Олег Видов Часть 2 Глава 3 фильм Конец света

             ГЛАВА 3  - КИНОФИЛЬМ   « КОНЕЦ  СВЕТА »               
                    
Летом  1962 года, перейдя на 2-ой курс, он был приглашен для съемок в комедийном фильме  «Конец света ».  Роль у него была в полном смысле эпизодическая, хотя его фотография появляется на экране несколько раз..
               
                О чем этот фильм можно сказать двумя - тремя  словами – о ханжестве, о лицемерии и о примитивном человеческом суеверии, которыми более чем предостаточно была нашпигована советская деревня, и конечно о любви, онаже бывает разная.

 Хотя можно услышать, что в фильме показана не типичная советская деревня. Верно, деревня не типичная, но все эти качества были присущи очень большому количеству населения страны, и вот в этом и есть привлекательность этой комедии, показавшей с юмором разные грани антирелигиозной пропаганды, а так же суеверия, и примитивного ханжества, лицемерия, и абсурдность всего того, что происходило в некоторых случаях в деревенской жизни. Является ли сам фильм в целом антирелигиозным решать самим зрителям. Но то, что он заслуживает того, что бы его смотреть, вне всяких сомнений. Не может он не понравиться. Залогом тому кроме всего прочего и  великолепная игра многих его участников.

           Сюжет фильма, как и многих советских комедий, прост.   

  Фильм начинается с того, что в свою родную деревню после службы в Советской армии возвращается Сашка Ликардин (Станислав Соколов). Вот от его имени и ведется рассказ. И первое, что он видит в деревне, это новый кирпичный коровник. Но коровы  стоят не доенные среди белого дня и никого нет на работе.  От встретившейся ему бабки Матрены он узнает, что сегодня Престольный праздник и никто в деревне не работает. Народ гуляет, поет, слушает песни своих местных музыкантов – балалаечников. Это праздник, который посвящен названию местного храма – так называемый, престольный.

Оказывается, что в Опенках вместо бывшего клуба появился опять действующий храм и молодой священник, этот храм отремонтировавший.

И Сашка говорит потрясающие по своей сущности слова, настоящий смысл которых можно понять только сейчас, по прошествии 50 лет :
 
  « Говорят, что колесо истории невозможно повернуть вспять. Наверно так оно и есть. Но тогда у истории кроме большого главного колеса должны быть еще и маленькие колесики. И эти -  то маленькие колесики до поры до времени можно вертеть и туда и сюда. Вот видите. Повернулось маленькое колесико, и появился в Опенках красавец Батюшка –Отец Михаил.»
 
    И вот мы видим, как зрелые и пожилые женщины идут в церковь. И среди них большинство одиноких, потерявших мужей на фронтах войны. А среднее поколение и молодежь беззаботно веселятся на лугу и на площади деревни, для них это только повод веселиться и не работать. А бедные коровы громко мычат, пытаясь достучаться до сознания тех, кого они кормят и поят. Да не тут-то было. Вот на этом фоне, который очень точно показывает, что происходит во многих уголках страны, и разворачивается главное действие.   
 
Одна из жительниц деревни Бабка Матрена (Т. Пельтцер) у которой на войне погиб сыночек Иван, встречает  в лесу старичка Филина, декларирующего святой образ жизни, его мастерски сыграл Виталий Полицеймако.  Поселившись у Матрены Страшковой,  «чудотворец», не спеша, но верно, начинает привлекать в свою  «секту» народ. Люди собираются в избе у Матрены и распевают свои молитвы на мелодии популярных советских и революционных песен.

 В этой ситуации  не в меру образованный, современный священник не может внушать доверие и уважение деревенским старушкам, а тем более, молодым опенковцам, атеистам, у которых общеизвестные взгляды на веру. После нескольких бессмысленных, как убеждается зритель,  дискуссий с некоторыми верующими и со старцем, прямо обвиняющего священника и его жену - очень современную Матушку,   Отец Михаил решает вместе с ней  покинуть неразумные Опенки. Их образы очень колоритно были созданы Станиславом Любшиным и  Даей Смирновой. Очень хорошо показана сцена их расставания с деревней -  маленький, непредвиденный из-за поломки их мотороллера, пикник в овраге, который считался в деревне прибежищем нечистой силы. Они разожгли костер и устроили танцы под музыку магнитофона. Пришедший туда с Полиной Саша Ликардин ремонтирует Отцу Михаилу мотороллер и те уезжают. 
               
