Шаг спирали - Високосный век Предисловие 2

Все написанное в этом романе – автобиографичное. Каждый персонаж этого романа существовал в действительности. Все, начиная с донского казака Николая – моего безногого прадеда и его второй жены - еврейки Софьи - моей прабабушки, о которых с такой любовью рассказывала нам моя мама, и, заканчивая моим поздним ребенком – моим сыном, благодаря «экспериментам» которого мною написана и опубликована в 2003 году научно-популярная книга с небольшой художественной частью.
Но, когда начинаешь писать, и по разным причинам отклоняешься от действительности, персонажи начинают действовать самостоятельно в соответствии с логикой изменяющихся обстоятельств. Некоторые герои, едва промелькнувшие в моей жизни, заняли важное место в моем романе и в моем сердце. Например, первая любовь Саши – Римма.
Трудно сказать, является ли такая автобиографичность положительным моментом, и смогут ли полюбить моих героев читатели моей будущей книги и зрители телесериала, если он состоится по материалам моей книги, полюбить и пожалеть их так, как люблю и жалею их я. Когда берешь такой большой период времени – весь двадцатый век, захватывая еще часть девятнадцатого и двадцать первого веков, то, естественно, в повествовании присутствует и смерть дорогих мне людей, и другие грустные моменты нашей жизни. Но «позитивность смерти состоит в ее предназначении поднимать нравственную «планку» жизни до высоты, предельно достижимой для человека, как бы «вынуждая» человека жить прекрасно и совершенно, то есть, вырасти в полную меру человека, то есть, в меру Бога» (А. Сурожский). И, если это не бессмысленная смерть в боевике, а смерть одного из полюбившихся героев, то, может быть, не нужно бояться очищающих душу слез, и не обязательно стремиться к американскому хеппи-энду? Главное, чтобы на телеэкране, как и в жизни, все-таки проглядывалась положительная перспектива, оптимистическое ощущение жизни.
Могу сказать, что в моей жизни такое оптимистическое ощущение появилось в последние два года. Я была бы рада, если сумела передать это ощущение в тексте романа. Я, Горбатенко Любовь Силовна, кандидат физико-математических наук, доцент, писатель, поэтесса, автор многих научных статей и некоторого количества художественных публикаций, президент ростовского регионального  движения, мать троих детей и, к сожалению, уже вдова, вижу в последнее время положительные сдвиги в нашем обществе. А еще более я надеюсь на их развитие, и вижу позитивные перспективы во многих направления нашей жизни, в том числе и в том, что объявлен и проходит этот конкурс. В том, что нашлись люди, которые хотят показать нашу российскую реальность. А российская реальность такова, что наш необыкновенный, многонациональный по внутренней сути российский народ добр, наивен, образован в своей массе, ироничен, и уже ни раз «восставал из пепла». Мой сын, которому скоро будет 20 лет, знает много о современном мировом кино. Но в последнее время  он отдавал предпочтение советскому кино. Наше кино, наша литература гораздо более глубокие, чем сделанное по определенным шаблонам голливудское кино. Пусть же и на Вашем конкурсе победят сильнейшие, чтобы наше новое кино, наши новые сериалы приблизились к лучшим образцам советского кино. И примеры этому уже есть. Это – вновь поставленный «Идиот».  Все мои знакомые просмотрели его по второму разу, не отрываясь от экрана. Люди устали от чужого, навязанного нам менталитета.
Итак, шаг спирали, начиная с конца девятнадцатого века до начала двадцать первого. От прадеда до правнука. От казачьей вольницы и демократического казачьего общества начала двадцатого века к свободе и демократии начала двадцать первого века. Здесь о том, как достает нас век предыдущий в 21-м веке. Обо мне, потере мужа, брата, о сложностях. Здесь я, моя семья, мои друзья, мои дети, моя наука, мои жидкие кристаллы и проблемы последнего времени, едва не стоившие жизни моему сыну. О том, как трудно молодежи сориентироваться в этом новом мире. О том, что им помогает стать на ноги.
