Майкл Фарадей

   Нет, нет, не буду я говорить о Фарадее, гениальном английском   физике, химике, учёном, построившем стройную теорию электромагнитных явлений, основателе  новой науки - электрохимии. Обо всём этом можно прочесть и в соответствующей литературе и в материалах интернета.

   Мне интересен Фарадей - человек, прошедший суровую школу жизни с самого рождения, но сумевший  оставаться чистым, честным, бескорыстным, преданным родным, друзьям и науке человеком до  последнего вздоха.

... Учительница, миссис Смит была не в духе. Причин могло быть несколько: задержка зарплаты, отказ лавочника отпустить ей в долг уголь, а, может, у неё просто болели зубы. Двадцать учеников разного возраста сидели за длинным столом и смотрели на угрюмую учительницу. Впрочем, их не удивлял вид миссис Смит - она всегда была такой.

   В руках, по обычаю, учительница держала линейку. Думаете, этот чертёжный инструмент использовался по назначению. О, нет! Линейка, как это было принято в английских школах, оставляла красные следы на пальцах учеников.

   Когда дело дошло до чтения, учительница велела самому младшему из учеников - Майклу Фарадею, которому было 9 лет - вслух прочесть отрывок из книги. Майкл прочёл несколько слов, когда учительница его грубо остановила:- "Опять ты проглотил букву "Р"! Скажи "Роберт!"
   Робертом звали старшего брата Майкла, который сидел неподалёку и с беспокойством смотрел на покрасневшего Майкла, у которого дрожали губы.

 - Уобейт, - робко произнёс мальчик.
 - Роберт! - грозно выкрикнула учительница.- Упрямый мальчишка! Я выбью из тебя притворство!
   Вслед за этим учительница достала из кармана засаленного платья медную монету, дала её Роберту и велела сходить на рынок и купить пучок тростника.
  - Живо!- грубо вытолкнула она Роберта за дверь.

   Такое обращение братья переносили с трудом. Дома они привыкли совсем к другому. Оказавшись на улице, где  лил холодный дождь, Роберт подумал:
  - Как же, принесу я тебе тростник, чтобы ты порола Майкла! Дожидайся!
   Он  с силой швырнул монету за забор соседнего дома и пустился бежать домой. 

   Открыв дверь в чистенькую квартиру, Роберт встретился глазами с удивлённой матерью и сказал:
  - Я пришёл сказать, что миссис Смит дала мне пенни, чтобы купить тростнику... Майк опять проглотил букву "р", и она говорит, что это нарочно ... Она хочет выбить из него это. Она дала мне пенни, но я выбросил его и прибежал сказать тебе это.
  - Роберт, что ты говоришь? - переполошилась мать. - Что проглотил Майк?

   Наконец миссис Фарадей поняла, в чём дело. Накинув на плечи шаль, она вместе с сыном направилась к школе. Когда женщина появилась в дверях класса, Майкл всё ещё стоял и вытирал слёзы. Увидев вошедших, учительница поняла, почему Роберт так долго отсутствовал, и, не дав открыть рта миссис Фарадей, она разразилась бранью:
  - Такого дерзкого и упрямого мальчишки я ещё не встречала! Сколько сил я на него потратила, чтобы научить его читать, а теперь он притворяется, что не может произнести ни одной буквы! Он портит мне всю школу. Поверьте мне, миссис Фарадей, этот мальчишка нуждается в розге.

  - Жалею, миссис Смит, что вы не сказали мне об этом раньше, - вежливо ответила женщина. - Я бы давно избавила вашу школу от него. Покорнейше благодарю вас.
  - Идём домой, Майк.
   Майк взял своё узкое пальто и большую отцовскую шапку и подошёл к матери.
  - Нищие! А спесь, как у лордов! Не думаете ли вы, что о вас здесь будут плакать? - процедила учительница сквозь зубы.

   Маргарита Фарадей шла с детьми домой. Она крепко держала Майка за руку, словно боясь, что его опять кто - то может обидеть. Роберт вышагивал рядом, чувствуя себя героем. А Маргарита была печальна: её одолевали мысли о дальнейшей судьбе детей.

   Джеймс Фарадей работал в кузнице и возвращался домой поздно. За ужином, когда все получили по мисочке горячей овсяной каши и тоненькому кусочку хлеба, Маргарита всё рассказала мужу. Супруги задумались, как быть дальше. И отец решил:
  - Довольно им ученья. Ребята умеют читать и писать - чего же им ещё? Они не будут ни писарями, ни адвокатами. Нас было у отца с матерью 10 человек, и всех нас кормят руки. Джон - фермер и пашет землю, Роберт -  ткач, остальные - кто плотник, кто башмачник, кто резчик, а я вот кузнец. Пойдут и наши дети  по той же дорожке.

  - Нет, Майк не будет ни кузнецом, ни плотником. У него слабое здоровье, - возразила Маргарита. - Смотри, как тебя самого вымотала тяжёлая работа.
  - Ну, так будет портным, или извозчиком, или уличным фонарщиком. Лишь бы  честно работал. Но ученья с него хватит. Теперь слишком трудное время.

   С этого дня мальчики с утра до вечера играли  с гурьбой товарищей, катались на запятках карет, приходя домой только к обеду и ужину.
  Но вскоре Роберта отдали  в учение в кузницу, и домой он приходил только в
воскресенье. Майк пока оставался дома.

   Жить становилось всё труднее. Порции хлеба за обедом становились всё меньше. Настал момент, когда Маргарита ставила на стол одну пустую овсяную похлёбку.
Была весна 1801 года. Поговаривали, что Наполеон вознамерился уморить Англию голодом: по его требованию европейские страны перестали торговать с Англией, почти не привозили товары. Рабочее население Англии голодало.

   Стараниями Маргариты приходской комитет стал выдавать семье по 18 пенсов за каждого ребёнка, а Майку, как маленькому, ещё выдавали раз в неделю булку. По воскресеньям он выстаивал длинную очередь таких же, как он, бедно одетых детей. Булка весила пол фунта, но казалась Майку большой. Он приносил её домой, ни разу не позволив себе отщипнуть хоть кусочек от вкусно пахнувшей булки.

   Вскоре Майку пришлось работать, чтобы посильно помогать семье. Было это осенью 1804 года.

   Чем, и как мальчик - подросток 13-ти лет помогал семье рассказ впереди.


   


Рецензии
Ната спасибо за захватывающее чтиво,Эдик

Машкевич Эдуард   28.06.2015 22:14     Заявить о нарушении
Отчего-то повеяло Диккенсом. И вроде стиль непохож, а всё же... Стоит того, чтобы читать. Шореев.

Дмитрий Шореев   23.09.2015 02:56   Заявить о нарушении