные основы. Их судили моральным судом как людей, преступивших моральную черту.  Маркиз де Сад был первым, кого выгнали из «сумасшедших» и признали «преступником». Но, повторяю, долгое время (до 19 века)  преступление и сумасшествие не различались, имели один статус, трактовались как единое зло и шли рука об руку. Это было зло, которое необходимо было локализовать для того, чтобы оно не расползлось подобно чуме.

У современного общества, утратившего иммунитет, уже нет сил для сдерживания и ограничения безумия. Дамбы, сдерживающие его, разрушились и Река Забвения хлынула грязным потоком в общество. То, что происходит сейчас с социумом, подобно катастрофе с «Титаником», столкнувшимся с айсбергом. Айсберг пробил брешь и безумие, подобно ледяной воде, затопило все отсеки некогда роскошного корабля.

Сегодня с безумия сняты все запреты и ограничения.  Равно как и с порока. Сумасшествие и безумие снова соединились в рамках деструкции системы, которая уже не способна себя сохранить и защитить.  То, чего боялись древние, свершилось  в наши дни, когда главным деструктивным элементом было назначено безумие.

В программе «Проект-подиум», которая демонстрируется на канале «Ю», то и дело приходится слышать, как «мастера» модельного бизнеса требуют от своих «воспитанников» всё «бОльшего безумия». Фраза «ты недостаточно безумен» - звучит сегодня, как приговор и дисквалификация.  Чем более «модель» имитирует болезнь, странность и неадекватность – тем больше она востребована. «Сделай что-то сумасшедшее!» - кричат «модели» и она изворачивается так, чтобы вместо человека явился «монстр».

В старые времена сумасшедших называли именно так – «монстрами», подчёркивая их принадлежность к нечеловеческому миру. «Монстров» боялись, потому что полагали, что они являются носителями «вируса» смерти, который мог погубить человеческий мир. Поэтому «монстра», первым делом, поражали в гражданских правах и он переставал быть юридическим лицом. Безумец признавался сумасшедшим не в силу своей болезни, отбросившей его на периферию жизни, а в силу той опасности, которую он представлял для общества, поскольку носил в себе «истину», способную уничтожить мир.

Но какой же «истиной» владел «дурень»? Это был тот самый дискурс о пресловутой «свободе», о которой сегодня так радеет Большая Мировая Обезьяна. Это был миф об «абсолютной свободе», являющейся последней «истиной» дурака.  Но эта «сила» никогда не выражалась в творчестве, потому что для того, чтобы творить, необходимо сознание. Эта «сила» служила «тараном» для разрушения того, что уже было построено.

Во все времена считалось, что «дурак» рождается на свет для того, чтобы расшатывать все разумные основы.  Он рождается для того, чтобы погибнуть, утянув в свою «прорву» весь человеческий мир.  «Дурак» всегда был опасен своей пустотой и отсутствием чувства самосохранения. Считалось, что безумный – это бездна, разверзшаяся в обществе – опасная «чёрная дыра» или  «воронка». Причем, в общественном самосознании не делалось никакой разницы между медицинским «дураком» и преступником, ибо оба они подтачивали основы общества одинаково.

Преступниками почитались не только убийцы, фальшивомонетчики и воры, но и распутники. Инстинкты морально-общественного самосохранения со времен родового строя неусыпно держали сексуальную стихию в строгой узде. «Но вряд ли, - писал Д.Андреев в «Розе мира», - вряд ли выдержала бы долго эта узда, если бы она выражалась только во внутренних самоусилиях человека; если бы общественное принуждение не приходило ей на помощь в виде социальных и государственных узаконений».4

Действительно, здоровое общество всегда налагало ограничения на тёмный и агрессивный сексуальный инстинкт человечества. Люди подсознательно понимали, что ослабление запрета на разнуздывание сексуальной стихии было чревато разрушением  и искажением общественных отношений, падением института семьи, подрывом здоровья нации, развитием половых извращений, ослаблением воли и, в конце концов, всеобщим вырождением – физическим и духовным. И потому Д. Андреев, предвидевший век деструкции, в книге «Роза мира» предупреждал потомков о том, что «сексуальная сфера человека таит в себе взрывчатый материал невообразимой силы».5

Сегодня сексуальная стихия не просто «спущена с цепи», но  навязывается всем и каждому (особенно детям), как залежалый товар, не имеющий сбыта.  Для оправдания этого события была выдумана убедительная фрейдистская теория, убедительно обосновавшая выведение наружу всех пороков человека.

