Определяемся с любовью

КРАТКИЙ ОБЗОР ОПРЕДЕЛЕНИЙ
(к сведению конкурсантов и будущих рецензентов конкурса «Немного о любви» http://www.proza.ru/2015/05/18/2023)


  «Едва возникнув,
это чувство растет изнутри, пробуждая неудержимую страсть,
пробирает до мурашек, заставляя пульс биться все чаще, чтобы вырваться на свободу и…»
(из рекламы топлива)               

               
Любовь всегда была стимулом и движущей силой искусства. Прямо ли, косвенно ли, но именно любовная тематика лежит в основе наибольшего количества произведений мировой культуры, и художественная литература тут не исключение.
 
Тема любви универсальна, её отражение можно найти в творчестве практически каждого поэта или писателя.
 
  Посмотрите на свои тексты, - о чем они? «О жизни», - скажете вы и будете правы.

  Но что есть жизнь? Жизнь - понятие многозначное (впрочем, как и «любовь»), его содержание зависит от области применения. Тем не менее, в любом своем проявлении человеческая жизнь неотделима от возникающих из отношений с материальным миром эмоций и чувств, и повествовать о ней в отрыве от чувственных характеристик все равно что жевать всухомятку молотый кофе (т.е., не так вкусно, как могло бы быть). Любовь же является краеугольным камнем нашей системы чувств: её оттенки несложно обнаружить во всех эмоциональных всплесках, притом, чем глубже, сильнее чувство, тем явственней в его основе проступает схема, начертанная рукой любви.

  Так, может быть, мы, в который раз раскручивая череду жизненных перипетий своих героев, снова и снова (иногда не отдавая себе в том отчета) пишем о любви? Что, если за ширмой жанров и иллюзией бесконечности идей мы просто не видим сути представляемых действ?

Смотрите: стоит продлить намеченную Х.Л. Борхесом линию классификации сюжетов, как становится очевидным (чуть больше философии во взгляде!), что все четыре обозначенные им истории в конечном счете можно свести к одной единственной -  той самой - о любви. Ведь что есть «самопожертвование», как не сублимация любви во имя ценностей, ею самой декларируемых?  А штурм/оборона укреплений, «возвращение» и «поиск» разве не повествования о стремлении обрести любовь (в том виде, как её трактует автор)?
Отталкиваясь от концептуального понимания термина «любовь» с подобными утверждениями трудно не согласиться. Однако, при наведении фокуса всплывают нюансы: каждый частный случай зависит от предлагаемой трактовки, которых - в связи с индивидуальной спецификой авторского понимания и отражения этой стороны человеческих взаимоотношений – тьма тьмущая. И как тогда быть? Задавшись целью написать именно о любви, как рассказать о ней правдиво, дабы не закидал читатель помидорами, – на что опереться? Как вариант, – на интуицию. Плюс, было бы неплохо вспомнить и некоторые базовые определения.

Любовь чрезвычайно многообразна, она имеет многие виды и формы. Нас, в данный момент (речь о теме конкурса), интересует любовь, устремленная на человека другого пола, с ней и будем определяться.
 
  Итак, любовь это:


a) одно из ВЫСШИХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ, вариативно сочетающее в себе свойства этических, эстетических, интеллектуальных, праксических и религиозных чувств, различающееся устойчивостью, глубиной, напряженностью, предметной направленностью: от слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
Говоря об эмоциях, следует помнить, что в их основе лежит тесная взаимосвязь физического влечения с явлениями духовной жизни – в современном обществе уже неоспоримый факт, хотя трактуют его далеко не одинаково.

Сторонники идеалистической теории интерпретируют выраженное в чувстве одухотворение «эроса» как постижение собственного Я – глубинного смысла своего существования. Так, М. Шелер в любви видел акт «восчувствования ценности» окружающего мира, благодаря которому человек становится по-настоящему духовной личностью. В версиях подобного толка желание физического контакта выступает лишь как биологически целесообразный источник возникновения «страшного землетрясения души» (Г. Гейне) или одна из форм его проявления.
 
