Майкл Фарадей. Продолжение
В 1812 году один из посетителей переплётной мастерской, мистер Дэнс, большой любитель химии, однажды застал Майкла за чтением, и с удивлением увидел, что это последний номер толстого "Химического обозрения." Это тронуло сердце мистера Дэнса, и он решил дать возможность юноше послушать лекцию знаменитого химика Дэви. Мистер Дэнс подарил Фарадею билет на лекцию Дэви. Фарадей был счастлив. Ведь Дэви был самой блестящей фигурой в английской науке, всемирно известным учёным, хотя ему было всего 34 года.
29 февраля 1812 года Фарадей впервые увидел Дэви. Фарадей послушал (и записал) четыре лекции. Это были четыре счастливых вечера в жизни переплётчика, которые решили его судьбу. Руки Майкла переплетали книги, а голова была занята другим: он думал, как бы получить возможность заниматься наукой.
Фарадей был уверен, что люди науки не похожи на торговцев и ремесленников. Он был уверен, что они благородны и добры, и если попросить их о помощи, они непременно протянут руку.
Решительности Фарадею было не занимать. Поразмыслив, к кому бы обратиться, он написал письмо президенту Лондонского королевского научного общества, сэру Джозефу Бэнксу. Наивный Фарадей был абсолютно уверен, что в большой организации лондонских научных учреждений непременно найдётся место для человека, который любит науку всеми силами своего существа.
Фарадей в письме честно объяснил своё положение, свои интересы и желания. Он просил помочь получить хоть самое ничтожное место в каком - нибудь научном учреждении, где он обещает трудиться и надеется пополнить своё образование.
Майкл сам отнёс письмо и вручил его важному швейцару в ливрее, который велел явиться за ответом на следующий день. Можно себе представить, как дожил Майкл до утра! Тот же швейцар холодно сказал, что ответа не будет и повернулся к юноше спиной.
Майкл медленно шёл по улице и его мучили думы: вот каковы люди науки, вот каково их благородство; даже отрицательного ответа его не удостоили.
Тут судьба снова помогла Фарадею. Он встретился с мистером Дэнсом, и тот, узнав о неудаче, постигшей юношу, посоветовал обратиться к сэру Дэви. Фарадей недоверчиво посмотрел на мистера Дэнса - не смеётся ли тот? Но тот настаивал:
- Напишите Дэви. Он сам был знаком с нуждой и добился всего с помощью добрых людей. Он поймёт вас.
На этот раз Фарадей тщательно писал своё письмо. Он переписал в отдельную тетрадь свои записи прослушанных лекций Дэви, зарисовал опыты, произведённые им, и красиво переплёл тетрадь. Неделя ушла на это, и 20 декабря 1812 года он отнёс письмо.
Майкл решил, что за ответом он не пойдёт, чтобы не видеть насмешки швейцара.
Каково же было удивление Майка, когда на праздник Рождества почтальон вручил ему большой конверт! Юноша распечатал конверт, достал глянцевую бумагу и посмотрел на подпись - Преданный вам Г. Дэви.
Вот что было в письме:
- Сэр, мне приятно доказательство вашего доверия ко мне, и я нашёл, просмотрев ваши записи, что они обнаруживают большое прилежание, внимание и силу памяти. Сейчас я уезжаю из города и вернусь только в конце января. Тогда я охотно повидаюсь с вами. Зайдите, когда вам будет удобно. Я буду рад, если смогу быть вам полезен.
Майкл перечитывал письмо снова и снова. Он был счастлив, всё вокруг показалось ему прекрасным: и оладьи, которые пекла мать, и светлый морозный день, и болтовня сестрёнки. Давно не было такого Рождества!
В один из последних дней января 1813 года Майкл подошёл к Королевскому институту. Всё - колонны, большие окна, массивные двери - было внушительно и солидно. Майкл волновался. Дэви принял его приветливо, спросил, что он хочет. Майкл ответил, что ему не нравится ремесло, потому что оно не даёт возможности развивать умственные способности.
- Я хочу посвятить свою жизнь науке,- сказал Фарадей.
- Наука - суровая властительница. Она берёт у своих служителей все их силы. Вы не должны рассчитывать на лёгкий и прочный заработок.
- Я вовсе не думаю об этом!Я не боюсь труда и готов довольствоваться самым малым. Но мне кажется ... я всегда думал, что занятия наукой делают человека свободными от предрассудков, облагораживают, делают их добрыми и отзывчивыми, чем бывают люди, занимающиеся ремеслом или торговлей.
Дэви улыбнулся:
- Вот что вы думаете! Ну, я полагаю, что опыт скоро заставит вас переменить своё мнение об этом. А пока вот вам совет - не бросайте ремесла, держитесь за место, которое даёт вам заработок, и переплетайте книги. Это занятие не хуже всякого другого. Со временем, может быть, у меня найдётся для вас работа. Я буду о вас помнить.
Фарадей растерянно поблагодарил и вышел на улицу. Мысли его путались: да, Дэви хорошо его принял, говорил дружелюбно. Но его совет... Можно ли надеяться, что учёный будет его помнить?
Работать после этого визита было тяжело. Майкл переживал неудачу очень тяжело. И снова случай, несчастный случай, помог Фарадею В лаборатории Королевского института во время опытов Дэви произошёл взрыв, и осколками разорвавшейся колбы учёному поранило оба глаза. Дэви не мог ни читать, ни писать, а ему было необходимо записать результаты опытов. Тут он вспомнил о понравившемся ему переплётчике, который так точно записал его лекции. Дэви послал за Фарадеем своего слугу.
Фарадей не шёл, а бежал к Дэви. Учёный сидел в кресле с забинтованным лицом и повязкой на глазах:
- Вот видите, не говорил ли я вам, что наука - жестокая повелительница? Мало того, что она скупо нас вознаграждает, она ещё наносит нам увечья. При химических опытах такие вещи всегда возможны.
Дэви попросил Фарадея помочь ему. Он диктовал юноше заметки для лабораторного журнала, письма. Наконец, он дал Майклу несколько мелких поручений и попросил прийти на другой день. Фарадей поработал у Дэви несколько дней, пока глаза у химика не поправились, и отправился опять в мастерскую.
1 марта 1813 года поздним вечером, когда все - кроме Майка - легли спать, на улице раздался шум подъехавшего экипажа, а затем громкий стук в дверь. Всё было как в волшебной сказке. Майк открыл дверь и услышал из темноты:
- От сэра Дэви.
Когда Майк со свечой в одной руке и письмом в другой вернулся в комнату, встревоженная мать спросила:
- Что случилось? Опять взрыв?
- Нет, мама, это не взрыв. Это переворот в моей жизни.
Сэр Дэви писал, что если Фарадей желает, он может занять в лаборатории Королевского института место лаборанта. Условия - 25 шиллингов в неделю и квартира из двух комнат. В случае согласия ему надо прийти наутро для переговоров.
Что чувствовал Фарадей можно себе представить! Это была победа! Он находился на старте длинного пути в науку, которой был так предан всю жизнь.
Дальше произошли события, положившие начало новому этапу в жизни Фарадея.
Боюсь, что мой благородный читатель несколько устал. Я приношу извинения за злоупотребление Вашим вниманием и временем, и обещаю интересное чтиво в самое ближайшее время.
Свидетельство о публикации №215062801657
Машкевич Эдуард 28.06.2015 22:13 Заявить о нарушении
За сим откланиваюсь с пожеланиями успехов у читателей. Ната.
Магда Кешишева 02.07.2015 07:54 Заявить о нарушении