Диалог с философом

  Валентина ЛЕФТЕРОВА

                ДИАЛОГ С ФИЛОСОФОМ

- - Как Вы думаете,  для чего мы живем?
- - Какой дурацкий вопрос! Разве ты не знаешь?
- - Нет. Хотя часто думаю об этом.
- - И что придумал?
- - Не знаю. Лично я живу потому, что родился.
- - Мудро... Почти как у Сократа…  И всё?
- - Да нет, вероятно, не все. Еще потому, что живут мама и папа, которые любят меня.
- - Значит, выходит, ты живешь только для них?
- - Нет, почему? Но и для них тоже. Ведь они бы огорчились, если бы не было меня.
- - А ты бы огорчился, если бы не было их...
- - Конечно. Я без них совсем не смог бы.
- - Ну,  вот видишь. Значит,  люди живут друг для друга. Для любви и любимых…
- - Нет, не только. Ведь бывает, что одни умирают из этих любимых, а другие все равно продолжают жить. Без любимых. Тогда для чего?
- - Странный вопрос! Ведь у этих любимых уже есть и другие любимые, ну, скажем, дети. Вот у тебя будут дети. Ты будешь жить для них, тоже любя их. Хотя мама с папой твои могут и умереть, не допусти того Господь, конечно. Пусть живут долго-долго…
- - Нет-нет! Понятно, своих детей я буду любить так же сильно, как маму и папу, а, может, и сильнее. Но ведь если я всё время буду жить для такой любви, для других, пусть даже для детей своих, - ведь это будет совсем Несвобода для меня. Я буду зависимым – от других, от любви к ним… Нет, здесь что-то не так. Ведь человек должен быть Свободным, всегда свободным, не так ли?
- - Надо же, какие у тебя серьезные  раздумья! Право, не знаю, что и ответить. Хотя нет, послушай: жить для любимого человека – это, вероятно, всё-таки свобода. Это, должно быть, так.
- - Почему?
- - Ну, может быть, потому, что это всё же твой личный выбор, - сознания, сердца, воли… Говорят же: любимый  - это твоя вторая половинка. Вы нераздельны, и только вместе – вы целое.
- - Неужели? Но ведь это так скучно, когда у меня будет другая половинка, такая же, как я, похожая на меня. Что в этом интересного? И потом, половинка – это твоя жена, так ведь? А любовь-то будет к детям, как Вы сказали…
-      - Ну, и к детям, и к жене или мужу, невесте или жениху…Конечно, любовь к детям и  родителям, - это нечто другое. Но и то, и другое – это, определенно, цель жизни, я уверен…
- - Да, наверное, так, но всё же – ведь люди живут для чего-то другого?
- - Пожалуй.
- - Тогда для чего?
- - Ну,  подумай сам, ты же умный мальчик. Для чего, например, живут скульпторы, художники, поэты? Как ты думаешь?
- - Для творчества, искусства, понятно. А вот – не художники и не поэты?..
- - Я думаю, всё же, для труда. Они где-то делают что-то нужное, интересное для них и тех, кстати, своих любимых, если они есть у них.
- - Вот видите, если есть. А если нет? Работают для себя только?
- - Почему? Они отдают другим - дарят, продают плоды своего труда. Наверное, это тоже интересно…
- - Для кого-то - возможно. Но не для всех же…
- - А что, тебе это было бы тоже скучно?
- - А разве нет, если бы это повторялось изо дня в день, целые годы? Всё-таки, это не цель в жизни человека. То есть, может быть, это и цель, но ведь не главный смысл вечной жизни, продолжения её в других поколениях?
- - Малыш, да ты просто философ. С тобой трудно спорить, и мои аргументы исчерпаны, да.
- - Да нет же, давайте говорить еще. Может быть, мы и найдем истину.
- - Ну вот… Мне это нелегко. Я как-то прежде и не искал её. Жил и жил себе, как умел. А ты давно бьешься над этим?
-        = Да. Я себя и помню, почему-то, только с того времени, когда стал спрашивать себя: зачем на земле жизнь? И откуда она появилась здесь? И кто ею управляет? Неужели, в самом деле, Бог?
-        = Я не знаю, юноша. Мой Бог, например, только во мне. Этого Бога я знаю, точно. И говорю с ним нередко, и спрашиваю его, и верю ему. И даже спорю, представь,  не соглашаюсь. Даже дерзко не соглашаюсь.  Но ведь это мой Бог, и я имею право и верить, и не соглашаться. В этом как раз моя свобода, не правда ли?
- = А Бог Вселенной, он есть?