Ну а бабке Матрене, не без помощи старца, приснился сон о конце света. И старец в самый разгар уборочной страды устраивает коллективный поход своих почитателей на Лысую гору для  ожидания конца света.
               
Великолепно показана вся сцена этого ожидания на летнем солнцепеке. Перед нами предстает вереница попыток убедить этих людей в том, что они неправы. Это пытаются сделать и председатель колхоза, и родствнники.. С юмором показана лекция учителя географии о строении вселенной, доктора о строении человека, говорящего где и что расположено у человека. А где же душа?  Но делается это так же примитивно, как и проводилась вся атеистическая пропаганда в те советские времена. А вечером после дня проведенного на солнцепеке,  у Матрены случается обморочное видение погибшего сына Ванюши.  Она видит его, как бы спускающегося с «неба» и разговаривает с ним. Для этой сцены – видения оригинально был использован эскалатор московского метрополитена.
   
  Вот в этом эпизоде и снимался тогда Олег Видов. Одетый в военную гимнастерку, он спускается по эскалатору. И на ее вопрос: « Как же так они встретились если он погиб? - отвечает ей, что она в раю». В этом коротком разговоре с матерью, Олега  Видова не очень четко  видно, ведь он  только её видение - галлюцинация. Но очень хорошо слышен его голос и слова им сказанные. Когда же она приходит в себя, оказывается, что их старца рядом нет. И женщины решают, что он уже вознесся. В традициях церковной морали, что больные и несчастные будут на небе обласканы, показано видение их пребывания в раю.

  Ну а в это время старец отправился подкрепиться на колхозный огород (конец светадело серьезное, но кушать хочется всегда) и попал на грядки селекционных огурцов, где его задержал сторож и в результате отвел в милицию. 

Когда же бабки замечают, что старца среди них нет, то они решают, что он уже вознесся.               
 
  А на Бабью гору приходит сообразительный Сашка Ликардин, вернувшийся из Москвы и задает Матрене простой вопрос

  – " по старому или новому стилю должен быть конец света 16 числа?.
  - " Конечно по старому " – отвечает Матрена. 
  - " Так по старому стилю будет только через 12 дней.

 И вот тут все начинают вспоминать, что у них корова не доена, или еще другие дела, а Матрена у них просит прощения за свою ошибку. И все возвращаются в деревню. А там, в милиции происходит разоблачение старца, который оказывается бывшим жителем Опенок – середняком Василием, сбежавшим из деревни после устроенного им поджога конюшни, опасаясь раскулачивания.. А причина всех его действий оказывается неразделенная любовь к Матрене Страшковой. Её образ очень мастерски и точно создала замечательная советская актриса Татьяна Пельтцер.
Когда же становиться известно, что Матрена шла к нему той ночью, когда случился пожар и вернулась его тушить, и что конюшня не сгорела, и он вообще напрасно сбежал из деревни, так как никто не собирался его -  середняка раскулачивать, старец Василий поднимает глаза кверху и говорит прекрасные слова:

- « Господи, как может быть, что бы тебя не было. Кто же вознаградит меня за все мои мытарства, за все мои горести, кроме тебя..Разве людям успеть »

             И обращается к Матрене, которую любил всю жизнь: -

   « Матрюшка, кто окромя него вознаградит нас за всё»

И эта простая, темная женщина говорит ему: « Ты меня не приплетай, Василий. Меня за что вознаграждать. С Алексеем я  хорошо жила. И в колхозе мы почетные были. Сын у меня погиб смертью героя, так мне пенсию назначили. Володя внук  из Москвы на чай, сахар шлет ».

И сразу становиться понятным куда девалась вся та, ни на чем серьезном не основаная ее набожность.

А глядя на Филина – Василия, мы видим, что перед нами оказывается старый человек, которого сама жизнь лишила всех оправданий его жизненной позиции. Он понимает, что все его действия были сплошным заблуждением, ошибкой.. 

А фильм заканчиваться словами того же Сашки о тех маленьких колесиках, которые иногда вертятся вспять:   
 
 « Вот что могут наделать маленькие колесики, если вовремя не обратить внимание в какую сторону они вертятся ».
                И предусмотрительно добавляет: -

« Могут сказать, что наши Опенки не типичная деревня. Но пора отдать свое внимание и заботу и не типичным деревням. Это я обращаюсь к вам, моим ровесникам, многое зависит от нас.» 

