Глава 23. Россия и Запад

Глава 23. Россия и Запад: типы государства и власти и типы хозяйства

Сергей Георгиевич Кара-Мурза, защитивший в 1983 году докторскую диссертацию по теме «История и методология науки и техники», в 2011 году выпустил книгу «Россия не Запад, или что нас ждёт». К сожалению, у меня остались только обрывки двух глав: «Россия и Запад: типы государства и власти» и «Россия и Запад: типы хозяйства». В них, в частности он писал:

«В разных обществах, с разными представления о правах и долге человека, формируются два резко различающихся типа государства и власти. Кратко выразить главные метафоры традиционного общества России и современного общества Запада можно так: общество как семья или общество как рынок.

Идеократическое государство, которое обосновывает (легитимирует) свою власть «сверху» через религию или идеологию, — в традиционном обществе. Либеральное, не берущее на себя слишком много, государство гражданского, современного общества, которое легитимируется «снизу», голосами граждан.

В традиционном и современном обществах складываются очень различные, поразительно несхожие системы права. Право традиционное кажется настолько странным человеку Запада, что он искренне считает традиционное общество «неправовым». Напротив, приложение норм права гражданского общества к традиционному (что случалось во многих частях света в периоды «модернизации») наносит людям и целым народам тяжёлые травмы, которые порой достигали уровня геноцида.

В соответствии с представлениями о человеке и с теми связями, которые соединяют людей в общество, строится политический порядок, определяющий тип государства. Имея как образец идеал семьи, традиционное общество порождает так называемое патерналистское государство (от лат. Pater — отец). Здесь отношения власти и подданных иерархичны и строятся по образу отношений отца и детей. Ясно, что представления о свободе, взаимных правах и обязанностях здесь принципиально иные, нежели в государстве западного общества, роль которого сведена к функции полицейского на рынке (государство — «ночной сторож»)

По своему типу российское государство и во времена Российской империи, и в советский период определённо относилось к категории государств традиционного общества, то есть было государством «незападного» типа. Сейчас, в переходный период, государственность Российской Федерации ещё не устоялась, в ней является много «гибридных» форм. Однако после хаоса 90-х годов в нём все сильнее проглядывают черты традиционной для России государственности, хотя и в очень деформированном виде».

И ещё. «Одной из составляющих жизнеустройства, которая определяет характер цивилизации, является хозяйство. Это — один из «срезов» культуры, который в высшей степени «пропитан» этническими (национальными) особенностями. В свою очередь, народное хозяйство является одной из главных сил, созидающих народ и нацию, входит в ядро той центральной мировоззренческой матрицы, на которой воспроизводится цивилизация.

Уже Аристотель сформулировал основные понятия, на которых базируется ведение хозяйства. Одно из них — экономия (натуральное хозяйство), что означает «ведение дома», материальное обеспечение экоса (дома) или полиса (города). Эта деятельность не обязательно сопряжена с движением денег, ценами рынка и прочими рыночными проявлениями. Другой способ производства и коммерческой деятельности он назвал хрематистика (рыночная экономика). Это изначально два совершенно разных типа деятельности. Экономия — это производство и коммерция в целях удовлетворения потребностей. А хремастика — это такой вид производственной деятельности, который нацелен на накопление богатства вне зависимости от его использования, то есть накопление, превращённое в высшую цель деятельности.

Рыночная экономика, ставшая господствующим типом хозяйства Запада, не является чем-то естественным и универсальным. Это недавняя социальная конструкция, возникшая как глубокая мутация в специфической культуре Западной Европе. В ходе перестройки а СССР рынок был представлен идеологами просто как механизм информационной обратной связи, стихийно регулирующей производство в соответствии с общественной потребностью через поток товаров и денег. То есть как механизм контроля, альтернативный плану. Рыночная экономика возникла, когда в товар превратились вещи, которые для традиционного мышления никак не могли быть товаром: деньги, земля и свободный человек (рабочая сила). Это — глубокий переворот в типе рациональности, в мышлении и даже религии, а отнюдь не только в экономике. В советском хозяйстве деньги товаром не были и не продавались. Напротив, современный капитализм не может существовать без финансового капитализма, без превращения денег в товар.

