Я не хочу любить такой футбол

Я никогда не писал текстов на спортивные тематики, однако, недавние события, знакомые и в определенной мере родные для любителей футбола, подтолкнули меня к этому. Этот текст я назвал просто и по сути «Я не хочу любить такой футбол, или почему я перестал болеть за российские клубы». Думаю, а отчасти надеюсь, что есть люди, которые меня поймут, хотя готов и к критике.

Так получилось, что футбол занимал и продолжает занимать в моей жизни довольно важную роль. Фактически, данный вид спорта не раз и не два содействовал мне в бытовых и обыденных делах: мотивировал, давал реализацию страхам и возможностям. Когда я был замкнутым и наивным подростком примеры звезд спортивной арены, их стремления, уверенность передавались и мне. Сейчас я отчетливо понимаю, что они (С. Джеррард, Ф. Торрес, А. Аршавин, К. Зырянов и некоторые другие) дополняли моих жизненных воспитателей. Они учили быть храбрым, добиваться поставленных целей, относиться с уважением к соперникам. Но это в контексте данного письменного монолога не самое главное.

Итак, в 2004 году я начал болеть за английский футбольный клуб «Ливерпуль». Данное увлечение началось довольно просто: по федеральному спортивному каналу в тот момент транслировали АПЛ и мне просто на просто понравился стиль этой команды, ее дух и личности, которые в тот момент вершили историю этого клуба. Красная форма, надпись «Carlsberg» на груди и уникальная история (о которой я узнал, правда, немного позже). Знаменитый «стамбульский финал2 окончательно утвердил меня в позиции, что я правильно выбрал команду, ведь на нее можно было равняться и несмотря на некоторые ее неудачи, ни один хейтер не мог упрекнуть меня в моем выборе.

Само собой, следил я и за отечественным чемпионатом, но в нем не было той грации, той интриги, которая неизменно сопровождала, так любимую мной и по сегодняшний день, английскую лигу. Однако, мой фанатский интерес был завоеван питерским «Зенитом». Помню, что это была весна 2007-го года (здесь, наверное, даже уместен недавно популярный мем), матч с одной из южных команд («Ростов» или «Спартак-Нальчик»), который пленил мое внимание, а именно техника, сыгранность и самоотверженность питерской команды. С тех пор я стал следить за ней, старался не пропускать матчи и после матча с «Москвой» понял, что да, это та команда за которую я хочу болеть. Тот состав я помню и по сей день: Малафеев, Чонтофальски, Ким Донг Чжин, Ли Хо, Аршавин, Шкртел, Зырянов, Горшков, Денисов, Текке, Спивак, Риксен, Крижанац, Радимов и другие. Их игра, их стремление к победе и по сегодняшний день перед глазами. Затем было время славных побед в Чемпионате и Кубке России, Кубке и Суперкубке УЕФА, действительно великие матчи с «Марселем», «Байером», «Баварией», «Рейнджерс» и «МЮ»…

Кончилась славная эпоха Дика Адвокаата, приход в команду С. Хусти, И. Семшова, странные трансферы М. Кежмана и С. Пюйгренье. Затем было короткое по времени руководство А. Давыдова и эпоха «Мистера». Были победы и поражения, однако, «Зенит» оставался именно той командой, которая билась за честь города и своего болельщика. Как многие сегодня отмечают это было связано с русским костяком клуба, который и определял манеру игры и атмосферу в раздевалке. Это были люди (опальный Быстров, экстравагантный Широков, надежный Денисов, опытный Зырянов…), которые на тот момент считались лучшими футболистами в нашей стране, во многом именно они стали костяком сборной, которая блистала с 2008 года и именно им следует поклониться за популяризацию футбола в России. В общем, есть среди моих читателей люди, которые интересуются футболом и отчетливо это понимают, лишний раз ворошить прошлое не стоит.

А потом наступило затишье. Руководство «Зенита» решило, что Чемпионата России им мало и надо стремиться к большему. Я, как и любой адекватный болельщик, поддержал данные устремления. Пришли, купленные за большие деньги игроки (имеющие чуть менее чем никакое представление о реалиях российского футбола), постарел костяк прежней команды и что-то сломалось: испортилась атмосфера в команде, ухудшились результаты, болельщикам перестала нравиться игра клуба. Последние месяцы руководства «Зенитом» Спалетти – наверное худшее время для всех современных болельщиков. Команда не могла себя реализовать ни в одном из турниров, хотя то же самое первенство России должна была выигрывать без проблем (за счет бюджета).

Вообще, то, что на первый план вышли деньги проблема не только «Зенита» или других российских клубов, но футбола как явления в целом. Наступила новая эпоха, время, когда футбол стал шоу-бизнесом и игроков все чаще стали мотивировать не победы или болельщики, а гонорары, когда участие в престижном турнире – это не способ реализовать себя, а способ заработать. Если ранее между игроком и тренером не было никаких препятствий, то теперь каждое действие футболиста на поле регистрируется его агентом, а если действие было успешным, то за него стоит, пожалуй, доплатить. «Ах, вы не хотите доплачивать, так значит мы найдем тех, кто сможет… Вот, наконец-то вы понимаете, о чем я, вот новый контракт, вам остается только подписать».

Последовал тенденции и «Зенит». За огромные деньги были куплены звездные игроки и все прежние авторитеты, говоря футбольным языком, были отправлены в дубль. Прежний костяк затрещал по швам и развалиться ему в одночасье не позволил только лимит. Манера игры перестроилась на «отдай пас тому, у кого зарплата больше» и тот, в определенной мере особенный, стиль «Зенита» стал пропадать. Тогда впервые и возникли в моей голове опальные мысли о том, что «Зенит» перестал меня восхищать, дело было даже не в результатах, как одновременно болельщик «Ливерпуля» я привык к их неудовлетворительном проявлении, а в самом духе команды, которая в момент своего современного зачатия явилась альтернативой уже сложившимся спортивным традициям и пыталась вывести их на новый уровень. Теперь все стало иначе, да мы продолжали стремиться к новым высотам, но после неудач не желали работать над своими ошибками. Виноваты были всегда другие, не мы, ведь у нас самый лучший состав, самые качественные тренеры, а значит дело не в нас, но чтобы подобного не повторилось, мы продолжим ломать все те скрепы, которые заставляли нас гордиться собой и привлекли огромную массу болельщиков. Теперь мы будем завлекать на стадионы громкими именами, и пусть будут не согласные с этим, нам на них начихать… мы будем делать шоу, так как делают европейские клубы и, как это часто бывает, возьмем из их примеров самое худшее. Мы будем равнодушны к желаниям людей, которые с нами не один десяток лет, мы плевать хотели на тех, кто вложил в нашу мечту неимоверное количество усилий… Точнее не так, мы дадим им столько денег, сколько они захотят, а если не захотят, то нам с ними не по пути. Мы забросим молодежный спорт. Зачем, ведь куда лучше, куда проще отдать десять миллионов в карман европейской звезды, чем на своих собственных ребят, которые готовы биться просто за имя. Нет, конечно мы дадим им шанс, выпустим их в самом ответственном матче в конце сезона (когда они растеряют всякую надежду и игровую форму), чтобы волнение не позволило им сыграть на уровне, а затем будем тыкать этим в лицо всем недовольным. Вот, мол, хотели – получите, ваши ожидания – не наши проблемы. Это наше шоу, и нам нужны только ваши деньги.

Именно в такой момент понимаешь, что если отсутствие головы на плечах реализуется за счет большого кошелька, то «нас» больше не существует.


Рецензии