Майкл Фарадей. Продолжение
В обязанности подростка входило разносить газеты. Он хорошо знал всех подписчиков, и в ряду однообразных двух и трёхэтажных домов, похожих друг на друга, безошибочно находил нужный дом.
Рабочий день начинался ранним утром. Он вставал со своего тонкого соломенного тюфяка, постланного на полу, в пять часов утра и бежал в контору, где долго стоял а очереди за газетами. Газеты выходили небольшими партиями: с ручного печатного станка сходило всего 400 газетных полос в час. С трудом дотаскивал Майкл до лавки две увесистые связки, и, отобрав те газеты, которые надо было разнести, брал кусок хлеба и отправлялся в обход. Зажав подмышкой большую кипу газет в парусиновой обёртке, мальчик вышагивал по туманным улицам Лондона. Он стучал в парадные двери, и пока они открывались, доставал нужную газету. Труднее всего было не спутать, кому какую газету надо было отдать, но и это Майкл быстро запомнил.
Майкл переходил с улицы на улицу, иногда подолгу ждал у дверей, но не скучал: в голове его постоянно возникали вопросы, на которые он пытался найти ответы. За день мальчику приходилось исходить несколько километров, и ноги его в тяжёлых башмаках к вечеру казались ему чугунными гирями.
Закончив с разноской, мальчик возвращался в лавку завтракать. Толстая кухарка кормила его жареной на сале картошкой, поила чаем с куском хлеба. А после завтрака предстояло обойти тех клиентов, которые брали газеты на прочтение. Дело в том, что подписка стоила дорого, и многие платили только за право прочитать. Таким образом, одну газету за день читали в нескольких домах: кто читал позже, платил меньше. Кто - то читал на второй и даже третий день, и за всё это расплачивались ноги Фарадея.
После второго обхода Майкл снова отправлялся в типографию за единственной выходившей тогда в Лондоне вечерней газетой "Глобус". Эта газета была для обычных покупателей, которые заходили в лавку по вечерам. Вечерами лавка Рибо становилась чем - то вроде клуба. Посетители читали газеты, обсуждали новости, а в кухне за длинным столом рабочие - переплётчики, кухарка и Майкл вели иные разговоры.
- Разве так кормят? - ворчал один из двух рабочих, тыча вилкой в жилистое мясо. - А ведь с пяти утра работаем!
Через год испытательного срока Рибо вместе с Майклом и отцом подростка отправился к мировому судье, чтобы составить трудовой контракт. В контракте говорилось, что Рибо принимает к себе в ученики Майкла Фарадея на семилетний срок обучения переплётному делу и книжной торговле. Дальше говорилось, что Майкл будет пользоваться пищей и одеждой за счёт хозяина. В свою очередь, Майкл обязуется работать с 5 часов утра до 7 вечера с двумя перерывами, на завтрак и обед. Будучи человеком честным и справедливым, Рибо велел записать в контракте, что, принимая во внимание усердную службу Майкла в течение испытательного срока, он не будет брать платы за обучение и содержание.
Жорж Рибо и Джордж Фарадей скрепили контракт подписями. Контракт был заключён 7 октября 1805 года. Казалось, будущее Майкла было определено.
Однако умница - судьба решила иначе. Дело в том, что переплётная мастерская помещалась рядом с книжной лавкой, разделяла их только дверь. Переплётная мастерская - маленькая, душная комнатка с низким потолком - была не самым приятным местом работы. Но - контракт подписан, согласие дано - выбора нет. И стал Майкл работать с книгами. На первых порах ему доверяли только варить клей и сучить нитки. Затем он научился обрезать края книжных листов специальным ножом.
Хозяин внимательно наблюдал над работой Фарадея, отмечая про себя, что у юноши ловкие руки и работает он проворно и качественно. А мастера смеялись над отношением Майкла к книге:
- Он обнюхивает каждую книгу, точно это пирог с начинкой.
Вечерами переплётчики уходили на кухню и проводили время, болтая с кухаркой. Только Майкл оставался в мастерской. Это было его время: при свете свечки он жадно читал книги. Хозяин не мешал ему делать это: Рибо тоже любил книги и считал, что чем больше будет знать ученик, тем больше пользы он принесёт работе.
Какое это было время! Фарадей прочёл арабские сказки Шехерезады, романы, путешествия. Иногда он брал в руки учёные книги с картинками, перелистывал, но со вздохом откладывал, ничего не понимая в них. Но случай, который часто правит в жизни, помог ему. Попалась Майклу в руки книга мадам Марсе о чудесах окружающей природы. У него по - новому открылись глаза на мир.
Мадам Марсе - швейцарка, проживающая в Лондоне и пишущая по - английски - стала первой наставницей и добрым другом Майкла. То есть не она сама, а книги её. С самой писательницей Фарадей познакомился значительно позже. А пока он читал "Химические беседы" Марсо - три маленькие томика, которые принёс на переплёт один из заказчиков.
Марсе излагала простейшие опыты, которые каждый мог сам проделать. Конечно же, Майкл проделывал их.
Майкл зачитался книгами. Он узнал, что существуют простые и сложные тела, , что простых тел, или элементов, немного( тогда их было всего 33), что остальные вещества - их разнообразные соединения. Фарадей узнал, что Лавуазье произвёл "химическую революцию" во Франции. Фарадею имя учёного было знакомо: Ридо с гордостью рассказывал, что был знаком с ним в Париже.
Фарадея поразило, что самая обыкновенная вода - сложное химическое тело и состоит из двух газов: кислорода и водорода. В книгах Марсо так просто и доступно описывались разные химические превращения, что Майклу казалась, что в её лице наука спустилась с неприступных высот своего величия и протянула руку юному переплётчику, чтобы увести за собой.
После "Химических бесед" Фарадей с радостью приступил к чтению многотомной "Британской энциклопедии" принесённой в мастерскую для переплёта. Каждый том весил почти полпуда, но юноша был в восторге.
- Вот где бездна премудрости! Этого тебе, Майкл, пожалуй, не одолеть, - сказал Рибо.
- А может быть, что - нибудь и пойму, - ответил Майкл.
Майкл выбрал материал об злектричестве. Эта таинственная сила, тогда ещё мало исследованная, пленила воображение юноши больше, чем описание самых увлекательных приключений.
Чем стало увлечение электричеством для Фарадея, какую роль сыграло оно в его жизни и науке об электричестве хорошо известно уже из учебников физики.
Да, "заболел" электричеством Майкл Фарадей серьёзно и на всю жизнь. Что последовало за описанными выше событиями, увидим позже.
Свидетельство о публикации №215062800538
Машкевич Эдуард 28.06.2015 22:16 Заявить о нарушении