Любить Родину

Я- семейный врач в Швеции, я сижу на приеме, это мой обычный рабочий день. Пациенты идут один за другим, но вот читаю я запись в журнале относительно моего следующего пациента: «Женщина, возраст- сорок два года. Приехала из России. Пыталась покончить жизнь самоубийством, и с целью суицида, приняла сорок таблеток снотворного и запила полстаканом ликера. В бессознательном состоянии доставлена в отделение скорой помощи. Предприняты реанимационные мероприятия, удалось вернуть к жизни. Проснувшись, патиентка продолжает говорить, что она не хочет больше жить...».

Меня переполняет чувство острой жалости к моей соотечественнице, которая приехала в чужую страну в поисках личного счастья, слепо веря, что за границей  ее ждет новая, волнующая и богатая жизнь. А через несколько лет жизнь ее зашла в тупик, и не хочется больше жить. «Птица счастья завтрашнего дня» попала в тесную душную клетку чуждой заграничной жизни, и выхода она не видит, нет сил свою жизнь изменить, повернуть ее в другое русло.

И к сожалению, этот случай не единичный, я встречаю таких женщин нередко, русских женщин, впавших в тяжелую депрессию от неумения и часто невозможности приспособиться, врасти в эту совершенно новую жизнь, жизнь в чужой стране. Как правило, приезжают сюда из России высокообразованные, интеллигентные женщины и начинают они жить со среднестатистическим шведом- "свенсоном", который нередко значительно ниже их по нравственному и образовательному уровню. И пытается ужиться милая интеллигентная русская женщина, русская Аленушка, воспитанная на добрых русских сказках и заповедях строителя коммунизма с жестким и практичным "свенсоном", который с молоком матери всосал стремление к деньгам и наживе любой ценой. Он, как правило, еле-еле закончил школу, но деньги считать умеет, и приглашая высокообразованную женщину из-за границы, он надеется  заработать на ней капитал. 

Она находится в его полной власти, он считает себя хозяином этой женщины, считает себя вправе распоряжаться ее судьбой и жизнью. Ведь живут русские женщины, приехав в чужую страну, по крайней мере в первое время, в состоянии полной экономической зависимости от своих шведских сожителей. Женщины находятся не только в экономической, но и в душевной зависимости, ведь они не знают и не понимают законов жизни в другой стране, ее языка, ее культуры. Шведы содержать женщин не привыкли и хотят, чтобы она, как можно скорее, получила здесь работу и стала содержать себя и своих детей сама. Но получить работу здесь русской женщине очень трудно, и по причине плохого шведского языка, и из-за непризнания за границей ее русского диплома об университетском образовании, и, главное, по причине высокого уровня безработицы в Швеции. Здесь и самим шведам работу получить крайне нелегко, а уж эмигрантам и эмигранткам и подавно.

И начинает бедная русская женщина биться, «грызть землю», чтобы выучить незнакомый язык, обивает пороги бюро по трудоустройству, чтобы получить хоть какую-нибудь работу и получить возможность содержать себя и своих детей. Или бегает по бесконечным курсам, в надежде подтвердить свой русский диплом о высшем образовании и найти работу по специальности, но это, к сожалению,  очень редко кому из них удается.   

Терпение шведа-сожителя постепенно истощается, он не привык содержать  женщин, он хочет, чтобы она имела собственный доход и платила исправно свою часть за жилье и пропитание. Она, эта русская женщина с университетским образованием, это было его просчитанное приобретение, которое он надеялся раскрутить с максимальной для себя выгодой, надеясь, что она получит работу с высокой зарплатой и станет, возможно, и его со временем содержать. А она все не может найти работу. К тому же бесит "свенсона" ее высокая образованность в сравнении с ним, и подсознательное чувство интеллектуального и нравственного превосходства своей русской подруги. Она, как и все русские люди, была воспитана с понятиями чести, совести, благородства, а ему эти понятия, как правило, совершенно чужды, он просто не понимает, что она имеет в виду, когда говорит, что нельзя поступать нечестно, против совести. У него, как и у большинства шведов совершенно другие понятия, которые можно коротко охарактеризовать фразами: «Деньги не пахнут!» и «Не пойман, не вор!».