Духовная близость в любви ощущается как постоянное мысленное взаимное общение, когда вектор моральных и духовных ориентиров перенаправляется соответственно взглядам любимого человека и все поступки/помыслы рассматриваются относительно его (любимого человека) ценностных установок (что подумает, как отнесется к тому или иному факту любимый?). Любовь, с этой точки зрения, представляется как сложная динамическая интеллектуально-эмоционально-волевая система.

Весьма оригинально для своего времени по этому поводу высказывался З. Фрейд: он определял любовное чувство как «душевную сторону сексуальных стремлений» и приравнивал к самообману, маскараду «подавляемого» полового влечения.
 
В ином взгляде на любовь как отраженную в чувстве, ситуативно усиливающуюся эмпатическую способность отмечается её (любви) устремлённость не просто на существо иного пола, а на уникальную личность, ценную благодаря присущим только ей интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам. По словам И. В. Гёте, Природой созданы все условия, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное.
 
Обратившись к словарям, можно обозначить и некое общее направление понятийных признаков ЧУВСТВА любви – они охватывают широкий спектр эмоций, в целом характеризующихся положительным отношением к миру и духовным подъемом.
 

  «Любовь раздвигает пределы индивидуального существования и приводит в сознание все блаженство бытия». (А. И. Герцен)


b) комплексное ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, обозначенное З. Фрейдом как «повторное нахождение объекта», характеризующееся «аффективным воспроизведением состояния симбиотического единства».
 
Об отождествлении влюбленного с предметом его любви - существе, разделенном на две, обреченные искать друг друга, половины - есть и у Платона. Подобное специфическое мироощущение возникает в результате идеализации предмета любви, придании ему некоего ореола, допускающего физическое и духовное объединение, – все дурное в любимом человеке предстает как искажение его подлинной природы или же как болезнь, требующая обязательного "лечения" с целью возвращения к исходной безупречной форме. «Самое глупое и бесполезное, говорить влюбленному, что «предмет» его не хорош, — пишет В.В. Розанов, — потому что суть влюбления и заключается в неспособности увидеть, что предмет «не хорош» … Ореол, вне которого не видится предмет любви, — это самое непонятное в ней». 

С точки зрения Ж.П.Сартра, любовь по своему существу есть план, как заставить себя полюбить. Идеал, цель, ценность и психология любви состоят в том, чтобы влиять на свободу другого, но вместе с тем оставлять ее невредимой: «желать стать любимым – значит желать принудить другого все вновь и вновь создавать меня (объект любви) как условие своей свободы» (С). Такое, достаточно сильное, устремление на другую личность и желание необходимости своего присутствия в жизни другого неизбежно влекут за собой ощутимые, хотя и временные, изменения в психике.

На фоне перечисленных характеристик небезынтересными кажутся результаты исследований в области практической психологии, позволяющие провести некоторые параллели между признаками определенных фаз любви и симптоматикой синдрома зависимости, – в обоих случаях наблюдается: а) непреодолимое влечение; б) слабо контролируемый объем (общения с объектом любви); в) фрустрация, сравнимая с абстинентным состоянием (при невозможности общения); г) стремление к объекту влечения даже при осознании наступления негативных последствий; д) сужение других интересов.


«Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет, и дает тем, у кого его нет». (Д. Дидро)


c) РЕЗУЛЬТАТ СИНТЕЗА химических соединений (гормонов и нейромедиаторов), обусловленный естественным биохимическим функционированием человеческого организма и направленный на оптимизацию сближения особей противоположного пола для продолжения рода (на генном уровне избирательность диктуется стремлением к достижению эффекта гетерозиса /с целью повышения «качества» и жизнеспособности потомства/ – работает как доп. стимуляция «подсознательного» влечения между представителями различных народностей, рас и т.п.). Иными словами, любовь – это генетически упакованная (инстинктивная) способность, которая автоматически «разархивируется» при стечении определенных факторов, делая возможным выживание генофонда.