Безналичные деньги в СССР явно не были деньгами в том смысле, который они имеют на Западе. Сложнее обстояло дело с наличными рублями, которые циркулировали на потребительском рынке. Судя по многим важнейшим признакам, они также не были деньгами рыночной экономики (они не были товаром — не существовало рынка денег, и никто, давая в долг, не промышлял о процентах). Следовательно, рубль в принципе не мог быть «свободно конвертируемым», он мог служить для взаиморасчётов только между частичными собственниками национального достояния СССР».

А совместная хозяйственная деятельность и общежитие людей могут быть организованы и без купли-продажи, — писал Кара-Мурза. И записав это, я сразу подумал — совсем как у нас теперь. Помню, когда я читал эту книгу, то меня поразила первая фраза в ней, которую я выписал: «Когда уважающий себя человек слышит о манипуляции сознанием, он думает, что его-то уж точно не провести». А оказалось то…

Вернуться к предыдущим главам:
Пролог http://www.proza.ru/2015/06/19/383
Глава 1. Кое-что об информации http://www.proza.ru/2015/06/19/389
Глава 2. Человек и Земля http://www.proza.ru/2015/06/19/490
Глава 3. Вирусы, вирусы, вирусы... http://www.proza.ru/2015/06/19/500
Глава 4. Природа бунтовала. Метеориты. Апофис http://www.proza.ru/2015/06/19/506
Глава 5. Но несмотря ни на что, в то предкатастрофное время жить-то было интересно http://www.proza.ru/2015/06/19/511
Глава 6. «Воспоминание о будущем» и даты концов света http://www.proza.ru/2015/06/19/522
Глава 7. Так зачем была придумана байка о страшном 2012 годе. И о действительно страшном ФРС http://www.proza.ru/2015/06/19/531
Глава 8. Как рост значения денег снижал роль морали и привёл к кризису http://www.proza.ru/2015/06/20/1442
Глава 9. Голод, снижение уровня продовольственной безопасности и рост цен на продовольствие http://www.proza.ru/2015/06/22/230
Глава 10. «Комитет 300. Тайны мирового правительства» http://www.proza.ru/2015/06/23/224
Глава 11. Зачем человеку нефть? http://www.proza.ru/2015/06/23/226
Глава 12. А природа-то начинала бунтовать всерьёз http://www.proza.ru/2015/06/23/249
Глава 13. Кольская сверхглубокая и грядущий апокалипсис http://www.proza.ru/2015/06/24/219
Глава 14. И ещё о глобализации и кризисе мировой системы, как системе кризисов http://www.proza.ru/2015/06/24/1416
Глава 15. Апологеты неолиберализма и сторонники сильного государства http://www.proza.ru/2015/06/25/309
Глава 16. «Зелёная экономика». Глобальные саммиты и никаких конкретных действий http://www.proza.ru/2015/06/26/338
Глава 17. «Пророчество Неферти» и «Перегрузка» Артура Хейли http://www.proza.ru/2015/06/26/354
Глава 18. Декларация «Состояние планеты» и интервью профессора Алексеева «Человечеству грозит вымирание» http://www.proza.ru/2015/06/26/1766
Глава 19. Джон Най. Гибкая сила. Жёсткая и мягкая власть http://www.proza.ru/2015/06/26/1798
Глава 20. Генри Форд и «Протоколы сионских мудрецов» http://www.proza.ru/2015/06/27/107
Глава 21. Рейтинговые «молнии» тройки американских ведущих агентств http://www.proza.ru/2015/06/28/120
Глава 22. СМИ и борьба за ценностную ориентацию людей http://www.proza.ru/2015/06/28/127

Читать далее:
Глава 24. О тотальной информационной войне и экономических мифах либерально-монетарного происхождения http://www.proza.ru/2015/06/28/241


Рецензии