- - А ты вот, чувствуешь ли в себе Бога, расскажи?
- - Да как Вам сказать. Я чувствую другое,..  что я сам себе Бог. Я не спорю с ним, а знаю, что он всегда прав, и думает, и поступает, как я.
- - Да?..
- - Да. А вот Вселенский Бог – это не понятно. Неужели он всё создал, и властвует, управляет нами? Значит,  и нашим мозгом, желаниями? Никак не могу понять это.
- - А что, если Вселенский Бог управляет теми, что присутствуют в нас? А у тебя если нет его, если ты сам Он, как ты сказал, то всё равно Он управляет и тобою?
- - Но ведь тогда у меня нет Свободы! Вы понимаете? Я снова завишу, но уже не от любимых людей, а от Господа Бога, которого совсем и не знаю…
- - В Священном Писании Он назван Отцом нашим… Ведь Вселенский Бог – во всем, что окружает нас. В живом и не живом. Да Он  - Природа, в которой живем мы! Ты разве не знаешь об этом? И несправедливо его называть незнакомым тебе.
-        - Да, Бог – Природа, в это я верю. Но отчего тогда произошла природа? И зачем? Из чего?
- - Послушай, это слишком взрослые вопросы. Ты скоро вырастешь,  будешь изучать научные предметы – физику, химию,  высшую математику, станешь постигать закономерности природной жизни. И многое поймешь, найдешь объяснения различным явлениям, происходящим в мире.
- - Значит, выходит, что Бог знает и физику, и химию, и из них сотворил Мир? Тогда кто он сам, он что – тоже из этой химии?
- - А ты думаешь, я знаю – из чего Он и какой вообще? Но, наверняка же, великий, если столько всего сотворил, да еще прекрасного…
- - И всё-таки мы зависим от него. Ведь и нас же, выходит, тоже сотворил он, и тоже из физики, химии, математики…
- - Да откуда ты это знаешь?
- - А из чего же тогда мы? Я догадался.
- - Молодец. Но как ты думаешь, вот твои мысли, вопросы, сомнения – они тоже из физики и химии, или нет?
- - Думаю, что нет. Я уже думал об этом. А как они могут быть из физики, если они тут же улетают от меня, растворяются где-то, будто в воздухе? Я думаю иначе. Знаете как? А что, если наши мысли и слова и есть то самое, что роднит нас с Вселенским Богом? Что он именно таков, как слова и мысли – из ничего? Свободное парение удивительного Духа…
- - Как запах цветка, например, да? Представь себе, что и многие философы давным-давно думали так же,  как ты. Впрочем, и в Библии Его называют Духом святым…
- - Конечно, это Великий Дух, который создал всё одним только повелением, мысленным. Могло же быть такое?
- - Трудный вопрос. То есть – только повелением, без какого либо труда, усилий? Ты так думаешь?
- - Ну да.
- - Не знаю. А как бы это без труда могло всё создаться? Попробуй, прикажи,  да хотя бы камню, без труда стать розой, или вазой, или подсолнухом… Не получится.
- - У меня – нет. И у вас нет.
- - А у него, значит, да?
- - А Он мог. Потому ведь Он и Всемогущий. Ведь рассказывают же о Христе, что он исцелял калек, словом или движением руки...
- - Да, в древних писаниях так написано. Был Всемогущ.
- - Ну, вот. Если умел исцелять без прикосновений, почему бы тогда не умел бы так же делать другие дела? Я думаю, Он это умел.
- - А если Он только замышлял, а делал кто-то иной?
- - Но кто? Ведь никого еще не было. Он сотворял всё сам. Как первородец.
- - Умён же ты. Но какая-то сила все равно была. Ведь без приложения усилий кем-то или чем-то ничего не происходит…
- - Да. А магнит? Он притягивает к себе предметы, а ведь никто не выполняет никакую работу. Никого же нет, не видно. А если и Бог вот так же? Все-силен! Ну, этого просто не видно,.. внешне… А выполняет работу определенная сила, которая  –  да, невидимая, таится как в магните.
- - Ну да, в Боге она таится… Но тогда он тоже из физики и химии. Эта сила ведь – свойство магнита, как лечебные свойства у лечебной травы, например. То же  - с химическими реакциями, физической энергией…
- - Да, выходит, что Дух тоже материален, как  и мы. Как бы излучение материального. Невидим, а материален! А вдруг он просто Невидимка? Магнит-невидимка?