Визионер Д.Андреев, описывая темное будущее человечества, которое наступит в  21 веке, предупреждал именно об этом. Он предупреждал о том, что, если обоснование для разврата и сокрушения главного основания общества – семьи, будет найдено, то, благодаря этому, порок станет обыденным явлением  и обеспечит систематическое разложение общества, а это приведет к страшным последствиям. Вот его предупреждение: «Но, если найти убедительное и обаятельное учение, которое убаюкало бы человеческий страх перед снятием узды с инстинкта абсолютной сексуальной свободы, произойдет моральная катастрофа, подобных которой еще не происходило никогда».6

«Грешите, грешите, маленькие люди! И  мы, властители мира,  возьмём ваш грех на себя и понесём его!» - так и слышится голос Великого Инквизитора, открывающего все «шлюзы» зла, которые старательно охраняло человечество на протяжение многих тысячелетий своего существования.

В противовес ему звучит другой голос – голос величайшего провидца – Даниила Андреева, предупреждавшего о великой катастрофе, которую несет разнуздывание сексуальной стихии: «Высвобождение центробежной энергии, заложенной в этом инстинкте, могло бы, переходя в цепную реакцию, вызвать такой сокрушительный общественно-психологический переворот, который сравним с высвобождением внутриядерной энергией в области техники».7

Сегодня эта катастрофа произошла. Сексуальность отравила все сферы жизни – от искусства  и быта до политики и педагогики. Сексуальность стала рутинной обязанностью каждого обывателя. Мир захлестнула неконтролируемая, темная, неосознанная энергия, которую древние греки называли Роком. А Рок всегда настигал тех, кто не умел ограничивать себя и был одержим неконтролируемыми инстинктами.

Вот что написал в 50 годах 20 века Д.Андреев – великий провидец, рассказавший о будущем человечества на страницах своей книги «Роза мира»: «… самые авторитетные инстанции – научные, общественные и религиозно-государственные провозгласят необходимость полной сексуальной свободы, неотъемлемое право на неё каждого человека и системою многообразнейших мер будут ей способствовать, расширять её и оборонять.
Жаждать власти будут сотни и тысячи. Жаждать сексуальной свободы будут многомиллионные массы. Освобождение от уз добра – вот каково будет настроение многих… Человечество устанет от духовного света. Оно изнеможет от порываний ввысь и ввысь. Ему опостылит Добродетель. Оно пресытится мирной социальной свободой, - свободой во всём, кроме двух областей: сексуальной области и области насилия над другими… Скука и жажда тёмных страстей охватят половину человечества в этом спокойном безвластии… Будут незаметно сняты… последние запреты, еще ограничивающие свободу слова: запрет нарушения норм общественного стыда и запрет кощунства».8

«Запрет кощунства» - есть показатель степени пораженности жизни. Степень  дозволяемого  «кощунства» всегда верно указывает на стадию заболевания общества. Когда дураку дозволяется делать глупые замечания высокообразованному специалисту, при этом, оскорбляя его, - это кощунство. Когда такой «дурак» находится у власти и не знает, что ему делать со своей властью – это кощунство в квадрате. Если он еще и преступник – наступает  полная катастрофа.

