Волк в магии - Зверослов

Перевод с мовы Руси.

Лилия Мусихина


В мифологических системах многих народов мира Волк играет если не ключевую, то одну из важнейших ролей. Так, основатели Рима Ромул и Рем были вскормлены молоком волчицы. А у греков есть легенда о Волке-Спасителе людей, в честь этого события был даже основан город Ликорея. (Потом стали известны более человекообразные Спасители – прим. перев.) Осирис принимает облик волка, когда возвращается из мира умерших, чтобы восстать на борьбу с Сетом.

Почти всегда изображение Марса художники прежних времён дополняли изображением волка - символом воинственности. Скандинавская мифологическая система знает волка Фенрира, который заперт в подземелье и вырвется оттуда только в конце мира, чтобы проглотить солнце, а также есть другой волк, который должен проглотить месяц.

Вообще, существует целый ряд эсхатологических пересказов авторства разных европейских этносов, в которых мир завершает своё существование после того, как огромный волк глотает солнце.

В российском традиционном обрядовом фольклоре сопровождение жениха, как и его самого, называют волками, поскольку в доме невесты их считают чужими, чужеродными, следовательно - волками:

 "Козушка-белоножушка по приволью гуляла,
 Дразнивала, передразнивала серого волка:
 «Волчушка мой серенький, я тебя не боюся!»
 «Козушка-белоножушка, постой, не хвалися!
 Встанем мы ранесенько, поглядим на утрях:
 Ножки лежат, рожки лежат, а козушки нету…
 Вот же тебе, моя козушка, за твои насмешки!»
 По двору девушка ходила,
 Дразнивала, передразнивала доброго молодца:
 «Добрый молодец, я тебя не боюся!
 «Красная девушка, постой, не хвалися!
 Встанем мы ранесенько, поглядим на утрях:
 Девки играют, платки сияют – красной девушки нету…
 Вот же тебе, девушка, за твои насмешки!"

А в фольклоре исконной Руси часто встречаются рассказы о превращении всего свадебного поезда в волков. Скорее всего, здесь имеет место мотив отчуждения семьями (родАми) своих детей и временное неприятие чужих, до момента сочетания наречённых.

Эстонцы верили, что волки едят чертей и покойников, которым не лежится в домовинах. Причём, волки должны трижды съесть такого мертвеца, а также в него должна попасть молния и только тогда он успокоится.

На Руси считают, что существует несколько типов волколаков. Есть волколаки, которые становятся время от времени волками, независимо от своей воли. Считается, что эти люди были зачаты во время религиозных праздников или постов, когда нужно воздерживаться от актов физической любви.  Или беременная во время беременности видела волка, или ела мясо животного, растерзанного волком.

Ещё одна причина врождённого волколавства заключается в рождении не вперёд головой, как большинство людей, а ногами. Ещё есть те, кто «имеет под мышкой такую ямку, в которой сходятся концы кожи. Через ту ямку выворачивается кожа и человек входит внутрь, а наружу выходит волк, когда придёт на то время».

Связь волков с месяцем проявляется и в том, что на Черниговщине скотину, которая народилась в новолуние, считали такой, что «принадлежит волку», поэтому её не выращивали, а резали, кастрировали или продавали.

Самый известный колдун-оборотень - Иван Сырко. Даже этимология его прозвища связана с волком. Умели обращаться волками и некоторые мифические или эпические герои - Аполлон, Беовульф, Сигурд, Всеслав Полоцкий и другие. Следует обратить внимание на то, что эти волколаки-оборотни могли контролировать своё поведение (вели в бой войско, ходили в личине волка на разведку, охотились и т.п.), их способность превращаться  волком не зависела от фазы луны.

Кстати, европейская традиция склонна видеть во всех типах волколаков одно только зло. А восточнославянская, в том числе и русинская, говорит о следующем: «Вовколаку чуждо всё волчье. Он спокойный, часто скулит, ест только хлеб; волки заедают его, поэтому он тянется к людям, а те не могут понять его. По представлениям русинов, оборотень даже не воет по-волчьи, а стонет и плачет, как человек. Задние ноги у него будто бы обращены коленями вперёд, как у человека, а не назад, как у волков, он помогает людям пасти стада и охотно ест хлеб, отказываясь от сырого мяса».

