Театр или самодеятельность

Людмила Кожевникова в спектакле "Тартюф"

      23 июня ходили в Центр-музей В.С. Высоцкого на Таганке, где Театральный центр «Вишнёвый сад» под руководством А. Вилькина давал спектакль «Тартюф» по Мольеру. Попали туда опять мистическим образом.
      
      В первый раз я «Тартюфа» смотрела лет 35 назад на Таганке, где запомнилась Зинаида Славина в роли бойкой служанки! А ещё в 1990 году мы ходили в Дом учителя, там театр на французском языке ставил. До сих пор вспоминается г-н Оргон: "Et Tartuff?" («А Тартюф?»)

      Как только мне предложили посмотреть этот спектакль, я сразу закричала: «Да, да! Иду! Конечно! Хочу посмотреть Людмилу Кожевникову, несравненную нашу фр. Штольц! Я ей должна подарить букет!» Людмила Кожевникова играет Эльмиру.

      Зальчик маленький - на сто с небольшим мест, всё очень камерно. Минимум декораций.  в основном кустарные, грубо сшитые. Только у Эльмиры (Л.Кожевникова) роскошный костюм со съёмной юбкой, с удлинённым и заострённым книзу лифом. Под юбкой тонкие недлинные панталончики, широкие, белые, с кружевами по краю, очень аппетитные!

      Кожевникова, как показалось, одна из немногих, кто играл адекватно, говорил выразительно, создавал образ, не застывал в «зонах молчания». Ну так мы помним, как фр. Штольц на периферии кадра округляла глаз на Сонечку и Воронцова в эпизоде «смотрин» перед балом при Великом Князе Константине! Как она храбро приняла пистолет у полковника, когда Софья со сломанной рукой лишилась чувств и Воронцову пришлось нести её на руках! Как вытаращилась в кабинете начальницы, когда Софья спрашивала Соколову: не Вы ли послали телеграмму?

      На поклонах я подошла, подарила ей розы, передала привет от всех нас, сказала, что мы любим и целуем её фр. Штольц. Людмила Фридриховна обрадовалась, удивилась. Очень милая женщина!

      А сейчас буду ругаться.

      Короче, этот их руководитель Вилькин создал «театральный центр», в котором понтов больше, чем дела, искусства. 

      Самодеятельный уровень! Хотя актёры, вроде, профессионалы с дипломами, сам он народный, поставил кучу спектаклей, я даже один смотрела – на Таганке, «Деревянные кони» по Фёдору Абрамову, с незабываемой, гениальной Аллой Демидовой в роли Василисы Мелентьевны, – старухи с рабочим стажем, начинавшимся в шесть лет! Это давно я смотрела, лет тридцать назад.

      Куда что девается?!

      Постановки свои они рекламируют как классические, без вывертов, без эпатажа. В принципе, режиссура «Тартюфа» безыскусная, по тексту. Сверхзадача, кроме как познакомить публику с сюжетом, с тем, что Мольер очень любил, благодарил и восхвалял короля Людовика XIV, не просматривается.

      В аннотации предупреждение, что спектакль «начинается со скоростью 120 км в час».

      Ха! То, что актёры выпаливают мольеровские монологи в стихотворном переводе М.Донского как скороговорки для улучшения дикции, без продумывания – это вовсе ещё не означает высокого темпоритма спектакля. (Здесь замечу в скобках: монолог Фигаро в исполнении Сергея Лазарева отличается от их «монологов» в лучшую сторону, в сто раз!). На сцене царит статика. Игра актёров в большинстве почти самодеятельная.

      Кожевникова, как одно из немногих исключений, хороша! Она тоже говорит быстро, но разборчиво, убедительно, с чувством и эмоциями, внятно и понятно для чего. Она умеет работать в «зонах молчания», на «периферии сцены». Ручки так же воздевает, как фр. Штольц. И вообще, видно, режиссёры используют её типаж, не заморачиваясь созданием каждый раз разных образов (что я так ценю, к примеру, в Анастасии Лебедевой из Пушкинского). Странно было слышать голос нашей фройляйн без немецкого акцента. Боюсь, что в Шарлотте («Вишнёвый сад») мы увидели бы фр. Штольц без вариантов!