В этом плане (с позиции этологии человека) проявления любви можно рассматривать как типичную поведенческую реакцию организма, в основе которой лежит комплексный биохимический процесс, сходный с импринтингом. Он (процесс) запускается с подачи ДНК в момент пробуждения полового механизма в юном возрасте: первые, зафиксированные рецепторами, сексуальные сигналы, «впечатления» от любовных взаимоотношений (в т.ч. и первые опыты оргазма) запоминаются телом на всю жизнь, т.е., впоследствии вся биохимия (и физика) любви как бы моделируется на базе этой матрицы памяти. В результате мы имеем ряд генетических установок, ситуативно «разархивируемых» и реализуемых впоследствии комбинациями гормональных залпов, которые и определяют психофизиологическую сторону любви для каждого конкретного… биоробота (в данном контексте) - более или менее жёстко зафиксированного в западне заданной биопрограммы.

Но не все так мрачно. Природа щедра (в лице естественного отбора) и за участие в процессах, способствующих сохранению и продолжению рода, вознаградила «биороботов» массой сопутствующих приятных ощущений. Не трудно догадаться, что человек тут же освоил технику обманных приемов. Так, предохраняясь различными способами от беременности, мы можем заниматься любовью и получать вознаграждение (сопровождающийся выбросом опиоидных пептидов оргазм) -  не обеспечив выполнения поставленных задач.
 
Однако, чтобы было нескучно, обман удается не всегда и не во всем.
С этой точки зрения любопытен механизм возникновения любви.
«Любовь нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждешь» (С) – помните? Внезапность нахлынувшего чувства объясняется гормональной атакой, в считанные секунды обрушивающейся на рецепторы мозга при виде привлекательного партнера: синтез моноаминов (бета-фенэтиламина, серотонина, допамина, норадреналина и их произв.)  со стимулирующим и эйфорическим действием увеличивается в несколько раз и приводит нас в состояние возбуждения, вызывая ощущения «бабочек в животе» и уверенность в «сворачивании гор» ради понравившегося человека.
 
Все вышеупомянутые вещества были открыты уже современной наукой, но поиск их имитирующих (или влияющих на их концентрацию) соединений ведется с древних времен /самое время вспомнить о любовном напитке из легенды о «Тристане и Изольде», шекспировском «Сне в летнюю ночь» и пр./, ведь контроль за «системой наведения» стрел амура – это так заманчиво!
А далее играет правило «кто ищет, тот всегда найдет» - долго ли, коротко ли, но нашли, в общем (см. список выше).
И вот тут-то обнаружилась проблема: как оказалось, в этом деле природой предусмотрена довольно эффективная система защиты от внешних произвольных вмешательств – при искусственном введении (через рот, внутривенно, внутримышечно или другими принятыми в медицине способами) все эти вещества не попадают в мозг достаточно быстро и в необходимом количестве, чтобы оказать значительное воздействие в нужном направлении. Неудачи со «взломом в лоб» привели к попыткам обойти систему защиты, подавляя действие фермента, который способствует быстрому разрушению моноаминов, и… таким образом были получены препараты, использующиеся в качестве антидепрессантов, жиросжигателей, а также стимуляторов в предтренировочных комплексах. Не совсем то, что хотелось, не правда ли?
Но, вероятно, работы ведутся.


«И не думай, что ты можешь править путями любви, ибо если любовь сочтет тебя достойным, она будет направлять твой путь». (Х. Джубран)


 ***

Конечно же, перечисленные несколько определений нельзя назвать полными (вообще, любая формулировка понятия «любовь» будет неполной), но, теоретически, представленная выше информация может оказаться полезной и способствовать более гармоничному отображению любовных линий в ваших прои.

В связи с поднятой тематикой вас также может заинтересовать статья "Способы передачи эмоций в письменной речи" http://www.proza.ru/2014/07/25/1647



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215061100057 

Обсуждение здесь


Рецензии