Отзыв на Луна и грош С. Моэм

Эта книга меня действительно заинтересовала. На первый взгляд произведение достаточно простое. Но его сюжет пришелся мне по вкусу. Видимо в нем есть что-то такое, что близко моему духу.

Главный герой это «человек, ищущий смысл своей жизни». Но это не простой человек, ибо каждый ищет смысл жизни. Это человек колоссальной силы, мощи! Он решителен и безжалостен к себе в своем поиске смысла жизни.

Чарльз Стрикленд – обычный биржевой маклер, он крепок телом, хорош собой, но ничем особо не выделяется, среднестатистический человек. У него всё, как у всех: милая жена, двое чудных детей, достаточный заработок, уютный дом, светские беседы, друзья. Ему уже сорок лет. Что ещё вроде бы нужно от жизни? Живи и наслаждайся теплом окружающих тебя людей, заботой жены, детей, получай удовольствие от устойчивой и размеренной жизни. Но в один момент он отказывается от всего этого, отвергает всю свою предыдущую жизнь и решается начать всё сначала как художник (притом, что ранее он никогда не занимался живописью). В нем прозвучал какой-то голос, зов, сообщивший, что он «должен» быть художником. И вот, оставляя всё позади, отказываясь от стабильности, комфорта, уюта и тепла, он становится чужим для окружающего его мира. «Я не думаю о прошлом. Значение имеет только вечное сегодня» – так говорит Стрикленд. И именно «сегодня» его душа устремлена к творению прекрасного.

Он отказывается от каких-либо излишеств (и здесь он чем-то напоминает киников), он живет не телом, не ради физических удовольствий, не для праздного времяпрепровождения, не для сиюминутных наслаждений, в череде которых человек теряет себя и становится заложников порочного и нескончаемого круговорота поверхностных впечатлений, лишь бы не чувствовать покоя, тишины, умиротворения – лишь бы не чувствовать, не видеть, не слышать СЕБЯ. Он же живет душей, духом, он живет ради вечного – красоты. И Стрикленд не боится себя, он готов видеть себя таким, какой он есть.

«– Вы когда-нибудь думаете о смерти? [писатель].
– Зачем? Она того не стоит. [Стрикленд].
Я смотрел на него в удивлении. Он стоял передо мной неподвижно, в глазах его мелькала насмешка, и, несмотря на все это, я вдруг прозрел в нем пламенный, мученический дух, устремленный к цели более высокой, чем все то, что сковано плотью».
Главный герой отказывается от смерти, а следовательно, он отказывается от прошлого и от будущего, есть только сейчас. И его отказ от всего привычного, устоявшегося, обычного, общепринятого делают его одиноким, точнее сказать одним (в том смысле, что разрушаются социальные связи, он больше ни к кому не привязан). «Каждый из нас один в этом мире. Каждый заключен в медной башне и может общаться со своими собратьями лишь через посредство знаков. Но знаки не одни для всех, а потому и смысл темен и неверен. Мы отчаянно стремимся поделиться с другими сокровищами нашего сердца, но они не знают, как принять их, и потому мы одиноко бредем по жизни, бок о бок со своими спутниками, но не заодно с ними, не понимая их и не понятые ими».

Ключевой идеей произведения является то, что каждая жизнь своеобразна, не стоит её загонять в какие-либо устоявшиеся общественные рамки, главное жить так, как велит тебе твоё истинное устремление. «Разве делать то, к чему у тебя лежит душа, жить так, как ты хочешь жить, и не знать внутреннего разлада – значит исковеркать себе жизнь? И такое ли уж это счастье быть видным хирургом, зарабатывать десять тысяч фунтов в год и иметь красавицу жену? Мне думается, все определяется тем, чего ищешь в жизни, и ещё тем, что ты спрашиваешь с себя и других».

Очень часто проблемы и препятствия нахождения смысла жизни обусловлены обществом, общественными стереотипами, общественным давлением. Поэтому отчасти счастье человека во многом зависит от социальной среды, в которой он существует. Вот почему в некоторых случаях отдельные люди вынуждены покинуть общество, оставить его, начать странствовать или отшельничают. Стрикленд в конце своей жизни частично смог найти то общество, которое готово было принять его таким, какой он есть. «Они считали вполне естественным, что мир полон странных людей, которые совершают странные поступки. Они понимали, что человек не то, чем он хочет быть, но то, чем не может не быть». Хотя и среди туземцев он чувствовал себя и был иным, чем все остальные. Но местное население не пыталось давить на него, подминая под свои шаблоны.

И напоследок ещё одна замечательная цитата.
«– Жалели вы когда-нибудь о своем поступке? [писатель]
– Никогда, ни на одну минуту. Я зарабатываю достаточно, чтобы существовать, и я доволен. Я ничего больше не прошу у судьбы до самой смерти. И, умирая, скажу, что прекрасно прожил жизнь». [Абрагам - перспективный хирург, отказавшийся от славы и денег].


Рецензии
Хорошая статья. Все акценты расставлены правильно.

С уважением

Джейк Нооле   28.06.2015 22:52     Заявить о нарушении
Благодарю за интерес!

С уважением,

Юрий Штурцев   29.06.2015 17:51   Заявить о нарушении