Свобода? социальный аспект

Свобода? Социальный аспект.
                Каждый человек хочет быть свободным. Но возможна ли полная свобода  в нашем мире?  Истинная свобода заключается в  связи человеческого духа с Духом, в творчестве,  в связи разума с Разумом, в возможностях человеческого сознания проникать в иные планы бытия, помыслить то, что «я»  никогда не мыслил раньше.
                К сожалению, в нашем мире понятие свободы извращено, оно обращено в сторону собственного эгоизма, с целью беспрепятственного получения любого рода наслаждения, и акцентировано лишь на желании что-то  приобрести и иметь. Люди зависимы от  социума, от наличия желаемого количества денежных средств в портмоне,  от уровня своей социальной успешности, от собственной зоны комфорта…  Люди несвободны и от самих себя: от своего прошлого; от привычного мышления;  от неких стереотипов; от догм и кодексов выбранных философских направлений, в качестве путеводителя по жизни; от своих ментальных установок; от разных привязанностей и привычек; от способности определенным образом эмоционально реагировать именно так,  как им свойственно, а не как-то иначе; и даже от самого  процесса общения: многие просто не выносят одиночества, стараясь заполнить этот промежуток любого рода общением, и если  этого не получается в реальности, то тогда в силу вступает виртуальность (виртуальные псевдо-друзья в общении по социальным сетям).  Многие боятся своей свободы, они бегут от нее, отсюда большинство жизненных ошибок: люди сами разрушают свою жизнь, выбирая в партнёры не того человека, да и ускоренные отношения приводят к разочарованиям. Почему так происходит? Потому что мысль "но я не хочу быть один(а)"  не дает покоя и стимулирует к поспешному действию. К действию, кардинально влияющему на собственную судьбу. И человек не живет – он терпит свою жизнь,  выстраивая себе клетку, которая, по принципу матрёшки, находится в другой клетке. И стоит ли говорить, о том, что человек не свободен, потому что постоянно сравнивает себя с другими… Если с внешней стороны жесткие тиски для людей обеспечены внутренней политикой государства, когда определенные реформы накладывают  различные препятствия, мешающие человеку реализовать себя, то с внутренней стороны  - люди сами создают себе свои клетки восприятия.
                Тем не менее, всем нравится считать себя свободным.  Впрочем, некая свобода человеку всё же дана: это его свобода воли, или свобода выбора принять решения, где и проявляется характерная личностная индивидуальность. Человеческое существование – это  бытие индивида как некой целостности в мире разнообразных  форм,  и  видов  жизни…
«Свобода — способность человека поступать, соответствуя своим желаниям, интересам и целям на основе знания объективной действительности. Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов событий», - пишет Э. Фромм.  Другой философ, Ф. Ницше, размышляя о свободе, выдвигает свой тезис: «Жизнь есть воля к власти». Да, воля (в психологии) есть главный аспект свободы, но общество, которым правит лишь  воля к власти, обречено, ибо оно развивается без духовного направления, без духовной цели, а стало быть, представляет собой хаос. Существует правило: куда акцентировано внимание — туда направлена и энергия человека.  Но свобода это не вседозволенность, это прежде всего внутреннее ощущение. Но куда смещен акцент внимания  большинства людей? На удовлетворение своих эгоистических потребностей (часто – низменных страстей);  на то, чтобы превозносить  «я» часто за счет унижения другого; на то, чтобы утвердить свою волю путем подавления другой личности; на то, чтобы заполучить желаемое (и желательно за счет чужих сил и ресурсов). Понятия чести и достоинства у таких  людей утратило свою значимость, скромность стала почти что пороком,  совесть у многих уже давно молчит,  слова  обещаний стали  пустым звуком,  а те, кто имеют хоть какую-то  маломальскую  власть,  заискивают перед теми, кто выше,  и одновременно,  всем своим видом пытаются  показать, что все те, кто  на социальной лестнице стоит ниже – ничтожество…  Зато в мире, помимо общей ненависти, процветают наглость, ложь,  лицемерие, цинизм, пафос, и другие соответствующие поведению людей, качества. Восприятие многих  людей акцентировано лишь на себе, отсюда  вседозволенность  для своего «я» и полное равнодушие к чужой боли.   Но может ли человек быть с таким восприятием быть истинно свободным?