У Геродота в «Скифии» есть упоминания про целое племя невров-оборотней, жившего в V в. до нашей эры в верховьях Днепра, которые с помощью чар на некоторое время в определённые периоды превращались в волков: «Похоже, что те люди волшебники. Скифы и греки, живущие в Скифии, говорят, что каждый невр раз в год становится волком на несколько дней, а потом снова принимает человекоподобие». В. Давыдюк рассказывает, что и сейчас на территориях, которые ранее принадлежали неврам, местные рекомендуют, человеку, что встретился с волком в лесу, мол, надо встать по-волчьи и сказать: «И я волк».
*

(от переводчика):
У Валентина Лученко удалось узнать: «Волк – украинская и белорусская фамилия со средним уровнем распространения (1514 носителей на Украине). Более распространена другая форма этой же фамилии - Вовк (34792 чел.). В старину имя Волк давали мальчикам наравне с крестильным именем, только не записывали в святцы». Разумеется, именно такое древнее и некрестильное имя совсем не случайно.
*

Части тела волка применяли в народной магии и медицине. Кончиком волчьего носа окуривали пасеку, чтобы пчёлы давали больше меда. Волчьи зубы носили иногда и сейчас носят как нашейный амулет. Также девушки и женщины носили в ожерелье один или несколько волчьих зубов, которые служили оберегом.

Сифилитические язвы на коже советовали присыпать толчёной волчьей костью. В сказках есть упоминания и о целебных свойствах волчьей слюны: «Убитого Прунслика нашёл такой волк, который если облизывал раны, то человек оживал. Волк облизал Прунсликову голову и шею, сложил вместе, и парень ожил».

Вот что записал про волков Петро Чубинский:

«Волками заведует Св. Юрий (Георгий), по его указанию они съедают животных. Сохранилось предание, что одному человеку чародеи сделали так, что он превратился в волка на целый год. Изгнанный из села людьми и собаками, он бегал по лесу и захотел поесть, и вдруг увидел Святого Юрия, который ехал верхом на белой лошади. Юрий приблизился, остановился и свистнул. На этот свист из леса вышел матёрый волк, которому Св. Юрий приказал: «Возьми этого товарища и помогай ему, потому что он ещё неопытен и не может сам себе добыть пищу» [Мудр. веков, 1 т, 58]

(Прим. перев.): - Можно заметить, что такой хороший святой только у волков. А вот у других животных настолько святого... нет, поэтому они волков не задирают и не едят.

В заговорах от волков обращались к Святому Юрию с просьбой, чтобы он утихомирил своих псов (хортов) и не допустил, чтобы они вредили: «Молюсь Богу, Матери Божией, всем святым его, Святому Георгию, хортов припинающему. Как этим сучкам не резвиться, так и хортам моей скотины (такой-то масти) не трогать!» [Укр. Заговоры, 145]

Знаменательно, что у россиян с праздником Георгия связаны обряды, которые защищают от волков. В этот день наложен запрет на употребление в пищу мяса, нельзя выполнять никаких работ, связанных со скотоводством и нельзя выгонять скот на пастбище.

Впрочем, иногда патроном волков считали Св. Николая.

*26615

Фотографика авторская. Образ Волка создан по мотивам древнего изображения из осенних листьев. В цвете осени, собранный летом волшебный солнечный свет. Поэтому такой Волк, конечно же, является мощным волшебным Оберегом.


Рецензии
Евгений, волк серый как серьёзно. Зверь как звуку верь. Имя Володя как соединение философии и Федя. Маугли, мальчик выросший в волчьей стаи. Религия и началась в Индии. Что такое религия? Чья речь права, кто нашёл исток? Владимир Ильич, который понял религию. "Бог и скоморох" как скоро мог и лисички. Лиса не волк и в чём сила лисы? Рыжий цвет, как был у Ленина. Евгений вы на правильном пути.
Серый не рыжий, а имя Серёжа означает праязык. Почему? Сера в ушах, но ты не горишь, а говоришь. Сергей ей ёж, а колючее мышление. Так появилось имя Серёжа.

Даша Новая   27.06.2015 08:59     Заявить о нарушении
Спасибо! Надо обдумать...

Евгений Рыбаченко   27.06.2015 20:46   Заявить о нарушении