- - Наверное, и, может быть, он всё-таки совсем недалеко от нас? В той же траве, в цветах, отчего они не только красивые, но и душистые. Ведь это тоже невидимо, а происходит. Как химический процесс в самом цветке…

- - Да, но ведь Он всё-таки Дух, из ничего, только из мысли и желания. Помысла…  И всё же в цветке не он, а то, что он пожелал: аромат, запах, пыльца, из которой произрастут новые цветы.

- - Всё ты знаешь,..  Откуда, скажи на милость?

- - А о цветах мне рассказывала мама, когда мы гуляли в саду. Хотя это так просто, а сам я никогда не догадался бы…

- - Вот видишь, а Он догадался. И даже сотворил всё это. Значит, всё-таки ты – не как Он, не Бог, а просто мальчик, человек. Как все люди.

- - Ну, конечно. Я же и не говорю, что я Бог, а просто чувствую себя, как Бог. И, к тому же, я видимый, и быть невидимкой не умею.

- - О, мальчик, как знать? Через несколько лет, возможно, люди и научатся быть невидимками, но это совсем не значит, что они станут Богами. Или равными Ему. Сотворить то, что сумел Он – дано Единицам, вероятно, в миллиарды лет один раз. Вот только бы не разрушить того, что имеем. Вот сегодняшняя задача. И чем не смысл твоей жизни, например? Защищать природу! Согласен?

- - Понимаю, что Вы имеете в виду. И это, конечно, имеет смысл для моей жизни, или других людей. Но это не тот  Смысл, который возложил на человечество Он сам, Творец. Нет, Он, наверное, и не предполагал, что наш Смысл может стать таким…

- - Да, но как же тогда Он допустил все это? Или он не Всемогущ?

