Дедовщина

                Дедовщина

 
Вспомнилось, сам не знаю почему, несколько эпизодов на одну тему. Захотелось поделиться.
 Довелось мне работать во время аварии на ЧАЭС на понтонном мосту рядом с городком Чернобыль. Симпатичный городок, не смотря на  малоплодородную почву, в окрестностях было много садов, в заброшенных селеньях ни кто не собирал яблоки, не выкашивал сорняк.
 На самой переправе кое -  где осталась трава и кустарник, оба берега были засыпаны привозным грунтом. Да и не было времени любоваться цветами или цветущими садами. Работы с мостом хватало. Многие понтоны находились на реке с момента наведения  переправы в первые дни после аварии. Латали понтоны, откачивали воду из их чрева, мост был постоянно необходим.
 Работали солдатики понтонёры из Киева, обычные срочники, и мы, «партизаны». По сроку службы они мало отличались, были в составе их группы всего два старослужащих, так называемые «деды». Они не участвовали ни в каких работах. При мне состоялся разговор прапорщика и «деда». Прапорщик попросил  «деда» помочь молодым, но тот заявил, что ему уже не положено работать, пусть молодые сами всё делают. Самое интересное, прапорщик не стал возражать, видимо так и полагалось быть.
 Вспомнилась мне дедовщина во времена моей срочной службы.
 Служил я в войсках ПВО Страны, были в те времена такие войска. Наши самолёты – перехватчики прикрывали границу с Турцией и Ираном. Дисциплина была на высоком уровне, самоволки и пьянство были редкостью. Ярким примером был случай с молодым солдатиком и старослужащими из – за шапки. «Дед» присмотрел новую шапку у новобранца на свой дембель и просто забрал. Молодой выследил, где он её прячет и вернул её на свою голову. Два «деда» крепко избили его, скрыть это не удалось. Был суд, и оба получили по году дисбата, это хуже чем пару лет обычной тюрьмы.
 Командиру это совсем не было нужно, и перед строем он вежливо объяснил всему личному составу задачу. Любое проявление дедовщины завершалось приличным сроком «губы».
 Так вот и служили, тихо и мирно. Да и работать с техникой больше приходилось старослужащим, поскольку набирался необходимый опыт и понимание ответственности.
 Пополнение приходило из «учебок», зная работу только теоретически. Учились работать у «дедов».
 Пришло время, и я стал «дедом», в нашей группе было совсем мало «молодых» солдатиков, поэтому мы и полы мыли и прочее делали, наравне с ними.
 За пару месяцев до демобилизации прибыла группа для нашей замены, нам они показались зашуганными и какими – то не такими, не правильными.
 Ещё интересный момент. Очень много разговоров идёт о том, что солдат привлекают к работам вне воинской части. Не понимаю эту истерику. Побывать за забором части, это для нас было наградой. Мне приходилось строить сарай прапорщику, работать в столярном цеху какого – то предприятия. Это было как глоток чистого воздуха, на какое – то время выйти из -  под пресса крепкой дисциплины. Работники мы были не самые квалифицированные, но это уже было заботой заказчиков.
 Вот и отправили меня старшим с группой вновь прибывших на работу в столярный цех. В группе был солдатик прослуживший год, Это полгода в «учебке» и полгода в полку, так называемый «черпак». Веду я строй по улице, а он, согласно правилам, идёт замыкающим. Вроде всё, как положено, пришли, я доложил начальнику цеха и получил задачу. И тут началось самое интересное.
 «Черпак», узнав задачу, взял инициативу на себя. Отвёл меня в сторонку и объясняет, что я «дед» мне работать не полагается, я должен только наблюдать за происходящим. Я не стал возражать, держать фасон, дело нужное, «дед» есть «дед».
 Что было потом, мне не просто описать во всех красках.
 У «черпака» плечи резко расправились, глаза приобрели стальной оттенок, появился командирский голос. Выстроил «молодых» разбил на пары и каждой паре указал задачу. Резкая команда и закипела работа. Работники бегали как заведённые, работа велась на высочайшем уровне, когда сюда приходил со своими годками, мы ходили как сонные мухи, часто отдыхали и травили байки. А тут все команды выполняются, работа кипит. Грешным делом я забоялся, что в пылу работы мой »зам» и меня заставит бегать наравне с остальными.
 Закончилась работа, «зам» уже приняв обычный вид, доложил мне, что всё сделано. В свою очередь я доложил начальнику цеха, пришло время, идти в расположение.
  Усталые солдатики еле тащили ноги, замыкающим снова шел «черпак».
 Вечером я рассказывал своим про поход на работу, с трудом верили, что этот тихоня так руководил работой. Нам даже стало жалко новобранцев, для которых он будет «дедом».
 Копаясь на страницах «Одноклассников» я отыскал его, поскольку фамилию запомнил, с фотографии смотрел на меня худощавый мужичок, узнать в нём того, конечно, можно было. Он заглянут в ответ ко мне, но видимо не догадался, кто я такой, а может я для него «клятый москаль», ведь проживает он на западной Украине.
Пусть всё останется как есть.


Рецензии