Межигорский монастырь в Киеве. Часть I

          Межигорскому монастырю,- святыне казачества посвящается...

  Возвращался домой с Пилявы, где брал участие в перезахоронении 61-го воина погибшего во Второй Мировой войне при освобожденни
Киева от фашистских захватчиков.Посмотрел прекрасный музей Сухолученкого прорыва на Лютижском плацдарме созданого Вижгородской районной администрацией и семьёй Таранов. На Крещатике площади услышал объявление, что набирается группа туристов в Межигорье для осмотра "украинского версаля".Устал и не поехал, но вспомнил, как когда-то наша могучая кучка студетов исторического факультета Киевского университета имени Тараса Шевченко в начале девяностых на Старо-киевской горе мечтали, что раскроем тайну исчезновения библиотеки Ярослава Мудрого,спрятанной в Межигорье.По дороге домой накидал план статьи о Межигорье и его загадках.

    Находки в Межигорье, поодиноких памяток Трипольской культуры,ещё не свидетельствуют,что в 20- ти километрах от Киева в Межигорье четыре тысячи лет тому назад была стоянка или протоселение Трипольской культуры найденой Викентием Хвойко на Киевщине у села Триполье.Нужны полномаштабные раскопки , исследования и анализ.Но то, что территория Межигорского монстыря и его округи была сакральным местом обрядов и традиций старой украинской веры ( язычники, поганые)не вызывает у меня сомнения. До того каr свой форпост или замок поставил на Межигорье словянский вождь или князь Хорыв брат основателя Киева Кия,а потовv во времена Руси постал "Белый Спас" Киево-Межигорский монастырь и Спасо-Преображенский собор. Возле Пекарской горы и на всей территории проводилсь обряды старой украиской веры. Словяне,- горы считали сакральным местом в древности и сказаниями-ведами передали эти знания рыцарям казакам средневековой Украины.
 
    Еще  из беззаботного детства помню как играли в игру "Короля" сельские ребятишки. Боролись между собой,чтобы остаться на верху самому сильному и вёрткому и стать вожаком. Эта игра пришла к нам из времён старой украинской веры.Для язычников это был смысл жизни,чтобы заслужить уважение в своём роду.Поэтому Кий ,Щек и Хорыв строили свои замки над Денпров на самых высоких горах. Чтобы бы считаться володарями и вождями ( королями).Скорее всего можна выдвинуть гипотезу,что Хорыв поставил на межигорье свой замок для контроля очень важной для Руси в военном и экономичесом плане переправы через Днепр на левый берег.По той же причине по контролем Межигорье хотели иметь и Владимир Великий и Ярослав Мудрый и Владимир Мономах и Юрий Долгорукий и его сын Андрей Боголюбский и Сигизмунд Первый и кошовые атаманы Войска Запорожского и Киевский магистрат и правитество Российской империи, которое открыо в Межигорье в сожжённом во времена Екатерины Второй казацкий Межигорский монатырь,Межигорскую фаясовую фабрику.

     Во времена старой украинской веры на таких сакральных местах волвы размещали своих богов, чаще всего Перуна который охранял торговые и военные дороги.В 1910 году вблизи Старого Глыбова был найден морёный дуб с вогнанными в него иклами вепра,ведмедя и волка.
Именно такие места ставали сбором полюддя тобто дани и приношений.И система погост полюддя была введена во вемена князей Олега,Игоря и Ольги.Также поклонялись Стрибогу,Даждьбогу,Мокошь,Лелы,Ладе.Именно таких богинь украшали листьями липы и дуба.Первые християне вынуждены были считаться с старой украинской верой и по -этому делали урочища,дубы, священные источники своими сокральными местами.Особенно считался священным источник Межигорья к которому поломничество продолжается до сегодняшнего времени.Любил возле его бывать и украиский поэт и пророк Тарас Шевченко. Таких источников возле Киева много они есть возле Василькова,Фастова,Димера,на левом берегу  у города Остёр и села Смолын,несколько возле Чернигова.За старокураискими верованиями это был Перун за христиаской традицией Илля Пророк,который на своей колеснице и буланом коне скакал по небу и мета во враов молнии,а где его конь касался ногами земли,то пробивал священные источники с живой водой.Та и возникали священные криницы.Воде приписывали священные качества.К ней нужно было относится осторожно чтобы не осквернить. Воду наши предки делили на живую и мёртвую.Возле криницы Межигорья проводили первые християне пришедшие с митрополитом греком Михаилом вместе с князем Владимиром Хрестителем.А вскоре возник в Межигорье храм "Белого Спаса"недалеко от Пекарской горы и пещер.Первые християне-греки вместе с митрополитом Михаилом оселились в Межигорье, основав там крупный по тем временам христянский центр на Руси -Украине.(версия автора)
          История Межигорья очень хорошо описани исследователями за поседние два столетия.Но загада Межигорья в том состоит, что сколько не ставили вопросов многие остаются не разгаданными до нашего времени.Межигорье не охотно расстаётся со своими тайнами.Рассказы о Межигорье во многих изданиях 19-го века писали Н.Берлынский В.Перетц.Обращал на описание Межигорского монатыря внимания и первый ректор Киевского университета Святого Владимира М.Максимович.Об истории Межигорья как Межигорского козачего манатиря и госпиталя писал Н.Григорович. И неплохую статью во втором томе "Истории козачества" написал О.Кузьмук,где раскрыл отношения запорожских казаков к своей святыне Киево Межигорскому  казачьему монастырю патроном которого было Войско Запорожское.В двадцатом веке и в начале двадцать первого,- свои разведки и гипотезы представили в периодичеких изданиях М.Визирь,Н.Даниловская,С.Хведченя,А.Рогоза В.Винник Е.Брык.С 1990 по 1993 год в Межигорье работала архелогическая група АН.Украины во главе с лауреатом государственной премии В.Харламовым, который провёл разведку территории той которую учёным позволили провоить на правительсвенных дачах.Уже в 2015 году в "Киевской правде" появилась сатья Елены Брык об Межигоре как о ценнейшей археологичекой памятке Украины,с предожением создать там историко- культурный заповедник.
Об истории межигорской фаянсовой фабрики проводили исследования известные историки О.Оглоблин и Наталя Полонска-Василенко.Хорошие статьи о Межигорье с качественным текстом и материалами преставлены в Енцилопедии Укринознавства Т.4 и Електроннй енциклопедии иститута Истории АН Украины.Произведено очень много теоретический работы.Но присутствие правительственных дач в Межигорье ещё с 1934 года не давало учёным проводить практические исследования (кроме експедиции В.Харламова)отчёт которой общественности представлен был не полностью,без раскрытия карт локализации местности Межигорского монастыря и его окрестностей.

Пётр Лавренчук, историк ,писатель,
член Киевского военно-исторического товарищества.
               
      27 июня 2015 года

      

















    


Рецензии
Старая украинская вера это нонсенс какой-то,было племя полян,ничем особенно не выделяевшееся из мира славянских племен,а что такое украина тогда и понятия не имели,да и сейчас не имеют в общем-то)

Иванушка Дурачков   01.07.2015 11:23     Заявить о нарушении
Вань название украина известно с 11 века.Московское царство тоже Русью не назвалось но Вы и ваши историки назвали себя россиянами. Почему мы не можем назвать поганскую веру полян старой украинской верой. Спасибо и успехов!

Пётр Лавренчук   01.07.2015 15:10   Заявить о нарушении