Безумный Макс Дорога ярости - субъективный обзор
Итак, Джордж Миллер выпустил четвёртый фильм о Безумном Максе.
Я по-человески рад за режиссёра. Если раньше из-за недостатка денег ему приходилось нещадно резать гоночные эпизоды и всячески наступать себе на горло, то на этот раз ему перепало целых 150 миллионов зелёных, благодаря которым Миллер, наконец, сделал именно то, что хотел. В итоге 80 % фильма – совершенно невероятная гонка в песке, огне и саже. Диалоги – на хрен, проработку персонажей и глубину их внутреннего мира – к чёртовой матери! Хватит, натерпелись. Даёшь адреналиновый угар!
Таким образом, рассудок, привыкший к одноразовому попкорновому кино, под воздействием миллеровской фантазии даёт крен уже на десятой минуте фильма. И это ещё до первой гонки. С её же началом на экране вообще начинает твориться инфернальный цирк: колонна из пары десятков монструозных машин поднимает в воздух тучи австралийского песка, на гитаре-огнемёте наяривает спятивший гитарист, психокадзе-громобои загарпунивают вражескую машину-ежа копьями со взрывными наконечниками, а собственно сам Безумный Макс ощущает себя в этом месиве самым нормальным – это он прицеплен к шестам на носу машины смертников. Это его высокооктановая кровь поступает по трубке в вены безбашенного смертника. Это об его голову только что чиркнуло взрывающееся копьё. И поэтому он матерится сквозь железный намордник.
Кино вообще циничное. Местный главарь по кличке Несмертный Джо дразнит народ тем, что по прихоти своей включает и отключает воду, да ещё издевательски советует не зависеть от неё так сильно. С Максом, напоминаю, обращаются то как со скотиной – за рога, и в стойло! – то как с вещью. Женщин доят и называют матками. Ближайшие населённые пункты – Бензинск и Патроноферма (я смотрел в любительском переводе). Короче, абсурд и безумие здесь во всём, начиная с исковерканного английского языка, мифологии мира, облика и поведения персонажей и заканчивая дизайном автомобилей. Действующие лица – паноптикум из лысых, отощавших, больных на голову и тело фриков, благодаря чему создаётся ощущение, что в этом мире правят озверевшие индейцы из «Апокалипто» Мела Гибсона. А вот плотный, щекастый Том Харди не производит впечатление голодающего человека. Может, конечно, он на игуанах так отъелся, но вряд ли. Мог бы и скинуть чутарик веса для кино-то. Пример под носом: Кристиан Бэйл.
Что до самого Мела, его отсутствие в кадре не портит впечатление от фильма. Может быть, потому, что его Макс – спокойный и неторопливый - просто не смог бы жить в этом скоростном дурдоме. Прежние части франшизы по сравнению с этой кажутся чередой болтливых мелодрам. В «Дороге ярости» всё выкручено до предела: скорость – выше, мир и его население – безумнее, бюджет вырос в разы. Видеоряд гармонично дополняется мощным музыкальным сопровождением, половину треков которого сразу хочется поставить себе в плеер.
Что характерно, даже самые лютые сволочи здесь вызывают если не симпатию, то искренний интерес. В первую очередь, благодаря детальной проработке мира и логики поведения персонажей. Фанатики психокадзе, несмотря на абсолютно дикарский облик и повадки, умудряются на дороге ярости прекрасно работать в команде и вообще являют собой единый слаженный механизм. У каждого своя роль. Точно так же и со старухами-амазонками, горными козлами-байкерами и спятившими русскими, ввязавшимися в погоню потому, что какие-то левые уроды ездят «у них на раёне».
Очень хорошо играет вымазанная в машинном масле Шарлиз Терон. Говорит, как я уже упоминал, мало, но всё с ней понятно и без слов. Характер и вся жизнь молодого психокадзе Накса полностью укладываются в его фразу «Какой день! Какой чудесный день!», брошенной в пылу погони.
Макс тоже по ходу фильма всё больше молчит, таращит глаза и жестикулирует. Всё, что мы от него услышим – это несколько хриплых фраз за весь фильм. И это правильно: пусть за него говорит его контуженное поведение. Он без соли пожирает ящериц, отмахивается руками от призраков прошлого и аж целых полминуты катается на своём знаменитом «Перехватчике», после чего его ловят, бреют и набивают на спине бесплатную татуху «Универсальный донор». Ведёт себя совсем не как типичный герой-супермен, убивающий направо и налево, а как затравленный зверь, пытающийся выжить – то есть, большую часть времени он не сражается, а убегает.
Знатоки серии обязательно заметят изменения в её мифологии. Постапокалипсису «Дороги ярости» как минимум тридцать лет, на «аква-коле» выросло уже целое поколение, а Макс всё так же молод, ему немного за тридцать. А ведь в классической мифологии мир загнулся лишь совсем недавно. По информации из разных источников, время действия фильма лежит в промежутке между первой и второй частями, в то время, как по ощущениям «Дорога ярости» вообще выпадает из официальной канвы. Это либо просто фантазия на тему «Безумного Макса», либо перезапуск серии. В конце концов, здесь оказывается, что у Макса была дочь, а не сын, и погибла она под колёсами машины, а не мотоцикла. Может быть, я что-то напутал. Может быть, это всё флешбэки из третьей части, которую я не смотрел. Как бы то ни было, в этих анахронизмах я ещё сам не разобрался, всё очень напутано, да и родственных черт всё равно больше.
Временами оператор передаёт привет второй части, врубая ускоренное воспроизведение, как при быстрой перемотке плёнки.
Самому фильму все эти тонкости не мешают. «Безумный Макс: Дорога ярости» - это контузия. Выходя из кинозала или отрываясь от компьютерного монитора, вы в точности как Макс будете отмахиваться от чего-то руками и неестественно дёргать головой.
Это настоящее кино, с настоящей работой каскадёров при минимуме компьютерной графики, живой привет из того прошлого, когда трава была зеленее. Оно далеко не одноразовое. Я смотрел три раза, и хочу ещё. Кстати, пересматривать даже нужно – некоторые детали из-за происходящего на экране буйства пролетают мимо сознания.
Многие на полном серьёзе говорят, что это лучший фильм серии, но я бы воздержался от таких оценок. Всё-таки, «Дорога ярости», несмотря на формальную принадлежность к тому же жанру (приготовьтесь: постапокалиптический дизельпанк-роуд-муви), находится в другой весовой категории. Но то, что это самый бешеный фильм серии – абсолютно точно. Странно видеть настолько термоядерное кино в наше время.
P.S.
Макс на этом кадре напоминает царя Леонида.
Свидетельство о публикации №215062900834