Артель Напрасный труд

Россия, похоже, поняла, что «экономика трубы» больше не работает, и вот уже на всеобщее обозрение выставлена некая альтернативная экономическая модель, правда, еще более неработоспособная.

«Новое слово в экономике» оказалось до неприличия старым: отгородиться от внешних конкурентов железным забором, установить искусственно заниженный курс рубля и сделать государство спонсором бизнеса. Как я уже писал, так было в Аргентине еще совсем недавно, так было в СССР. Конец известен.

Странное дежа вю, - похоже, для нашей страны история всегда проходит мимо, и ничему не учит. Мы всегда топчемся на месте, не желая утрудить голову. Всё время одно и то же.

А задача нисколько не потусторонняя, не загадочная, это не поиск антиматерии какой-то, все исходные условия на поверхности, отлично сформулированы А.Паршевым в его знаменитой теореме: производство в России дороже на величину затрат на отопление. И всё, ничего больше не требуется. Отсюда вытекает, что в условиях глобального свободного рынка наша производственная экономика неконкурентоспособна. Про сырьевую я сказал выше.

Нам говорят, что-де военная промышленность станет локомотивом реиндустриализации. Не верьте, ВПК уже однажды угробил нашу страну, он – чистый убыток, и вписывать его в рост ВВП такие же дурь и жульничание, как потуги банковский пассив представлять активом.

«Импортозамещение», которое нам преподносят как новое слово в экономике, есть ни что иное, как сизифов труд, плоды которого накроются медным тазом при малейшем дуновении свободы. А что такое дуновение неизбежно, это настолько очевидно, что никаких сомнений быть не может. Изоляционизм может существовать только как явление временное, вечно отгородиться от мира невозможно, надеюсь, пример Северной Кореи яркое тому доказательство. Длительная самоизоляция приводит только к превращению страны в вечно голодный сумасшедший дом.

Рано или поздно власть станет адекватной, «крымнаш» будет отдан назад Украине (да, кстати, и «пардон» сказать не забудьте!), от военной шизофрении останется только мерзкое послевкусие, курс рубля станет рыночным, а границы для свободной торговли открытыми. Как во всем крещеном мире. Ну не может такая огромная страна как Россия долго копировать сумасшедший дом!

А как только это произойдет, импорт мгновенно задушит всё «импортозамещение» как некогда серые крысы передушили белых. Российское мясо окажется вдвое дороже американского, поскольку там климат теплый, но не жаркий, и курочек можно содержать в неотапливаемых курятниках. Российская продукция машиностроения так же вдвое дороже, хотя производство замодернизированно дальше некуда. Ну, может, только хлеб выживет, да и то при условии, что его вывозить не будут, а остальное повторит судьбу советской экономики, с тем только различием, что на этот раз нефть уже разворовали и газ, похоже, тоже в сухом остатке, «трубономики» уже не получится, поезд тю-тю.

Так что не тратьте время на сизифов труд, господа, займитесь делом. Нужно не отгораживаться от мира, корча из себя полоумных кимченынов, а наоборот вписаться в мировую экономику. Поймите, другого пути нет, то, что советуют экономисты типа Глазьева, приведет только на помойку. Нужно искать свою нишу в глобализме, а не пытаться построить новый совок с квазилиберальным оттенком.

Экономика не терпит волюнтаризма, она либо свободная, либо никакая.

И еще. Нужно серьезно осознать раз и навсегда, что Россия нового витка «поиска особого пути» не выдержит, распад будет сокрушительным и окончательным, русский народ будет рассеян по свету, а большинство погибнет в междоусобных войнах.

Конечно, несмотря на то, что исходные условия задачи, которую мы обязательно должны решить, чтобы выжить как нация, необычайно просты, решение ее потребует больших усилий ума. Нужна принципиально иная модель экономики, слепо копировать Запад не получится. Задача очень похожа на ту, что некогда успешно решила Швеция, но наши условия еще суровее, опыт Швеции полезен, но нам нужно что-то более радикальное, возможно, в объединении с одной из передовых стран Европы.

Я имею в виду Германию. Царизм уже почти нащупывал этот путь, но русская глупость и дурацкий империализм лузера не дал ему исторического шанса. Может, сейчас выйдет? Ведь это в интересах обеих наших стран.

Нынешняя власть завела Россию в тупик, и элита должна найти в себе силы произвести необходимые корректировки. Без этого невозможно начать экономическую реформу.

Кстати, это и в интересах самой элиты, несмотря на все ее недостатки: надеяться на то, что удастся драпануть с наворованными капиталами на Запад, по меньшей мере, недальновидно. Ворованное счастья не приносит, это не просто красивая фраза. Только создав крепкую и процветающую Россию, живущую в гармонии с окружающим миром, мы спасемся. Все. Порознь погибнем.

Конечно, немалый камушек в нашем огороде, это качество народа. «Крымнашевская» глупость еще раз продемонстрировала то, что столетия повального пьянства в поистине сумасшедших дозах для нашего народа даром не прошли, он в состоянии коллективного делириума.

Если после «великой пролетарской» вакханалии еще была надежда на то, что это так, случай, похожее бывало и в других странах, то сейчас надежды окончательно рассеялись. Демократия в ее классическом виде у нас не только невозможна, но и смертельно опасна. Она рождает демонов.

Возможно, наука все же когда-нибудь найдет лекарство от алкогольной мутации, а до этого нужно нащупать проход между Сциллой и Харибдой, между властью просвещенного здорового меньшинства, которая склонна перерастать в диктатуру, и демократией западного типа, в наших условиях способной родить только самодержавие.

Нынешние муляжи демократических институтов – псевдопартии, картонный «парламент» и государственное судейство неэффективны. Всему этому мусору нужно предложить разумную альтернативу.

Сейчас важнее всего в первую очередь вылезти из украинского капкана и наладить добрые отношения с миром. Не надо забывать об еще одной смертельной опасности, не меньшей, чем наша коллективная белая горячка, - «Исламском государстве», которое уже начало наступление на Кавказе. Сейчас мы должны как никогда быть вместе с цивилизованным миром, если не хотим участи тех несчастных, которым отрезали головы.

Валентин Спицин.


Рецензии