Жгуча крапива родится... Дачная фантазия 17

Дачная фантазия 1 - http://www.proza.ru/2012/06/19/1495

               Жгуча крапива родится, да во щах уварится...(поговорка)
   
     Вот и снова пришло в наши северные края лето…

     Отцвели декоративные яблони, черёмуха, рябина,  сирень и после грандиозного ливня с громом и молниями изумрудная зелень укрыла пышным ковром всю землю.
    
     На грядках показались перезимовавший любисток, лук, чеснок, ревень, щавель, которые не успевают отрастать, как я срезаю их в салаты, по которым за долгую зиму так соскучился наш организм.

     Но вот интересно, что может произойти с урожаем, если в мае температура воздуха к большому удивлению всех жителей достигала аномальной отметки в тридцать градусов выше ноля, а в  июне едва доходит до плюс пятнадцати?
    
     Вымерзла половина моей горячо любимой клубники. С оставшейся я вожусь, как квочка с цыплятами, надеясь полакомиться хоть небольшой  частью урожая, а, возможно, и заготовить что-нибудь на зиму. Ведь как прекрасно в длинные зимние вечера, когда за окном мороз и ветер, сидеть с чашкой чая у компьютера, читать своих любимых авторов и класть в рот одну за другой блестящие и светящиеся, почти прозрачные ягоды клубники, сваренные в сиропе по рецепту моей мамы (ягоды промыть и откинуть на дуршлаг, чтобы они были почти сухими, а в это время варить сахарный сироп. Как только сироп начнёт закипать и издавать звуки «пуф-пуф», аккуратно переложить в него ягоды, которые тут же раскрасят сироп в нежно-розовый цвет. Деревянной лопаткой осторожно, чтобы не помять ягоды,  отодвинуть сироп от стенок ёмкости, чтобы вся клубника «утонула» в нём. Прокипятить минут 10-15 и отключить огонь. Накрыть ёмкость полотняной тканью и оставить до остывания. Затем, снова включить огонь и прокипятить опять 10-15 минут и разложить по стерильным банкам горячее варенье. Перед закрыванием крышками, смочить бумажные кружочки, вырезанные заранее из белой бумаги, в водке или спирте, и уложить их на варенье, затем закрыть крышками. Ваше варенье не забродит и не покроется плесенью…)

     С появлением зелени, встал вопрос о борьбе с сорняками. Лебеда, мокрица, крапива – основные травы, которые большинство дачников уничтожают, даже не задумываясь об их пользе.  А зря… Например, в крапиве  так много витаминов (A, С, K, B1, B2, B3) и всевозможных микроэлементов (медь, железо, кальций), что одно лишь это растение способно значительно восполнить суточную потребность человеческого организма в них.

     Как рассказывала подруга моей мамы, в голодные военные и послевоенные годы крапива, наравне с лебедой и щавелем, была чуть ли не основной пищей детей. Они ели ее, начиная с ранней весны и до поздней осени, а их матери ухитрялись готовить из этого растения разнообразные блюда – щи, салаты, лепешки. И только благодаря крапиве многие из них выжили и здравствуют до сих пор.

     Ты уехал в командировку, поэтому, в наступающие выходные я прибыла на дачу одна.

     Глядя на заросли крапивы, я тут же вспомнила о своей подруге Наталии, которая начиная с апреля, каждый день твердит мне о крапивных щах! Я позвонила ей и тут же услышала её бодрый возглас:
- Хочу крапивных щей!

- С радостью привезу тебе целую охапку, - пообещала я ей.

- Нет! Хочу сразу и по бабушкиному рецепту! – заявила Наталия.

- Нет проблем! Приезжай и вари, сколько и что хочешь! – предложила я Наталии.

- Еду! – ответила она, и я услышала сигналы «отбоя».
Улыбнувшись порыву своей энергичной подруги, я направилась к грядкам, где уже показался первый укроп и морковка, чтобы освободить их от зарослей осота и пырея.

     Выполнив запланированную работу, я перед самым приездом подруги, облачившись в волшебные перчатки с резиновой ладошкой, которые ты подарил мне перед началом дачного сезона, нарвала охапку крапивы. Увидев, по приезду, этот крапивный букет, Наталия воскликнула:
- Ты хоть несколько кустиков на семена оставила?!