                В межличностных отношениях люди не знают  любви, а лишь ищут наилучший вариант партнёра, к тому же,  многие боятся самого главного: ответственности за отношения. Все хотят лёгкости.  К тому же, существует большая разница: когда мужчина просто увлечён и хочет заполучить женщину в качестве  женщины, и когда  он действительно любит её... Все ошибки женщин - от того, что они это путают, не распознают, потому что произносимые слова при этом могут быть одинаковые, но зато есть колоссальная разница в поведении. Любящий всегда проявляет нежность, заботу, щедрость, волнение за свою женщину  и даже ревность (потому что боится ее потерять).  Потребляющий  - хочет просто взять понравившийся объект внимания, иногда он может сделать это красиво, с обещаниями, но всё, что ждет впоследствии эти отношения - это пустота... Такие люди считают, что обязательства, ответственность  каким-то образом ограничивают их свободу. По сути дела, всю свою жизнь люди пытаются  стать свободными, стремясь сбросить груз  ответственности и разного рода запретов, но, имея свободу выбора, еще никто не убежал от связки причин и следствий. Можно не осознавать звеньев этой цепочки, но нельзя быть вне рамок последствий за свой выбор, свои поступки и действия.  Женщины в свою очередь,  ищущие выгодных отношений, тоже преследуют свои цели,  в силу вступает прагматизм, а человечность, искренность и духовность в чувствах снисходят «на нет»… Человечность есть основной атрибут Бога, который в современном мире почти полностью утрачен.  И разве можно в таком случае говорить о свободе человеческого духа…
                Свобода – проблема человечества… Если рассмотреть свободу во взаимоотношениях  уже образовавшейся пары, то ситуация двойственна: человек, по отношению к своему спутнику (спутнице) жизни  также имеет свободу выбора: жесткий контроль, или предоставление своему партнёру свободы. В случае, когда индивидуум выбирает  контроль, он получает желаемый эффект, но подобный контроль говорит об отсутствии  доверия между двумя людьми. Если же партнёру предоставляется свобода, то в таком случае, последний  - получает желаемое, но становится ответственным за эту свободу. Казалось бы, все понятно, и даже банально, но если задуматься  над этой фразой, то цепочка причин-следствий раскручивается дальше: если нам дарована  какая-то свобода, или возможность выбора поступка в качестве свободы воли, то мы и несем ответственность за эту свободу. Это значит, что свобода для человека может стать и его пороком (при слабой воле и слабом духовном центре), и  может породить хаос, и как следствие - что-то разрушить, и даже убить, иными словами, свести на «нет» все отношения, потому что несвободен от своих низменных страстей.
                Получается, что в силу многих причин, человек далеко не свободен, но, однако,  имеет  свободу выбора, которая и определяет его индивидуальность. В этом нет никакого противоречия: ведь быть таким, какой он есть,  выбирает сам человек. Сам человек выбирает себе клетку, свою несвободу, хотя при должной мере осознанности, можно было уменьшить ее процентную составляющую.
                Может ли несвобода быть правильной, продуктивной? Да, может. Единственная правильная несвобода, образующаяся естественным путем  – это отношения двух любящих сердец, потому что, невозможно любить человека и быть свободным от него, от этих отношений. Отношения в паре, основанные на любви и  взаимном уважении – это всегда связка, а связка – это взаимозависимость, но очень хорошая, правильная взаимозависимость (не путать с привычкой, с простой привязанностью). Как проявляется практически эта зависимость? Она проявлена на всех планах бытия: в ментальном пространстве это телепатия, интуитивное точное понимание друг друга;  в физическом – это тяга к своему родному человеку, постоянное желание быть рядом, коснуться, обнять, обогреть  его, итд;  в эмоциональном  - это зависимость собственного эмоционального фона от настроения  человека, ставшего уже вашей частью и живущим в вашем сердце. Так например, любящий человек  не может быть веселым, если его любимый (любимая) болен (больна), он  беспокоится, если от любимой (любимого) долго нет никаких известий, он также переживает, когда любимый (ая) пришел(а) домой в плохом настроении, итд. И, наоборот,  мы счастливы, если наш любимый счастлив, мы радуемся за любые успехи  своего любимого, мы часто готовы пожертвовать многим, лишь бы тому, кого мы любим было  хорошо…  Любящий человек в своих поступках всегда поступает с оглядкой на своего любимого: "а не обидит ли это его", "а  понравится ли это ему", " а не причинит ли это ему боли", итд, то есть, такие мысли, такая осознанность -  это и есть ответственность за то светлое, возникшее между двумя людьми, чувство, когда делается всё возможное, чтобы сохранить его, и это правильно. Такую связь (связку) нужно беречь, ибо только она и делает жизнь человека по-настоящему наполненной. И только эта «несвобода» приносит  радость…

         


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.