          Какими же пророческими были те слова этого киногероя.

Фильм был снят ровно 50 лет назад и никто конечно тогда не мог и предположить, что через 50 лет произойдет именно то, о чем в этом фильме было сказано. Слишком много наделали  те «маленькие колесики», из-за того, что некоторые люди, ровесники того Саньки, вовремя не обратили на них внимание. А наделали они очень и очень много. Намного больше, чем то, что снова  стали расти церкви на Русской земле и снова в них потянулись люди, но уже обездоленные несчастьями не только военными, но и мирными. Кому-то очень хочется забыть главную истину – « Колесо истории нельзя повернуть вспять ». Его можно затормозить, но не остановить, тем более повернуть вспять. Но как много жертв принесло это торможение, и сколько еще перемелют эти маленькие колесики в механизме истории.      

Мне кажется, что из-за своей тематики этот фильм и тогда был не оценен по достоинству и востребован, и сегодня не получит должной оценки из-за той же тематики. Почему-то в советском обществе было очень своеобразное понимание антирелигиозной пропаганды. Государство возложило эти обязанности на небольшой круг людей и организаций и само при этом полностью успокоилось.

 Посмотрев несколько раз этот фильм, я очень ясно понял, почему эти одинокие, старые, часто уже больные люди со своими горестями и невзгодами шли в церковь. А куда им было идти. Кого в те времена интересовали их судьбы. Где, в том, нашем советском обществе эти женщины и мужчины могли получить поддержку, понимание, психологическую помощь? Нигде и ни у кого. Вот и шли они в церковь за добрым словом, за утешением. Когда они все были молодыми, советская страна обещала им светлое будущее. Прошли годы, они состарились, а в их жизни  светлое будущее не только не наступило, но даже просветы в их жизни не предполагались. Не было тогда социальных работников, как и всей социальной сферы. Не было специалистов психологов, клубов, куда бы пожилые люди могли приходить и иметь возможность общаться с такими же как они гражданами. Не было ничего и никого, кому бы они могли излить свои горечи, увидеть понимание и услышать хотя бы какие нибудь слова утешения. Хотя, как мы все понимаем, они нуждались не в утешении, а в нормальных условиях жизни. Государство об этой своей обязанности перед ними даже не подумало. Вот и брели они вереницей в храм божий, если в храме земном не нашлось для них места и заботы. Не будучи в своей основе ни набожными, ни верующими, они таковыми постепенно становились. В результате хотя бы на душе у них становилось легче. Я говорю об этом потому, что и сегодня в России, и не только в ней происходит тоже самое. Люди преклонного возраста обездоленные в 1990-е годы Горбачевскими, Ельцинскими нововведениями, опять остаются один на один со своими проблемами, судьбами. И опять до них никому нет дела. И опять они за утешением идут в храмы.  А получают ли они там все то, в чем по настоящему нуждаются? Не функция церкви обустраивать жизнь, быт и психологический комфорт этих людей, которые отдали своей стране и самые прекрасные годы жизни, и свое здоровье и доверили ей свое будущее. Возможно, государству следует вспомнить, что Россия уже давно, как и многие другие, государство светское, и забота о здоровье,  не только физическом, тоже есть его обязанность и компетенция.

А самым антирелигиозным моментом фильма оказывается самый последний диалог между старушкой  и молодым комсомольцем - атеистом. Именно у него она спрашивает:
               
  - « Скажи мне Христа ради,  шестнадцатое по старому будит, аль нет?»               
  - Что шестнадцатое?               
  - Светопреставление.               
  -  Конец света?               
  -  Скажи, разъясни. Убогонькая я,  горбатенькая, ничего не понимаю.               
  –  По моему, бабушка Агафевна, не будет.               
  - Не будет?               
  - Нет!

  Как жаль, что умные произведения искусства иногда остаются не услышанными. 
 