      Мне понравились Вадим Райкин – Тартюф и Марина Саускан – служанка Дорина. Убедителен образ служанки, которая понимает силу и влияние, может управлять отношениями людей. А Тартюф – сначала засушенный стяжатель, бросающий на публику лукавые улыбочки, а потом – сладострастник! Вадим Райкин мне понравился многоплановостью образа, многокрасочностью, глубиной. Они давали очень живые реакции, не застывали, не застревали; сквозные действия их персонажей шли непрерывно.

      Оргон напомнил одного (и даже не одного) из моих знакомых актёров-любителей. Вполне сносный уровень, если бы это был самодеятельный театр. Живенько и миленько, но для профессионала чего-то не хватает.

      Мамаша его г-жа Пернель орала и пучила глаза. Крик отдельно, чувства персонажа – отдельно. Не убедила.

      Дочка Марианна – уродина какая-то с претензией на красоту, причёска миленькая, круглые глаза, жилистая, и больше ничего. Тоже напомнила одну нашу бывшую партнёршу.

      Жених Марианны – артист Алексей Щукин – возмущался правдоподобно, но особой любви к Марианне я не заметила (исполнители однофамильцы: родственники или даже супруги). Недоработал. Хотя очень живой актёр, не стоял столбом, жил на сцене, двигался. Правда, как видим, не совсем в нужную сторону.

      Сын Оргона и брат Эльмиры – два толстеньких господинчика, забавные и довольно самодеятельные. Мой муж нисколько бы им не уступил по игре!

      Вот в такой компашке приходится играть нашей Людмиле Кожевниковой! Я подумала: правильно, уж лучше Алисе Сапегиной у Марка Захарова вращаться, сидеть, ждать, смотреть, иногда на сцену выходить. По крайней мере, на сцену Ленкома, а не этой самодеятельности! Здесь молодой актрисе вообще ловить нечего!

      Муж спрашивает меня: «Ты так и будешь ходить по театрам, смотреть исполнителей твоего сериала?» Я ему перечисляю: Фаддеев/Бутов в Малом, Хаирова/Соколова в Российской Армии, Рыжиков/Платон на Таганке… Видела я уже Иванова/Скобелева в Вахтангова, Сапегину/Софью в Ленкоме. Хочу ещё посмотреть Феоктистова получше (злодея Маркина играл). Франдетти (роль Аслана) переквалифицировался в режиссёры – оба из Пушкинского театра. Кто там ещё у нас?..

      Но, говорю, я знаю, к какому выводу приду. Этот вывод известен был с самого начала. Он заключается в том, что Александр Арсентьев – наш поистине незаменимый полковник Воронцов – талантливее всех, лучше всех, культурней, глубже, грамотнее, профессиональнее и проч. Пусть это моё личное мнение. Но вот такое оно и есть, и я найду ему только подтверждения. Это было видно в сериале, это видно в театре.


Рецензии
Вижу настоящую ценительницу театра, законно требующую за свою настоящую любовь и настоящую игру! Для таких люди и играют!
А я уж лет почти 20 играю в любительском театре, но с профессиональным режиссёром и постановщицей танцев. Захотите - вот Вам ссылки на два на два наших спектакля.
Конечно, видео - это не то, но повторять мы их уже не будем...

http://rutube.ru/video/682b7b38ad2e88c8f95345a1ea38359b/

http://rutube.ru/video/8c4e0d2a8238bf0fd25fe6310586cfa3/

С ув.
Влад

Neivanov   13.08.2015 19:43     Заявить о нарушении
Да мы тоже играли (всё увереннее я употребляю прошедшее время) - с 2002 года. Но профессиональный (после Кулька) режиссёр у нас был только в совместном проекте с Одинцовским любительским театром, а так всё сами, сами... Насчёт "видео - это не то" я полностью согласна. Спасибо огромное, посмотрю!
У нас тоже есть в сети спектакли.

Наталья Ромодина   14.08.2015 07:58   Заявить о нарушении