- Зачем? – удивилась я заботливости своей подруги.

- Как зачем? Семена соберёшь и будешь зимой подсыпать мужу… или любовнику в первое и второе, чтобы холодными зимними ночами любил тебя жарко и страстно! Ещё великий Авиценна рекомендовал!

- Ну, нам они вроде без надобности, но не станешь же с Авиценной спорить! - рассмеялась я весело. – Тем более у меня и любовника-то никакого нет!
- Ну, вдруг, появится, - фыркнула Наталия и вальяжно проследовала на обзор моих огородных владений.

     Крапива у меня растёт сама по себе, и волноваться о том, что она может исчезнуть, ни к чему… Так что в следующем году можно будет устроить для подружек крапивный пир горой! А полезную информацию я всё же решила запомнить… так, на всякий случай…
 
- До чего дошла цивилизация мегаполисов, что крапиву достать негде, кроме как на твоей даче и сушёную в аптеке! – возмущалась Наталия, оглядывая мой участок.
 
- Не кипятись, - с улыбкой ответила я. – Вот тебе и флаг в руки, - протягивая ей крапиву, сказала я. – Добро пожаловать на крапивные посиделки!  Но не стоит забывать, что при всех своих полезных качествах, к блюдам из крапивы следует относиться с осторожностью. Нельзя часто употреблять крапиву в пищу людям, у которых варикозное расширение вен, а также лицам, страдающим тромбофлебитом, так как это растение очень сильно сгущает кровь – ее свертываемость значительно повышается.
 
- Зато данное свойство этой жгучей травки широко применяется при необходимости остановить кровотечение, - сказала Наталия. - Используют ее и при лечении гноящихся ран и язвочек (их посыпают порошком из листиков крапивы, высушенных на солнце) – растение обладает превосходными бактерицидными качествами.

- Следует также помнить, что беременным женщинам категорически запрещается есть крапиву, так как она может спровоцировать у них схватки и вызвать преждевременные роды, - продолжила я свои предостережения.

- Ну, в нашем возрасте это нам уже вообще не грозит! – засмеялась Наталия.

- Тогда на кухню! – предложила я, и мы принялись за дело.

     Для блюд из крапивы я нарвала отдельный «букет» из молодой поросли, так как эти веточки с листочками нежные и менее волокнистые, по сравнению со «старыми».

     Я заранее сварила куриный бульон, хотя Наталия сказала, что её бабушка готовила такие щи без мяса, но на бульоне первые блюда для нас всё же привычнее.

     Она очистила и нарезала мелкими кубиками 2-3 картофелины и опустила их в кипящий бульон, минут через пять добавила натёртую на крупной тёрке морковь.

     За 10 минут до готовности добавила 100 граммов измельчённых листьев крапивы и 50 граммов мелко нарезанных листьев щавеля, посолила по вкусу.

     При подаче на стол, следует добавить в каждую тарелку сметаны, сколько кому нравится. А ещё разрезанное на дольки сваренное вкрутую яйцо и горсть нарезанного зелёного лука.

     Пока Наталия занималась первым блюдом, я делала салаты. Для приготовления одного я измельчила чуть ошпаренные листья крапивы острым ножом, добавила к ним нарезанные зеленый лук, петрушку, укроп и варёное яйцо. Посолила, поперчила и перемешала, постепенно подливая кефир (этот же салат можно сделать с подсолнечным маслом).

     Для другого салата я также ошпарила в дуршлаге горсть листьев крапивы, порезала их, добавила зелень петрушки, укропа, лука (можно репчатого), грамм 100 ветчины нарезала тонкими брусочками,  2-3 яйца, сваренных вкрутую, натёрла на крупной тёрке, посолила и заправила сметаной (по вкусу можно использовать майонез).

    На второе я предложила сделать омлет. Обжарив в сливочном масле мелко нарезанные 2-3 головки репчатого лука, я добавила к нему  измельчённые укроп, петрушку, крапиву, предварительно ошпаренную кипятком и, потушив до мягкости, залила, взбитыми яйцами с небольшим количеством молока и выдержала на огне до готовности.