                * * *

  Съемки фильма осуществлялись на территории нескольких деревень Ростовского и Переяславского районов Ярославской области: Рушиново, Плечево, Пречистое, где расположена церковь  с которой связаны события фильма, деревня Любильцево, Щербинино, где расположена та «Лысая гора», где герои фильма ожидают «конец света». В действительности гора называлась Бабьей. На ней еще в предвоенные годы женщины собирались на посиделки, как говорили в прежние времена – на вечерницы. Там на самой горе и возле неё и расположился съемочный лагерь: вагончики, грузовики с техникой и прочим реквизитом. С горы открывались красивые, живописные виды.  Местное население все время пропадало возле «съемочной площадки» и естественно, что  и взрослые и дети привлекались к участию в массовках. Платили им всем по 3 рубля за день. Особенно отличилась семья Алексеевых из деревни Рушиново. Они в полном составе больше всех участвовали в съемках. Внизу, под Бабьей горой протекала река Каменка. Вдоль её берега, дугой и были проложены рельсы, по которым передвигалась тележка с оператором. К сожалению сейчас эту «Бабью гору» не узнать. На ней уже вырос огромный сосновый лес.

  Напротив Бабьей горы, было колхозное поле, засеянное рожью. Съемочная группа выкупила у колхоза это поле для проведения съемок.

  После съемок на Бабьей горе произошел интересный случай. Вся группа переехала в деревню Плечово, а кто-то из помощников режиссера забыл – потерял текст режиссерского сценария фильма.  Мальчишки нашедшие его, конечно, решили оставить эту реликвию себе, не понимая, что без него снимать дальше не смогут. В съемочной группе поднялся невообразимый скандал. Отправились на поиски сценария, и детям пришлось отдать свою находку, о чем они долго жалели.

  Еще один интересный факт имел место во время съемок. Хорошо известно, что стадо коров обычно загоняют на ферму с пастбища вечером, после захода солнца на вечернюю дойку. А для съемки фильма это начали делать после обеда, когда солнце еще стояло высоко и «бедные» коровы ничего не могли понять, почему их гонят обратно и своим мычанием выражали полное неудовольствие. А для создания  песчаной  бури на дороге  к огромному грузовику сзади привязывали дерево и тащили его, поднимая большое количество дорожной пыли.

  Рассказывая об этом фильме, нельзя не сказать о двух актерах на которых держится все действие. Это Полицеймако Виталий Павлович (1906-1967) и Пельтцер Татьяна Ивановна (1904 – 1992). Они оба были актерами театральными, которых неоднократно привлекали для съемок в кинокартинах. Рассказать коротко о них  трудно, но не расказать вовсе - невозможно. Слишком яркие и талантливые были эти люди. В этот фильм они внесли не только свои таланты, но и то большое, что принято называть человеческой душой. Они вложили частички своих душ в образы этого фильма. И спасибо им за это.   

                *  *  *
 
 Пельтцер Татьяна Ивановна родилась 6 июня 1904 года в Москве.
Отец — известный актёр Иван Пельтцер (1871-1959), который одним из первых получил почётное звание заслуженного артиста республики.

 Отец был для Татьяны Ивановны первым учителем сценического мастерства и вообще был отличным педагогом, до революции имевший свою маленькую театральную школу.
 
   В первый раз она вышла на сцену в девять лет в спектакле «Камо грядеши» (сезон 1913 года), в труппе Н.Н. Синельникова в Екатеринославле.               

 С 1916 года  «актриса на ангажементе» в антрепризе Н.Н. Синельникова.
 В 1920 году актрису приняли в труппу передвижного Театра Политуправления Революционного военного совета Республики.

        Свой первый самостоятельный сезон она начала в Ейске.

 С 1925 по 1940 год была актрисой Театра МГСПС.               
 В спектакле «Шторм» (режиссёр Любимов-Ланской) сыграла сразу две роли — Парашу и беременную женщину.

 В 1930 году она вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и  уехала с ним в Германию. В Германии работала машинисткой в торгпредстве СССР. Будучи замужем, Татьяна Ивановна полюбила советского инженера, который в то время проходил стажировку в Германии. Узнав об этой любви, муж Пельтцер добился её высылки обратно в СССР.

 В 1931 году вернулась в Москву и вновь была принята в труппу театра МГСПС.               
 
 В 1934 году была уволена из театра за профнепригодность, ведь актёрского образования она так и не получила.               
                Год работала на заводе машинисткой.

 С 1936 по 1937 годах - актриса Ярославского драматического театре имени Фёдора Волкова.

  С 1937 по 1938 год - актриса Колхозного театра в Москве.
  С 1938 по 1940 год - актриса театра имени Моссовета.
  С 1940 по 1947 год - актриса Московского театра миниатюр.
  С 1947 по 1977 год - артистка Московского Театра Сатиры.