И несмотря на ее покорность и всяческое стремление сохранить их шведско-русскую семью, все эти противоречия очень трудно примирить. Шведский муж хочет считать себя выше своей женщины, и, несмотря на ее образованность, видит себя «благодетелем», которые взял русскую женщину из ее «грязной» страны и тем самым ее осчастливил, дал ей приют и возможность жить в европейской «цивилизованной» стране. Но действительность не соответствует его представлениям. Он не может с этим смириться, потому что это не согласуется с его глубоким убеждением в том, что Швеция- превыше всего и они, шведы, лучше всех, лучше людей других национальностей. Он не может обьяснить, почему это так, он просто вырос и воспитан с этими понятиями. И тут вдруг приехала какая-то русская женщина, которая всем своим нравственным обликом, и знаниями, и образом мышления, доказывает обратное. И показывает свое превосходство и над кем? Над ним, шведом? С этим "свенсон" никак не может смириться и поэтому все это часто заканчивается побоями, физическими и психическими. 

Послушаешь жен-иностранок на врачебном приеме и понимаешь, как тяжело им приходится, шведские мужчины измываются над ними, их унижают, их избивают, их калечат- в них стреляют, их душат, им проламывают головы... (к сожалению, и такие дикие случаи встречала я в моей практике).  Все эти пришлые жены считаются здесь людьми второго сорта, они- эмигрантки, положения в обществе, друзей и родственников у них здесь нет, и за них некому заступиться. 
 
И все может быть еще хуже, если в шведско-русском брачном союзе рождаются дети, а позже этот союз распадается. Социальные службы относятся к русским женщинам с подозрением, их считают плохими матерями, которые не могут воспитывать своих детей. И нередко детей у русских матерей отбирают и помещают на воспитание в шведские семьи. И с этой проблемой встречалась я не раз в бытность моей работы, как школьный врач.  И бедные женщины отдают последние деньги на дорогих адвокатов, чтобы вернуть своих детей. Адвокаты же только высасывают их деньги, но детей им, как правило, обратно не отдают.

И в конце концов нередко попадают русские эмигрантки в психбольницу или в отделение скорой помощи с симптомами тяжелой депресии, отчаяния или после попытки уйти из жизни. А потом я или другой врач читаем записи в истории болезни и назначаем "пилюли счастья", антидепрессивные таблетки, или болеутоляющие средства, пытаясь облегчить их душевные и физические страдания. Как правило, это не помогает, ведь мы не можем изменить их жизни. Мы можем только притушить ощущуние душевной боли, скорби. Но я их очень хорошо понимаю и глубоко сочувствую им, ведь я и сама прошла через тяжелые испытания эмигрантской жизнью- душевную и экономическую зависимость, оскорбления, унижение. Как говорила одна моя знакомая русская женщина, живущая в Стокгольме: «Все мы тут прошли свои мясорубки!»

И знаете, что помогало мне в самые тяжелые моменты моей жизни за границей? Любовь к моей Родине, чувство единения с моими предками, чувство моей национальной гордости, чувство моих русских корней. И тогда ощущала я, что никто не сможет меня растоптать, унизить, что я сильнее, потому что я не одна, я единое целое с моей далекой Родиной, большой и малой, с родными могилами, с моей бабушкой, похороненной в Весьегонском районе Тверской губернии, с моими родственниками разбросанными по всей России, с русской историей и культурой.
    
Я живу уже почти двадцать лет за пределами России, в Швеции. Я вынуждена была эмигрировать из России с двумя маленькими детьми в тяжелые годы перестройки, когда в стране был хаос, процветал бандитизм и беззаконие, экономика почти полностью развалилась. Зарплаты не платили и цены на еду взлетали до небес... Страной управляли странные непредсказуемые люди, способные казалось бы на все, на любую низость и беззаконие. Последней каплей стал расстрел Ельциным своего парламента в Москве в 1993 году. Тогда стало ясно, что к управлению моей страной, Россией, пришли враги, люди, которые верно и неумолимо, подталкивают ее в пропасть. Оставался только один выбор, лететь в пропасть, куда тебя толкают, или попытаться сменить среду обитания.

Я и мои маленькие дети стали эмигрантами четвертой перестроечной волны. Как известно, эмиграция первой волны была с 1917 по 1922 годы, эмиграция революции и гражданской войны. Вторая волна эмиграции пришлась на годы войны, 1941-45 годы. Третья волна эмиграции- это эмиграция еврейского населения в Израиль и США- в 1970-80 годы, и четвертая волна- это наша перестроечная эмиграция девяностых годов. Я вынуждена была уехать в эти тяжелые годы, но я никогда не переставала любить Россию, мою Родину. Я признаюсь в моей любви к России каждый день, я этим дышу, но мои чувства кажутся многим странными, особенно моим соотечественникам, живущим рядом со мной. Да, как ни странно, мои чувства понимают лучше люди других национальностей, чем русские, живущие за рубежом.
 
