Золотой мост

Решение о строительстве моста через Керченский пролив Москва приняла еще в марте 2014 года, буквально сразу после присоединения крымского полуострова к Российской Федерации. Если бы этот проект был успешно реализован, то многие проблемы могли бы быть решены, так как после аннексии Крыма и введения режима блокады полуостров оказался буквально изолированным от внешнего мира. Паромная переправа в Керчи в зависимости от погодных условий и времени года функционирует с постоянными перебоями. Шквальный ветер, штормы, сезонные ледоходы препятствуют благополучной переправе через пролив. А летом сорокачасовые очереди и вовсе сводят с ума ожидающих. Но все ли так гладко со строительством данного объекта?

Керченский мост теперь принято называть главной стройкой России. Пропаганда преподносит его как общенародный проект. Однако выбор варианта строительства, как и выбор подрядчика стройки, проходили не на основе публичного конкурса, а за закрытыми дверьми. В январе 2015 года Федеральным дорожным агентством Росавтодор было объявлено, что единственным исполнителем работ рекомендовано назначить ООО Стройгазмонтаж Аркадия Ротенберга, близкого друга действующего президента. До этого, правда, обсуждалось назначение Стройтрансгаза Геннадия Тимченко или Мостотреста , в числе владельцев которого — сын Аркадия Ротенберга Игорь. На генподрядчика проекта ложатся все возможные риски, в том числе превышение сметы или срыв сроков, а так как это достаточно сложный технический объект, то необходимо квалифицированное управление проектом. Считается, что именно поэтому компании Тимченка и Ротенберга-младшего отказались от данного проекта. А так как Стройгазмонтаж имеет генподрядный опыт, именно на эту компанию решили возложить полную ответственность. По предварительным подсчетам Минтранса строительство оценивается в 228,3 млрд рублей, деньги планируется выделить из госбюджета страны. Завершить строительство хотят до 2018 года, и Аркадий Ротенберг обещает вложиться в этот срок. Что правда, возникает другая проблема: геологические условия в этом регионе не способствуют возведению такого масштабного сооружения. И вряд ли миллиарды, выделенные на его реализацию, смогут усмирить неумолимую природу. При этом государственная экологическая экспертиза проекта до сих пор еще не проведена.

Планируется построить два моста: автомобильный на 4 полосы движения и железнодорожный — на две. Предполагается, что они будут тянуться от косы Тузла через остров Тузла и далее через Керченский пролив до Керчи. С геологической точки зрения здешняя территория — это сочетание различных неустойчивых грунтов, совершенно не подходящих для возведения столь громоздкой конструкции. Так же, по данным проектировщиков, в здешних местах находится несколько тектонических разломов и масса постоянно действующих грязевых вулканов. Все это означает, что грунт не надежный и даже более того - не благоприятный для возведения 19-километрового моста.

Но решению о его строительстве есть вполне прозаичное объяснение. Министерство транспорта РФ официально вписало строительство подходов к крымскому мосту в проект строительства частного сухогрузного порта Тамань , совместив эти два проекта. Предполагается построить транспортную инфраструктуру и ответвления к мосту за счет государственных средств. И для этого мост должен быть построен на косе Тузла, пусть и длиной 19 километров. И вопрос: насколько целесообразно тратить миллиарды государственных денег на инфраструктуру частного порта, — просто не стоит.

При всем этом не стоит также забывать и о личности Аркадия Ротенберга — российского олигарха и близкого друга Владимира Путина, в отношении которого были введены западные санкции. Согласно российскому изданию делового журнала Forbes имущество Ротенберга в 2014 году было оценено в 4 млрд долларов. Так же стоит отметить, что его компании за последние пять лет получили государственные заказы на строительство мостов и трубопроводов на сумму около 20 млрд евро. Однако в отношении Ротенберга введены санкции США, ЕС, Швейцарией, Канадой и Австралией. Въезд в эти страны ему запрещен, его счета заморожены, имущество должно быть конфисковано. Предполагалось, что введение подобных санкций должно заставить олигархов повлиять на изменение политического курса государственного лидера. Но влиятельные россияне не из робкого десятка и частные потери не заставили их усомниться в правильности внешнеполитического курса Владимира Владимировича. Они убеждены, что их ставленник даст им возможность компенсировать личные потери, пусть даже и за счет государственного бюджета. С этой целью был даже принят соответствующий закон, согласно которому российские граждане, потерявшие свое имущество за рубежом якобы из-за неправомерных решений иностранных судов, получат право на компенсацию в России. Но, как известно, российские суды никогда не славились своей честностью и беспристрастностью. Поэтому в правомерность их заключений верить не приходится.

Строительство Керченского моста фактически является схемой перекачивания денег из государственного бюджета в карманы олигархов. Это именно тот шанс возместить свои личные потери, который Владимир Путин предоставил своему товарищу Аркадию Ротенбергу. Строительство Керченского моста — очень рискованная затея. Учитывая сложность проекта и несознательность наших олигархов, стоит серьезно задуматься о качестве строительных работ. Ведь можно было выбрать бюджетный и более безопасный вариант — через косу Чушка, где находится порт Кавказ . В этом случае длина моста составляла бы всего 5-6 километров. К тому же здесь более приемлемые геологические условия, а на крымском берегу уже есть автомобильная и железная дороги с высоковольтной ЛЭП. Но такое строительство требует гораздо меньших затрат. А это совсем не вписывается в план по распиливанию бюджета страны.

Приведенный анализ наталкивает на мысль, что, возможно, крымский проект к предполагаемому времени окончания строительства моста будет свернут. Уж слишком нереально выглядят планы российских инженеров и политиков. Вещать можно что угодно, если не нужно будет выполнять.


Рецензии