            С февраля 1977 года - артистка Театра Ленком.

В кино дебютировала в 1943 году маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба», затем появилась в драме «Она защищает Родину».               

  Первая значительная роль в кино — Плаксина в фильме Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Простые люди» в  1945 году. Огромную популярность принесла актрисе роль Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым», который  был снят на плёнку и широко демонстрировался в кинотеатрах страны. Следом вышел фильм «Солдат Иван Бровкин», где она сыграла мать главного героя.

  Из воспоминаний Татьяны Ивановны Пельтцер («Советский экран», 1974 год):

 «В кино, что такое настоящая режиссура, я поняла, поработав с Григорием Михайловичем Козинцевым. Его ассистентка, видевшая меня в театре, уговорила вызвать меня в Ленинград на пробу в фильме «Простые люди». Козинцев ставил его вместе с Траубергом. Помню, приехала я на студию, стою в бюро пропусков, вахтёрша меня этак взглядом смерила: «И чего, мол, такое из Москвы в Ленинград возят...» Козинцев мне потом говорил: «Если бы вы знали, какая у вас была отвратительная проба!» Но он поработал со мной, и роль (чудо, а не роль — женщина-одесситка, которая все потеряла в военных скитаниях, кроме оптимизма и душевности) удалась. Я в первый раз на съёмках поняла, как надо жить по режиссёрскому рисунку. «Простые люди» тогда на экран не вышли, картину выпустили лишь через несколько лет, и Козинцев её не любил. А мне эта работа дорога...»
   
Первая роль в Театре сатиры — миссис Джекобс в памфлете Е. Петрова «Остров мира». Потом играла в спектаклях: «Чужой ребёнок», «Пролитая чашка», «Свадьба с приданым», «Хор», «Мои Надежды», «Старая дева», «Ложь для узкого круга», «Мой дом, моя крепость», «Завтрак у предводителя», «Интервенция», «Дом, где разбиваются сердца», «У времени в плену», «Темп 1929», «Малыш и Карлсон», и только две роли классического репертуара: Манефы в «На всякого мудреца довольно простоты» и Кукушкиной в «Доходном месте».

 В своей «бенефисной» роли тёти Тони в спектакле «Проснись и пой» Татьяна Ивановна пела, танцевала, взлетала по лестнице с лёгкостью молоденькой девушки, а ведь ей уже было под семьдесят. Так же заразительно она играла Марселину в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро».

Я видел эти два прекрасных спектакля с её участием. Среди множества сыгранных в Театре Сатиры ролей — главная роль в спектакле «Мамаша Кураж и её дети». Не было в ее героине привычного веселья, озорного блеска в глазах — перед нами была состарившаяся, измученная войной женщина, потерявшая своих детей. Пустые глаза, заторможенные движения…

  В 1960 году ей было присвоено Звание «Народная артистка РСФСР», а               
  в 1972 году – «Народная артистка СССР».               

 В то время она была единственной Народной артисткой СССР в Театре Сатиры.

В последние годы жизни Татьяна Ивановна Пельтцер стала терять память.                Она с трудом передвигалась, уже не помнила текст роли, постоянно путала реплики. Но вся труппа, горячо любящая актрису, хотела, чтобы она играла. Тогда специально для неё Марком Захаровым был поставлен спектакль «Поминальная молитва». Для неё Григорий Горин написал роль старой еврейской женщины - Берты. Александр Абдулов, игравший её сына, выводил Пельтцер на сцену. Делал он это так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью. Эта роль была практически без слов, так — пара реплик. Но зрителям не важно было, что она говорит. Каждое появление её на сцене сопровождалось радостью и ликованием. Все понимали, что прощаются с великой актрисой.
 
    За свою жизнь она снялась в 87 фильмах и среди них такие любимые советскими зрителями как :               

   - « Максим Перепелица » в 1955 г.               
   - « Морозко» в !1964 году,               
   - « Аниськин и Фантомас» в 1973 году,               
   - « 12 стульев» в 1976 году,               
   - « И снова Анискин» в 1977 году,               
   - «Трое в лодке не считая собаки» в 1979 году,               
   - «Дульсинея Тобольская» в 1980 году,               
   - «Формула Любви» в 1984 году и много других.