- - Да нет, просто, я думаю, что однажды он улетел далеко-далеко, чтобы создать новые такие миры, как наш. И пока его не было – люди придумали что-то нехорошее, плохое, такое, как войны, атомная бомба. А он и не знал о том. А когда вернулся, очень опечалился, и теперь дает нам этот новый смысл – Спасти, Сохранить, Не разрушить… Ведь это значит и самим спастись, целому роду человеческому. Да и звериному, птичьему, растительному, рыбьему… Всему живому… И даже неживому…
- - Юноша, это всё очень мудро, что ты сказал. Я рад, что познакомился с тобой. И, знаешь, я верю,  что ты – маленький Бог, и, наверняка, твой Смысл – самый добрый и верный на планете. Ты уж, пожалуйста, побыстрее расти и найди себе побольше таких же умных друзей, которые поймут тебя и помогут осуществить всё то, ради чего ты живешь, маленький Творец. Так, наверное.  и будет?
- - Как получится… Само время сделает моих сверстников единомышленниками. Жаль только, что многие взрослые этого не понимают. И засоряют детские мозги чем придется…
- - Господи, ты и это видишь? Да ты вездесущ! Ты имеешь в виду, конечно. жевательную резинку, боевики, всю эту экранную дрянь, что вихрем внеслась в нашу жизнь, сродни чертовщине?..
- - Да, я имею в виду бессмысленные нелепости, которые попросту поглощают всю волю и сознание моих сверстников. Но, полагаю, что это не может длиться долго. Это же хаос, а люди должны стремиться к порядку. Ведь в Природе царит порядок, не так ли? Вы сами сказали – закономерности. В том, как ослепляют мое поколение – нет закономерности. Это черный луч налетел, как смерч, на землю. И он не небесный, хотя и не слаб.
- - Э, да ты знаток Природы покрепче древних греков… Побольше бы вас, таких, на земле, больше Смысла и сама жизнь имела бы…
- - Нет, смысл жизни всё равно остается единым, как прежде. Темным силам его не одолеть. Представьте, миллиарды лет сражаются небо и царство Тьмы, например, а Свет всё равно царит. Всемогущий сильнее, и добрее. Он вразумит, и тем поддержит праведных…
- - Философ, хочу, чтобы за тобою шли многие из наивных и своенравных современных мальчишек и девчонок. Твои папа и мама изрядно потрудились, вложив в голову столько ума и способностей рассуждать…
- - Да, они научили меня думать. Но еще больше меня учат книги. Вот Вы же любите читать? Так и я. Для меня библиотека – не меньший Храм, чем Природа. Ведь там собрано самое ценное – мысли, поиски, открытия,.. самых умных и одаренных людей. Согласитесь, что превыше Разума и способностей мыслить и сам Бог не сумел создать ничего…
- - Ты так думаешь? Припоминаю, что персидские маги утверждали подобное: ”мудрец – мера всех существующих вещей” И все-таки – все библиотечные ценности разве превыше, например, чем сотворение океана?.. Небесной бездны? Спорный вопрос, а все же, возможно, и равнозначно? Смотря какую историческую перспективу предвидел Творец.
- - Может быть и так. Но ведь все это, окружающее, создавалось для кого-то, для того же человека, иначе зачем оно?
- - А если для созерцания, зрительного наслаждения того же Господа?
- - Ну, что Вы, он же велик, а не эгоистичен! Нет. Океан – кладовая Земли. И, конечно, он для человека. Только мы не знаем пока всего: как использовать это, опять же – не уничтожить химией и распадом живого?
- - Да, спорить с тобой интересно. И твое видение мира, и назначения человека очень верно, пожалуй. Дерзай, философ. Дай Бог, чтобы последнее слово на земле осталось за такими, как ты… Значит, выходит, что всё сотворено ради человека? А самое ценное сотворение – сам человек, да зародыш продолжения жизни, заложенный в нём…
- - Да, в соединении со всей природой. Как часть ее; но очень ответственная, возможно, самая сильная, самая живучая часть…
- - Разве? А как же зависимость от экологии?
- - Ну, от экологии зависит всё. А выход для человека, видимо, всегда остается. Как Ноев ковчег, например.
- - Или космические корабли, искусственные?
- - Да и многое другое, о чем мы и не знаем еще. К примеру, какая-то иная форма жизни. Ведь возможно такое? Возможно.
- - Ты мудр, и, как я уже сказал, будущее за такими, как ты. Ты веришь в это?
- - Конечно. Только глупая случайность ведь может прервать моё существование в любой миг…  Я очень раним. Природа и Бог мало работали над моей защитой. И сам я в этом слаб. Просто немощен перед любой случайностью…
- - Так ты страшишься смерти?
- - Нет, страшусь – преждевременной. Когда еще не успел так много понять, опробовать, преобразить. Я ведь сегодня еще только догадываюсь о многом. А моя задача – развить то, что сумели создать по защите человечества (и от случайностей в том числе) другие разумные люди…
- - Ты ставишь большие задачи. Неужели никто тебе их не подсказал?
- - Я же сказал – их подсказали книги и мудрецы. Да и реальность.
- - А говорят, еще и уничтожено такое количество мудрейших писаний!
- - Да. И, может быть, это не случайно? Чтобы дать возможность людям развиваться по новому витку спирали? Пусть они снова придут к тому, что знали прежде, но забыли.
- - Разве это называется «к новому»? Это называется – вспомнить старое.
- - Ну да, вспомнить хорошо забытое, что не совсем отслужило свой срок.
- - Послушай, а не говорит ли это о признании ограниченности возможностей мозга: от старого к новому и, наоборот, по кругу? А почему бы не от нового – к более сложному новому, к новейшему, еще более новейшему и т.д.?
- - Возможно, Вы и правы. Но, думаю, возможности человека все же ограничены. Божьи – нет, он во всем, в эфире, во Вселенной.Велик, как и она. Человек же  – в рамках тела, мозговых клеток, их количества…
    Да, помыслы духа человека (хотя и не каждого) могут быть безграничны. Они, вероятно, после смерти человека сливаются с Духом самого Вселенского Господа – обогащают его в виде какой-то клеточки или энергетической капли, молекулы, атома, однако тогда он перестает представлять человека и принадлежит уже чему-то иному в Природе – Космосу, Господу, Духу  Мировому.
- - Да, смерть ограничивает человека во времени, тело – в пространстве. Но мысль-то, помысел человека вечен, если до смерти успел влиться в земной, а значит – Космический энергетический комплекс…
- - Это и есть слияние с вечностью, сама Вечность…
-       -  То есть, ты думаешь, что самому Господу Вселенной не может грозить никакая опасность, никакая случайность Бытия?
- - Думаю, никакая, кроме катастрофы распада, дробления Солнца и равнозначных ему звезд в других галактиках. В этом случае Господь может оказаться бессильным.
- - …Если не окажется способным переродиться в иную субстанцию, более мощную, чем распавшееся солнце или то, во что распад превратит окружающее.
- - Да, такая катастрофа переродила бы всё, это верно… Так что все таки ныне сильнее, могущественнее – Солнце или Господь?
- - А зачем их разъединять? Они же – почти одно. И то, и другое – Природа, значит, в сущности, одно. Солнце питает Дух, а Дух – выражает Солнце. Это одно и то же, как сообщающиеся сосуды, в которых всё перетекает из одного в другое. И не потому, что Солнце – материальное, а Дух – нет, а потому, что и то, и другое – равноценны. Но если в сфере Солнца – это концентрированные силы Духа Вселенной, то в прочей атмосфере – это рассеянные ее частицы, менее плотные, насыщенные.Умеренные. Именно умеренность есть условие существования жизни на земле, да и вообще разнообразия. Разве не так? Всё, насыщенное сверх меры, должно быть подобно потоку, равному Солнцу. Всё сверхмерное перегорает, а умеренность соединений создает разнообразие форм, жизненную атмосферу в том числе.
(Продолжение  следует. А, при желании, его можешь написать ты, читатель…)
1971-2005.

(Опубликовано: «Эксперимент», №1(20) /2008, с.14)


Рецензии
Вы умная женщина.

Картасов   31.07.2015 20:29     Заявить о нарушении
Чего намолола в этой статье - уже не помню. Воспринимала как упражнения в логике. Но за комплимент спасибо.

Валентина Лефтерова   31.07.2015 20:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.