Основная мысль такова: То, что начало века разбросало российский народ, привело к массовой гибели, но и обновлению крови. Подрастающее поколение можно считать гениальным. Но одновременно из того страшного сталинского времени как бы потянулась «костлявая рука» психических расстройств, связанных со сталинскими преследованиями. А из мира демократии потянулись в Россию все ее издержки и «язвы»: наркомания, криминальные разборки. В людях того времени (матери Саши, матери Лизы) картины прошлого были ярки и живы. В последующих поколениях они уже были обусловлены генетически. У больного  маниакально-депрессивным психозом каждый третий в будущем поколении тоже болен. Это обуславливается образовывающейся при сильных стрессах матрицей памяти. А стресс – это составляющая адаптационного процесса. Если что-то было плохо, и человек изменяет свое поведение, чтобы как-то избежать этого, то это свое знание он интуитивно передает в будущие поколения.
Основные герои, вокруг которых  строится повествование – Вера, Саша. Дается истории их семей, история их любви, жизни, их друзья (друзья из университетского потока, друзья по работе, их немецкие друзья), их дети.
Основные действующие лица:
Николай Иванович Минаев – прадед Веры. Его жена Марьюшка умерла после последних родов, оставив ему пятеро детей. Но прабабушка Веры – еврейка Софья Моисеевна (Софья Михайловна, так ее крестили по требованию мужа в православной церкви) – вторая жена Николая Минаева. Их единственный общий ребенок – дочь Феодосия Николаевна Минаева, Фео, Феня, Дося. Для Веры – она единственная бабушка (в семье ее называли «мамуня»), которую она застала в живых. Фео – мать Нины, которая стала  матерью Веры. Мужем Фео стал потомственный казак Михаил Иванович Гордеев. Его отец - Иван Михайлович Гордеев, мать - калмычка Катерина.
У Фео и Михаила шестеро детей рождались в таком порядке: Настя, Нина, Федор, Надежда, Иван, Клава. Мальчик Федор в возрасте полутора лет разбился насмерть, упав с порожка дома.
В Новочеркасске Нина встретила украинца Сергея Кузьмича Карпенко. Одиннадцать детей большой украинской семьи Карпенко похоронили в великий украинский голод своих родителей и разбились на три группы. Первая группа уехала в Москву к сестре Марии. Вторая группа – на Кубань к брату Абраму. Третья самая многочисленная группа обосновалась в Новочеркасске, где уже проживал их старший брат Иван. Но домишко у Ивана был маленький, и вскоре братья Дмитрий и Сергей купили дом. У Сергея и у Нины родилось трое детей: Зина, Вера и Алексей.
Муж Веры  - Саша. Мать Саши Екатерина Кабанова – из семьи Григория Ивановича и Евдокии Макаровны Кабановых, проживавших до войны недалеко от польской границы. В их крови была смесь русской, еврейской и польской крови. Отцом Саши был записан потомственный казак Алексей Гордеевич Орлов, сын казачьего атамана Гордея Михеевича Орлова.  В Морозовке у Саши была тетя Маруся, и в Ленинграде  тетя Фруза.  Старшим братом Саши был Анатолий Орлов. Его жена Марина. Саша не знал, что его отцом был другой человек. Дети Веры и Саши – дочери: Наташа, Нина, и поздний сын Андрей, которому в 2004 году исполняется 20 лет.
Их друзья по университету: Алик Геворкян и его жена Ева, проживавшие в небольшом селении вблизи Пицунды. После распада Советского Союза они вынуждены были уехать из селения, и оставить свой большой, только что отстроенный дом, при ремонте которого помогали и наши выпускники, один из которых - Юра (Его история дана в серии «Круг»).
Подруга Веры по работе, с которой они лет десять занимались научной работой в одной лаборатории – Настя. Ее трагическая история дана в серии «Где оно то мгновение?».
Друзья из Германии – Криста и Клаус Зехафер (серия «Сезам, откройся!»)


Рецензии