 В 1992 году после нервного перенапряжения Татьяна Ивановна вновь попала в больницу. Там она упала и сломала шейку бедра. Для 88-летнего человека исход был один... Поздним вечером 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер ушла из жизни.  Похоронена актриса в Москве на Введенском (Немецком) кладбище рядом с могилой отца
                *  *  *
         
 Её партнер в фильме «Конец света» Полицеймако Виталий Павлович родился 5 мая 1906 года в Царицыне, ныне Волгоград.  В 1927 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств и был принят  на работу актёром Ленинградского ТЮЗа.

 С 1930 года работал в Большом драматическом театре имени Горького. Лучшие роли сыграны им в пьесах Горького: Егор Булычёв ("Егор Булычёв и другие"), Нил ("Мещане"), Нестрашный и Достигаев ("Достигаев и другие"), Редозубов ("Варвары").
Природное дарование, большой темперамент, романтическая приподнятость исполнения способствовали созданию ярких образов героев советской драматургии: Годун ("Разлом" Лавренева), Шадрин ("Человек с ружьем" Погодина) и другие. Актёру были близки и сатирически обличительные роли: Прокопий Пазухин ("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), Зуб ("Океан" Штейна) и др. Значительной работой была роль Эзопа ("Лиса и виноград" Фигейреду).

 В  кино он снялся в 19 фильмах, из них:
      в 1941 г. «Богдан Хмельницкий»,
      в 1949 г. «Александр Попов»,
      в 1955 г. «Кряжна Мери»,
      в 1960 г. «Эзоп».
         
        В 1957 году был удостоен Звания «Народный артист СССР».
       
         Ушел из жизни 28 декабря 1967 года в Ленинграде.
       Похоронен на Большеохтинском кладбище в Ленинграде.
   
                *  *  *

        А о режиссере этого фильма можно сказать следующее.

  Бунеев Борис Алексеевич родился 11 августа 1921 года а Москве.

В 1944 году, когда ему было 23 года, он окончил режиссерский факультет ВГИКа,. в  мастерской С. Эйзенштейна. Он был режиссером и сценаристом.

   В 1973 году был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

        С 1944 по 1949 год  был режиссером киностудии «Мосфильм».

С 1948 года по 1987 год (за 39 лет) он снял 16 кинофильмов как режиссер и к двум своим фильмам написал сценарии: «Злой дух Ямбуя» и «Просто девочка».
Среди его фильмов такие известные, как  «За власть Советов» 1956 и «Хуторок в степи» 1970 года, которые были продолжение известного фильма «Белеет парус одинокий», « Человек с планеты Земля» в 1958 году о К.Э, Циолковском и фильм «Просто девочка » в 1966 г.  по рассказу Николая Чуковского о блокадном Ленинграде.               
               
   Вот один из отзывов о нем, как о режиссере:
               ( Маг 23.02.2008) -               

« Только сейчас понимаю, как здорово этот человек раскрывал в своих фильмах непростую вещь – нравственность ». И с такой оценкой нельзя не согласиться. Его фильмы обладают сильным духовным потенциалом. К сожалению, он уже многие годы ничего не снимает. Возраст есть возраст. Ему уже исполнилось 90 лет.

                *  *  *
      
      Сценарий этого фильма написал Соловьев Василий Иванович.

   Это была вторая совместная его работа с  режиссером Бунеевым Б.А.               

   Он родился  15 января 1925 года в селе Каменское Московской области.               

В 1951 году в возрасте 26 лет окончил сценарный факультет ВГИКа. Работал редактором киностудии «Мосфильм». С 1965 года был педагогом на Высших сценарных курсах, с 1968 г.  руководил сценарной мастерской ВГИКа.         
               
 В 1976 году был удостоен Звания « Заслуженный деятель искусств РСФСР ». Написал сценарии к 21 кинофильму.

Среди них такой как 4-х серийная «Война и мир » в 1965-1967 гг., и  « Багратион » в 1985 г.               
                Ушел из жизни  1 марта 2012 в Москве.

                *  *  *

     В  жизни у Олега Видова с ролью в этом фильме был связан один маленький эпизод. Ему всегда приятно его вспоминать:

   « Был такой фильм «Конец света», я там играл погибшего сына Ванечку.               

И вот однажды ко мне на улице подошла женщина и сказала: «А вы хорошо выглядели в этом фильме. У меня хорошая память».
- «В каком?»  -  « И она назвала этот фильм.»   
 