В наше время «дурак» стал значимой и неотъемлемой фигурой общественного ландшафта. Этот факт прекрасно отражен в современной культуре и, в частности, наглядно проявлен в городской скульптуре, которая изображает дураков всех мастей и разрядов, занятых своей привычной дурацкой деятельностью. Городская скульптура демонстрирует торжество обыденности и пошлости, являясь, в то же время, агитацией и призывом к разложению человека и всё большему погружению его в дионисийскую стихию, где личность уже не имеет никакого значения.

«Дурак» или маргинал стал привычным явлением во всех сферах современной жизни. Мне, конкретно, постоянно приходится сталкиваться  с людьми такого рода, которых в 17 веке назвали бы «дурнями» или «тупицами» и отправили бы в лепрозорий на «карантин».
Это люди, далёкие от образования, с ограниченным кругозором, которые  живут вместе со своим «бредом» и не могут самостоятельно выйти из него. Им кажется, что и другие должны «бредить» точно так же, как и они. Вот почему  все «дураки» постоянно одержимы ярым устремлением навязать свой «бред» тем, кто к нему не склонен.  За примерами далеко ходить не надо – «дурак», который обожает в сетях всё «комментировать»,  - лучше всего  раскрывается в своих дурацких комментариях.

Недавно я  сделала репост статьи, написанной известным ученым-социологом и политологом Кириллом Мямлиным, которая называется «Пять законов о ТОРах». Были даны прямые ссылки за Закон (kremlin.ru – «законы о ТОРах»), были приведены цитаты из федерального Закона. Казалось бы, что проще – зайди на сайт kremlin.ru, набери три слова – «законы о ТОРах» и прочитай информацию. Так нет же. «Дурак» никогда и ничего проверять не станет. Один «дурак» предпочёл оскорбить лично меня, а второй задал наивный вопрос: «Как вы думаете, эта информация правдива?»

Более идиотской ситуации невозможно выдумать. К счастью, в комментариях по этой теме проявилось только двое «дураков», но, если дело так пойдет  дальше и модераторы не будут «локализовывать»  «дураков», то их  будет становиться с каждым днем все больше.  Ведь эти «дураки» что-то еще и пишут, а кто-то их читает… Так расползается по миру глупость и теряется определенность жизни.

К сожалению, сегодня, когда глупость агрессивно лезет из всех углов, вся ткань жизни теряет чистоту и словно пропитывается грязью. Вот что делает кощунство, когда «дурак», вместо того, чтобы пребывать на периферии жизни, стремится стать её диктатором. Сегодня «дурак» празднует свою волю: он поучает специалистов, он формирует уродство во всех мыслимых формах и оттенках, он фабрикует ложь, он размешивает грязь и делает ее привычным атрибутом жизни. Он ничего не понимает, но, тем не менее, ведет себя так, словно всё знает.

«Дурак» прописался везде. Он напрочь изгадил искусство и там, где он прошел, остается выжженное поле.  Он всегда зол, потому что знает о своей  тупости и непродуктивности. И хотя он предельно банален, скучен и переполнен бытом, тем не менее, он считает главным в своей жизни  – заставить себя слушать, хотя сказать ему не о чем.

Современное образование наводнило мир «дураками», полагающими  зазорным развиваться и читать книги. После общения с такими людьми хочется вымыться. Это душные и нудные люди-монстры, утверждающие в обществе свою узкую, последнюю, нечеловеческую истину. Это прорва, в которую сколько ни клади - ничем не наполнишь.  Это род киборгов – полумеханических людей, сделанных привычкой и пороком, которые распространяют  повсеместно свою «заразу».

Я полагаю, что сегодня, благодаря современной технике, «дурак» стал страшной угрозой для  общества. Человек с затухающим сознанием, ненавидящий свет, погружающий мир в Реку Забвения – что может быть страшнее?
_____________________________
1 – М.Фуко. История безумия в классическую эпоху. М., 1997
2 – Там же. – С.152
3 – Там же. – С.146
4 – Д.Андреев. Роза мира. М., 1993. – С.281
5 – Там же.
6 – Там же.
7 – Там же.
8 – Там же. – С.281-282


Рецензии