Решение оставить Москву. часть 11

        На военном совете в Филях (сентября 1812г.) Барклай первым высказался за то,  чтобы оставить Москву французам и сохранить русскую армию.
На следующий день Наполеон был в столице.
       Сразу после вступления врагов в Москве начался пожар, уничтоживший более половины города.
Французские солдаты вели себя хуже дикарей: грабили и убивали москвичей, оскверняли православные храмы.
Такое поведение захватчиков  вызвало у русских взрыв общего негодования.
       Началась народная война!
Соединение обеих  Западных армий в одну и слияние их штабов с Главным штабом, сделало  положение  Барклая в качестве  командующим  совершенно лишним. Почувствовав это,  он подаёт рапорт об отъезде из армии (по болезни).
С разрешения императора он покидает армию.
Позднее Барклай де Толли объяснит этот отъезд так:
«Я должен уехать. Это  необходимо, так как  фельдмаршал  не дает мне возможности делать то, что я считаю полезным. Притом главное дело сделано, остается пожинать плоды. Я слишком люблю Отечество и императора, чтобы не радоваться заранее успехам, коих можно ожидать в будущем.
        Потомство отдаст мне справедливость.
На мою долю выпала неблагодарная часть кампании; на долю Кутузова выпадет часть более приятная и более полезная для его славы.
Я бы остался, если бы я не предвидел, что это принесёт армии больше зла. Фельдмаршал не хочет ни с кем разделить славу изгнания неприятеля со священной земли нашего Отечества.
Я считал, что дело Наполеона проиграно с того момента, как он двинулся от Смоленска к столице. Это убеждение перешло во мне в уверенность с той минуты, как он вступил в Москву.
Моя заслуга состоит в том, что я передаю фельдмаршалу армию хорошо обмундированную. Хорошо вооруженную и отнюдь не  деморализованную.
 Это даст мне право на признательность  народа».
К тому времени  слухи «о трусости и измене» Барклая  вышли за пределы армии,
и Михаил  Богданович несколько раз столкнулся с недовольством местного населения по дороге в своё имение.
Во время проезда через Калугу его экипаж был забросан камнями, чтобы утихомирить толпу, потребовалось вмешательство полиции.
По дороге из Тулы во Владимир на станции собралась большая толпа,
люди называли его предателем и не хотели пропускать.
Зимой 1813г., Барклай был вызван Александром 1 в армию  для назначения его командующим 3-й Западной армией.



                http://www.proza.ru/2015/06/28/1000


Рецензии
Ирочка. Приветствую. Как дела?
Спасибо за Историю. Пошла далее.
С уважением и всего наилучшего.
Вера Мир

Вера Мир   21.07.2015 19:10     Заявить о нарушении
Веруня, спасибо.

Ирина Склярова   05.08.2015 19:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.