В России отношения актера и народа очень родственные. Почему смерть того же Саши Абдулова так взволновала народ… Потому что умер «родственник». Почему когда я попал в больницу сейчас в Москве с воспалением легких, одна из газет написала: «Дыши, Олег!»   Это наша родственность… Мы же абсолютно родные люди. Мы выросли рядом   друг с другом. Мы знаем все друг о друге. Я ехал в Москве в метро, видел людей, и мог все рассказать про этих людей…»

                ОТЗЫВЫ  О  ФИЛЬМЕ  –  « КОНЕЦ СВЕТА »

      Мария Смирнова (Архангельская обл) 25.04.2008 -               

«Фильм « Конец Света » смотрела в глубоком детстве, больше ни разу не видела, тогда очень понравился, запомнился красавец Любшин и, конечно, Пельтцер, это была незамысловатая комедия ».

              ИНФОРМАЦИЯ О ФИЛЬМЕ - « КОНЕЦ  СВЕТА »  1963 год.
                Полнометражный  художественный фильм

   Режиссер постановщик - Борис Бунеев               
   Сценарист - Василий Соловьёв               
   Операторы: Лев Рагозин, Александр Хвостов               
   Композитор - Евгений Птичкин               
   Художник-постановщик -  Ольга Беднова               
   Звукооператор -  А.  Голыженков               
   Монтаж – О. Катушева               
   Художник по костюмам – М. Быховская               
   Грим – М. Шелег               
   Комбинированные съемки:               
    оператор – В. Шолина               
    художник – Ю. Миловский               
   Редактор – Н. Торчинская               
   Консультант – Е. Маят               
   Музыка в исполнении Оркестра главного управления по производству фильмов  - Дирижер В. Федосеев.               

                В фильме снимались актеры:

   Станислав Любшин - священник отец Михаил,               
   Дая Смирнова – Матушка Клавдия - жена отца Михаила               
   Виталий Полицеймако – старец Филин ,               
   Татьяна Пельтцер - Матрена,               
   Станислав Соколов - Саша Ликардин демобилизованный солдат, от его имени
ведется повествование.                            
   Варвара Попова - Агафья,               
   Владимир Ратомский – дед Пафнутий,               
   Е. Колмыкова - Поля               
   Е. Крючков - Федя               
   В. Сергачев - эпизод               
   Петр Любешкин – председатель колхоза,               
   Ия Маркс - эпизод               
   Николай Пажитнов - эпизод,               
   Виктор Сергачев - участковый,               
   Олег Видов – Ваня – сын Матрены,               
   Ксения Козьмина – мать               
   Ю. Харченко – Гришка Зубарик               
   И. Маркс - эпизод

 В фильме также снимались колхозники и дети села Пречистое  Ярославской области и других прилегающих сел.

   Директор картины С. Пучинян               
   Производство: К/ст им. Горького 1-ое Творческое Объединение..               
   Кинофильм черно-белый, звук моно, на русском языке, паленка 35 мм.
   Продолжительность фильма  90 минут.               
   Премьера фильма состоялась  24 июня 1963 года.               
             
                * * * 
         
            СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ ВЫШЕДШИЕ В ПРОКАТ В 1962 ГОДУ:

   - «Алавердоба», (реж. Георгий Шенгелая)               
   - «Армагеддон», (реж. Михаил Израилев)               
   - «Без страха и упрёка», (реж. Александр Митта)               
   - «Гусарская баллада», (реж. Эльдар Рязанов)               
   - «Деловые люди», (реж. Леонид Гайдай)               
   - «Дикая собака Динго», (реж. Юлий Карасик)               
   - «Ехали мы, ехали…», (реж. Ефим Березин и Юрий Тимошенко)               
   - «Иваново детство», (реж. Андрей Тарковский)               
   - «Коллеги», (реж. Алексей Сахаров)               
   - «Королева бензоколонки», (реж. Алексей Мишурин и Николай Литус)               
   - «Люди и звери», (реж. Сергей Герасимов)               
   - «Мой младший брат», (реж. Александр Зархи)               
   - «На семи ветрах», (реж. Станислав Ростоцкий)               
   - «Никогда», (реж. Владимир Дьяченко и Пётр Тодоровский)               
   - «После свадьбы», (реж. Михаил Ершов)               
   - «Путь к причалу», (реж. Георгий Данелия)               
   - «Семь нянек», (реж. Ролан Быков)               
   - «Третий тайм», (реж. Евгений Карелов)               
   - «Увольнение на берег», (реж. Феликс Миронер)               
   - «Улица младшего сына», (реж. Лев Голуб)               
   - «Цветок на камне», (реж. Сергей Параджанов)               
   - «Яблоко раздора», (реж. Валентин Плучек)
         
