Архетип Люцифера. Путь индивидуации

Отвергаемый Богом и Вселенной, ослепленный собственной гордыней. Имя ему — цинизм и сомнение. Что привлекательного может быть в архетипе Люцифера, по сравнению с архетипами других богов «нижнего мира»?
В нем нет греховного (но такого соблазнительного) очарования Дьявола; нет подземных богатств Аида; нет обещаний Кроноса, что свет в конце тоннеля все-таки есть («терпение и труд...и ты увидишь свет!»).
«Я знаю бездну, где нет жизни. Там только тень от жизни» (В. Лебедько, Е. Найденов «Беседы с богами по-взрослому»).
Люцифер — это архетип небытия. Единственная фигура бессознательного, с которой нестрашно спуститься в «одиночную камеру» бессознательного. Не в кратер вулкана подавленной агрессии, не в пекло извращенных желаний и страстей, не в омут душевной боли — все перечисленные состояния, не смотря на болезненность, все же связывают человека с жизнью, с подавленным, но острым желанием «жить по-другому».
Люцифер приходит, когда тебе становится все равно — жить или умереть. Место его обитания — это такой уголок Души, где притаилось холодное безразличие и потеря смысла. Это та самая отупляющая апатия вкупе со вселенской тоской — самая мерзкая стадия депрессии. Кто готов добровольно принять энергии Люцифера?...
Глубокое понимание ресурса Люцифера снизошло до меня, когда я участвовала в семейной расстановке (заместителем). Мне досталась роль женщины, больной шизофренией, которая покончила жизнь самоубийством.
Меня поразил тот факт, что, когда все «члены моей семьи» зависали в чувстве вины или жалости к себе, я не чувствовала вообще ничего. Они оплакивали свою неудавшуюся жизнь, и меня в том числе - а мне было все равно. Прозвучала фраза «а она ведь не упокоилась, после самоубийства-то» - какой бред!
Я чувствовала себя в тот момент адекватным и стопроцентно живым (!) человеком. Я бросала вызов своей вопиющей «ненормальностью», и была исключена из семейной системы. Но именно ярлык «ненормальной» стал моим спасением, именно он дал мне право на выход из семейных правил этого рода, где нужно быть как все, а то «что люди-то скажут?».
Итак, вокруг все плакали и рыдали, а я, в самом центре этого страдания... наслаждалась. Наслаждалась легкостью, многомерностью видения, отсутствием тяжелых морально-сковывающих конструкций в психике. Я уже не могла наслаждаться жизнью (согласно роли), и я наслаждалась собственной смертью - энергией могильного холода, пронизывающего тело.
Я была одинока в своей смерти, но я была свободна от всего...и от страданий, и от страхов, и от вины, и от обвинений. И внутри себя я задала вопрос: «Почему я так редко смотрю на мир именно таким взглядом, взглядом Люцифера?»...
На пути к индивидуации мы часто сталкиваемся с тем, что близкие перестают понимать, друзья отворачиваются, и мы оказываемся в звенящем вакууме одиночества. И этот звон, как тревога: « А правильно ли я живу? А может, это я не прав? Если все вокруг говорят, что со мной что-то не так — может они правы? И правда, что это я о себе возомнил?».
Возомнить о себе — о да, это тема Люцифера. Архангел, который возгордился и поставил под сомнение правоту самого Бога-Отца.
Невозможно пройти путь индивидуации, не подвергнув сомнению прежние авторитеты, родительские и не только родительские!
Если бы Карл Густав Юнг не осмелился «возомнить», что его видение человеческой психики является более полным, нежели видение его «духовного родителя», господина Фрейда, вряд ли Юнг смог бы в полной мере явить миру свой научный и творческий гений .
Что есть возомнить о себе? Возомнить, что ты прав, когда все вокруг кричат, что ты не прав? Не напоминает ли это психологическое самоубийство? Ведь отныне ты будешь изгнан из привычного круга общения. А изгнание с древних времен было самым страшным наказанием.
Не этим ли так пугает Люцифер? Ведь его стихия - небытие и неизвестность - страшнее смерти.
Люцифер дает право «возомнить», дает смелость прыжка в пропасть, без которого не случается развития, дает пофигизм в отношении мнений других, сводя самооценку на ноль (отныне пофигу, хорошо про тебя говорят или плохо).
Люцифер — это состояние духовного нуля. В нем нет ничего. И вместе с этим в нем присутствует всё.


Рецензии
Анна, добрый день!
Мне показалось, что описанный Вами опыт расстановки больше отсылает к архетипу Мары, нежели Люцифера. Но в любом случае очень интересно, мысли глубокие.
С уважением,

Сандра Бестия   23.03.2017 10:34     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.