     Когда обед был готов, мы накрыли стол в беседке и приступили к еде. Наталия была довольна! А мне, как хозяйке, было очень приятно.

- Ох, времени у нас было маловато, вычерпав из тарелки щи до последней капли, - сказала Наталия.
- А чего бы тебе ещё хотелось? – с интересом спросила её я.
- Можно было бы сделать пирожки по рецепту моей бабушки, - ответила подруга.
- Поделись рецептом, - предложила я, - чтобы в следующий раз можно было приготовить всё заранее.
- Да, в общем-то, ничего сложного. Тесто берём обычное, дрожжевое.

     А начинка такая - молодые листья крапивы промыть, переложить в миску и залить на 1-2 минуты кипятком, а затем перелить в дуршлаг, чтобы не было лишней воды. Заранее сварить рис так, чтобы зёрнышки не разварились. Яйца сварить вкрутую и измельчить.

     Всё перемешать, добавить немного растопленного сливочного масла, посолить, снова размешать.

     Раскатать из теста кружочки, выложить сверху начинку, сформировать пирожки и запекать в предварительно разогретой духовке на смазанном маслом противне. Можно и на сковороде жарить такие пирожки.

- Действительно, ничего сложного! – согласилась я.
- А теперь, приступим к десерту, барышням он обязателен! Тем более, всё необходимое я привезла! – сказала Наталия после того, как мы съели по порции салатов, омлет и убрали со стола.
- Вот и славно, а какой же десерт без чая? – спросила я, и мы, вернувшись в дом, каждая занялись своими делами.

     Наталия ошпарила горсть измельчённой крапивы и смешала её с мелко нарезанными 15-тью черносливинами. Добавила 1/2 стакана дроблёных грецких орехов и заправила 2-3 столовыми ложками мёда.

     Я тем временем заварила чай. Взяв одну часть чёрного байхового чая, 2 части зверобоя и 1 часть крапивных листьев, я залила смесь кипятком, укутав чайник махровой салфеткой.

     Мы снова вернулись в беседку, где с удовольствием ели сладкую смесь, запивая её ароматным чаем и продолжали разговор о восхитительных свойствах крапивы.

 - Это поистине уникальная трава, - сказала Наталия. - В каких только сферах жизнедеятельности она не используется человеком. Так, в прошлом, из лубяных волокон, получаемых из крапивы, делали нитки, веревки, рыболовные сети, а также изготавливали весьма прочные ткани. В 19 веке европейцы процеживали через крапивное сито мед и просеивали муку.

- Крапива повышает удои у крупнорогатого скота, а также яйценоскость у гусей и кур, - вспомнила я прочитанные в интернете  интересные сведения. - Их всю зиму кормят смесью из сухих верхушек этой травы и овса – яйца тогда будут в доме круглый год. - Используется крапива и в целях сохранения свежести продуктов животного происхождения, когда холодильника либо нет, либо он испортился, а на улице царит жара за тридцать, продолжила Наталия. - В этом случае мясо или рыбу обкладывают со всех сторон крапивой, время от времени ее меняя. Профессиональные рыбаки поговаривают, что, применяя данный способ, можно сохранить улов в течение полутора суток.
- Еще один любопытный факт, - сказала я. – В пищевой промышленности из крапивы делают абсолютно безвредный зеленый краситель. Елочка на новогоднем торте часто изготавливается именно с его использованием.

     За разговорами мы с подругой и не заметили, как наступил вечер.
- А гулять пойдём? – спросила Наталия.
- Нет, Наталия, не пойдём, - ответила я.  – На днях мой милый видел в конце улицы, ближе к лесу,  медвежьи следы.
- Да что ты? – искренне удивилась Наталия. - Знакомиться с медведями категорически отказываюсь! – заявила она.
- Вот и славно! Значит, пойдём в баню! Я уже и веничек крапивный приготовила! – с улыбкой предложила я. – Ведь крапива считается самым исцеляющим средством в бане при парке тела.
- Нет, моя дорогая, в баню я тоже не пойду! Мыться я предпочитаю в ванной, и чтобы муж непременно спинку потёр!
- Тогда я соберу тебе пакет крапивы с собой! Пропустишь крапиву через мясорубку и протирай её соком лицо 2-3 раза в день. Будешь вечно молодой и красивой! – сказала я. – А сок храни в холодильнике не более 2-3 суток. Если кожа жирная, то можно сделать лосьон, добавив в сок немного спирта или водки. Такой лосьон хранится дольше.
- От такого подарка я не откажусь, - ответила Наталия, принимая пакет с крапивой.