                ЛИДЕРЫ ПРОКАТА В СССР
  - «Человек-амфибия»,(режиссёр Геннадий Казанский и Владимир Чеботарёв)-65,5 млн зрителей               
  - «Гусарская баллада» (режиссёр Эльдар Рязанов) - 48 640 000 зрителей               
  - «Люди и звери» (режиссёр Сергей Герасимов)- 40 330 000+37 900 000 зрителей               
  - «Девчата», (режиссёр Юрий Чулюкин) - 34 800 000 зрителей               
  - «Среди добрых людей» (режиссёр Анатолий Буковский и Евгений Брюнчугин)- 30,1 млн. зрителей

                НАГРАДЫ КИНОФЕСТИВАЛЕЙ :
                Венецианский кинофестиваль –                «Иваново детство» (режиссёр Андрей Тарковский) — Главный приз 

                *  *  *

                ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ
                Одна тысяча девятьсот шестьдесят второй год
       — невисокосный год, начинающийся в понедельник   

  1 января -   Введён в действие Воздушный кодекс СССР.               
 
  18 января - Родилась Тамара Гвердцители, эстрадная певица, народная артистка СССР.

  3 февраля - США ввели полное эмбарго на торговлю с Кубой.               

  9 февраля - в средних школах СССР отменена допризывная военная подготовка.               

  10 февраля - на границе Западного и Восточного Берлина состоялся обмен сбитого над территорией СССР американского лётчика Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля.               

  20 февраля - В СССР ужесточены меры по борьбе со взяточничеством. За взяточничество в особо крупных размерах установлено наказание от 8 до 15 лет тюремного заключения или расстрел с конфискацией имущества

  15 марта - Родился  Игорь Алейников, советский кинорежиссёр (умер 1994).

  11 апреля – Ушел из жизни Майкл Кёртис — американский режиссёр.

  8 мая - Родился   Валерий Тодоровский, советский кинорежиссёр.

  25 мая –Ушел из жизни  Сергей Александрович Щербатов, князь, художник, коллекционер и меценат.

  1 июня – Казнен  Адольф Эйхман, приговорённый к смерти нацистский преступник, повешен в тюрьме израильского города Рамле.

  1—2 июня - массовая забастовка рабочих в Новочеркасске.

  17 июня - Родилась  Александра Захарова, советская актриса.
 
  19 июня –Ушел из жизни  Фрэнк Борзейги — американский кинорежиссёр и актёр.

  21 июня - Родился   Виктор Цой, лидер и вокалист советской рок-группы  «Кино» (погиб 1990

  3 июля - Родился   Том Круз, американский киноактёр, режиссёр, сценарист и продюсер.

  16 июля - Родился  Григорий Лепс (Лепсверидзе), советский певец, композитор.

  5 августа –Ушла из жизни  Мэрилин Монро, американская кинозвезда (род. 1926). Настоящее имя — Норма Джин Мортенсон (Norma Jeane Mortenson).

  19 сентября –Ушел из жизни  Николай Погодин — советский сценарист и драматург.

  5 октября –  Ушел из жизни  Тод Броунинг — американский кинорежиссёр, актёр и сценарист, один из основоположников жанра фильмов ужасов.

  15 октября - Началось противостояние между США и СССР из-за советских ядерных ракет, размещённых на Кубе (Карибский кризис). Конфликт поставил весь мир на грань ядерной войны (кризис был разрешён через 13 дней). Убраны советские ракеты с Кубы и американские из Турции.

  16 октября - вышла в эфир молодёжная радиостанция «Юность».

  11 ноября - Родилась Деми Мур — американская актриса.
               
  16 ноября - Родился  Игорь Корнелюк, советский музыкант и композитор, певец.
 
  18 ноября – Ушел из жизни  Нильс Бор, датский физик, лауреат  Нобелевской премии по физике (1922).

  18 ноября - в журнале «Новый мир» № 11 опубликована повесть  А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

  30 ноября –Ушел из жизни  Макс Фасмер, лингвист, автор  этимологического словаря русского языка.
               
                Нобелевская премия по литературе
- Джон Стейнбек — «За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением».
 
                *  *  *  *  *


Рецензии