Майкл Фарадей. Продолжение
Сэр Дэви удивлённо посмотрел на юношу. Майкл сказал:
- Я вижу светляка первый раз в жизни, и мне хочется его понаблюдать.
Он подробно описал светляка в своём дневнике, но не слова не написал о важном событии, которое в то время волновало весь мир. Майкл просто об этом ничего и не знал: в трёхдневном сражении под Лейпцигом с союзной армией России, Пруссии и Австрии, в так называемой "Битве народов", Наполеон был разбит и отступил за Рейн. Это было началом конца владычества Наполеона во Франции и Европе. Но как далёк был Фарадей от политики!
Знакомая нам карета катится по ровной дороге от Ниццы к предгорьям Приморских Альп. Впереди белеют холмы известняков, а сзади - бирюза Средиземного моря. По обе стороны дороги раскинулись лимонные и апельсиновые сады. Фарадей сидел на козлах и вбирал в себя новые впечатления.
На ночлег путешественники остановились в маленькой гостинице у подножья горы Коль де - Тенд. В пять утра следующего дня компания поднялась - предстоял переход через гору. Проводник предупредил, что наверху будет очень холодно и потому все тепло оделись - в фуфайки, жилеты, грубые башмаки. После завтрака карета двинулась в путь. Мужчины, вооружившись горными палками с железными наконечниками, шли пешком.
Если бы вы могли видеть Фарадея! Лицо его сияло от предчувствия новых впечатлений. Дорога была неровная, лошади поминутно спотыкались. Наконец добрались до места, где невозможно было ехать каретой. Тут ждали сани, мулы и несколько десятков проводников - горцев. Кузов кареты поставили на сани, а колёса и чемоданы с вещами навьючили на мулов. В сани впряглись люди. Боже мой, в каком восторге от всего этого был Майкл! Он впервые в жизни видел сани!
Леди Джен пересела в особое кресло, которое поставили на полозья. Кресло тоже тащили люди. Мистер Дэви и Фарадей шли пешком. Всю дорогу Майкл следил за показаниями ртутного барометра и записывал их, чтобы установить величину атмосферного давления на разной высоте.
Почти три часа продолжался подъём. Вот наконец и вершина! Чувство невероятной радости заполняло всё существо Майкла: он стоит на высоте 1800 метров над уровнем моря, впереди лежит огромная долина, с боков поднимаются снежные горы, сзади - море в дымке.
Путешественники начали спуск с противоположной стороны. Спуск был намного легче, но и опаснее. Один из мулов, споткнувшись, покатился по снежному склону, но сумел встать и продолжить спуск. Когда солнце зашло и проводники зажгли фонари, впереди замелькали огоньки деревушки.
Поужинав в деревенской гостинице, уставшие путешественники легли спать. Не сомневаюсь, вы догадались, что не спал только Фарадей. Он ещё долго писал свой дневник, стараясь не пропустить ничего из того, чем его захватил этот горный переход.
Утром компания совершила первый переезд по Италии. Впереди их ждали Турин и Генуя. В Турин карета прибыла в последний день масленицы. Улицы были заполнены толпами разряженных людей. Каждая площадь представляла собой арену для веселья и танцев.
Наша компания остановилась в гостинице недалеко от гавани.
В свободные часы Фарадей ходил любоваться морем. Как - то раз, когда юноша читал, сидя у окна, неожиданно разразилась гроза. Ярко вспыхнула молния и Майкл увидел на море три водяных столба. Он понял, что это смерч, о котором он читал. Дождь лил потоками, но мог ли он остановить Майкла! Молодой человек выскочил на улицу и помчался к морю. Он надеялся, что смерч приблизится к берегу, но он, наоборот, удалялся. Майкл отметил, сколько времени продолжалось явление, и в каком направлении двигались водяные столбы. Когда смерч исчез, Майкл вернулся в гостиницу, промокший до костей, но довольный как ребёнок, получивший желанную игрушку.
Совсем не кстати Майкла увидели в таком виде мистер Дэви и леди Джен.
- Где это вы были? - спросил Дэви.
- Я ходил смотреть смерч. Видели вы его, сэр?- улыбался Майкл, с которого вода текла, как с утопленника.
- Разве я не говорила, что у этого юноши голова не а порядке? - презрительно проговорила леди Джен, обернувшись к мужу.
Не думаю, что мои читатели разделяют мнение чопорной леди.
Дожди шли каждый день. Гулять было невозможно. Леди скучала. В один из вечеров вздумала она послать Майкла за билетами в театр. Майкла не оказалось в номере: он ушёл в оперу. На следующий день леди Джен говорит мужу так, чтобы Майкл мог слышать:
- Хорошо мы устроились! Наши люди будут ходить в театр, а нам придётся просиживать вечера в гостинице!
Подождём, когда закончатся лить дожди, и продолжим путь вслед за нашими путешественниками.
Свидетельство о публикации №215062901628