     Проводив Наталию, я затопила баню и принялась за уборку стола. А затем, ещё раз подложив дров, занялась подготовкой к банным процедурам.
Астрологи рекомендуют собирать крапиву в первой четверти Луны, на заре и исключительно во вторник – тогда она будет обладать особой целебной силой. Верить в это или нет, каждый решает сам, но одно известно точно, что крапива, является одним из даров природы, способным подарить красоту не только телу, лицу, но и волосам.

     Я решила заранее приготовить отвар, которым после парилки буду мыть голову.

     Залив одним литром кипятка 100-150 граммов свежих (а зимой можно использовать сухие) листьев крапивы, добавила 1 столовую ложку меда и оставила настаиваться в течение часа, после чего отвар следует процедить. Его нужно будет добавить в таз с горячей водой и мыть голову. При этой процедуре не надо использовать никакого мыла. Волосы после высыхания приобретут естественный здоровый блеск и станут шелковистыми. С помощью настоев и отваров из крапивы можно бороться с перхотью, выпадением волос, плохим их ростом, отсутствием блеска и жизненной силы. Справиться со всем этим поможет ополаскивание волос крапивной водой.

     А для того, чтобы кожа лица оставалась упругой, эластичной и молодой, я приготовила  питательную и оздоровительную маску.

     Измельчила и смешала по 1 столовой ложке листьев крапивы и мяты,  0,5 столовых ложки цветков ромашки, добавила 1 чайную ложку мёда и 1 столовую ложку творога. В смесь добавила  немного  молока, чтобы получилась кремообразная консистенция. Маску я нанесу на 10 минут, а затем смою чуть теплой водой.

     Когда пришло время идти в парилку, наступила очередь крапивного веника. Я поочерёдно его выдержала в холодной и горячей воде по два раза, после чего он «потерял» свою лишнюю жгучесть и стал пластичным.
 
     После двух заходов прогревания, я три раза парилась этим веником, ощущая лёгкое пощипывание, с радостью принимая такое лечебное свойство, с улыбкой вздохнув о том, что если бы меня стегал ты, то эффект был бы намного ощутимее. Успокоила я себя тем, что растущей крапивы хватит на весь летний сезон, да и на зиму я её засушу достаточно…   

     Вымыв голову заранее приготовленным отваром, я наложила на лицо маску. Через несколько минут, умывшись, я сложила использованный веник в три раза и вместо мочалки помыла им тело. Моя кожа из бархатной превратилась в шелковистую и гладкую.

    Спала я в эту ночь сладко и безмятежно.

      А в воскресенье, используя кусок старой рыболовецкой сети, я сплела коврик из крапивы, который постелю у входной двери. Наши предки широко применяли крапиву в магических обрядах, изготавливали из нее всевозможные обереги. Считалось, что ее боятся злые духи, а коврики, сплетенные из этого растения, способны защитить жилище от злобных незваных гостей и на время лишить их темной колдовской силы.

     Так что пусть и мой коврик оберегает наше счастье и любовь!
Дачная фантазия 18 - http://www.proza.ru/2016/09/13/1943

Фото автора.
В миниатюре использованы некоторые рецепты подруги и полезные сведения из интернета.


Рецензии
Здравствуйте Татьяна! Хорошие у вас дачные фантазии узнал много нового про крапиву.
С добрыми пожеланиями Владимир

Владимир Деменин   04.11.2022 08:25     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
С праздником!
Очень рада, что нашли в моих фантазиях полезные сведения!
С благодарностью,

Татьяна Микулич   04.11.2022 15:40   Заявить о нарушении
Вас тоже с праздником Татьяна!

Владимир Деменин   04.11.2022 18:41   Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!

Татьяна Микулич   04.11.2022 19:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.