Люди многих других национальностей совершенно по-другому относятся к своей Родине, матери-Родине. Шведы любят Швецию и считают, что они, шведы, лучше всех, они проповедовали в течение долгого времени,что они принадлежат к высшей арийской расе, подобно немцам. Евреи изучают Тору и считают себя избранным народом, и во всем и везде помогают евреям и государству Израиль. Грузины, абхазцы, дагестанцы, чеченцы гордятся своим происхождением, считают себя детьми гор, горцами, и глубоко уважают свою страну, своих родителей, служат своим семьям и не предают своих детей, своих близких. Сербы, боснийцы, курды, сириане- оказавшись за границей,  держатся вместе и в других странах мира, любят и помнят свою Родину. Китайцы, страдающие от перенаселения и отсутствия работы в своей собственной стране, уезжают и работают в других странах, но считают себе везде китайцами и вкладывают заработанные капиталы в банки Китайской Народной Республики. Американцы, несмотря на неисчислимые проблемы в своей стране, в США,  считают себя лучшe, сильнее и умнее всех, и поэтому считают себя вправе диктовать свою волю другим государствам, всему миру, часто с помощью военной силы.
 
Но не русские! Почему-то русские не уважают себя и свою страну, часто полагают, что они, русские, хуже других наций и народностей. Стремятся выехать из «сермяжной» России на Запад, или куда придется, забывая свои корни, и часто стыдясь их. Какая нелепость! И это в то время, как другие народы благодарны своей стране, своей земле, на которой они выросли, несмотря на то, что эта страна может быть и нищей и примитивной. Это не имеет значения, ведь мать- она всегда мать, даже и бедная и необразованная. А русским людям есть действительно, чем гордиться, они могут гордиться своей величайшей культурой, своими непревзойденными писателями, художниками, композиторами, музыкантами. Ни одна другая страна мира не вложила так много в сокровищницу мировой культуры, как Россия. Моя Родина никогда не вела завоевательные, захватнические войны, как Англия,Франция,Германия,США или та же Швеция, как многие другие страны, но мужественно защищала свою территорию и поддерживала другие страны в их освободительной борьбе. Многие малые народы сохранились и были спасены от полного унистожения благодаря вмешательству России- грузины, армяне, таджики, киргизы, калмыки и многие другие. Очень много русских людей погибло за освобождение Болгарии, Сербии, а позднее за освобождение Восточной Европы.

Возможно причина нелюбви к своей Родине, России лежит в ее трагической истории, в том, что топтали и измывались над русскими людьми в течение многих лет и в особенности в течение страшного двадцатого века, который был поистине кровавым веком в истории России. Вероятно, запечатлелись в памяти русских людей «окаянные» революционные годы, годы преследования, уничтожения цвета русской интеллигенции, аристократии и духовенства, а позднее русского крестьянства, геноцида русского народа во время Великой Отечественной войны. Не последним является и то, что в течение долгих лет пытались историки сделать русский народ козлом отпущения, переложить историческую вину за преступления других народов на русскую нацию.

Вероятно, очень глубоко, в генетической памяти русских людей лежат все страшные потрясения, которые пришлось пережить России в двадцатом веке. Первая мировая война, а потом Октябрьская революция, а точнее Октябрьский переворот. Большевики обещали народу  манны небесные, и мир, и землю, и богатство, но совершив переворот, уничтожили лучшую часть русского населения,  а остальных заставили жить и ходить в жесткой узде. И боролись за удержание своей власти большевики до последней капли крови. Не своей, конечно, крови, а крови обманутого пролетариата и крестьянства. После революции и гражданской войны вся Россия страдала от разрухи и голода в течение еще многих лет. Вместо жизни в процветающей, огромной, богатой стране- царской России,получили русские люди нищую страшную жизнь, полную страданий и лишений. И относительно повезло только тем, кто смог эмигрировать в эти годы за границу, и таким образом вырваться в жизнь более спокойную, хотя доля эмигрантов и тогда была довольно тяжелой. Жили они в нужде, впроголодь, считались чужаками, но они, хотя бы, смогли сохранить свою жизнь и жизнь своих детей.

А уцелевшие в горниле революции и гражданской войны жители России еще долгие годы стоически боролись за выживание. Согласно некоторым источникам только от голода в двадцатые- тридцатые годы потеряли жизни около двадцати миллионов человек. А там подошли сороковые годы, и следующая война, еще более ужасная, Вторая Мировая война или как она называлась в Советском Союзе, Великая Отечественная война. В годы этой войны на полях сражений и в тылу погибло более тридцати миллионов советских людей, в основном славян- русских, украинцев, белорусов. Несметное число жизней загублено, останки советских солдат разбросаны до сих пор по всей европейской части России и Восточной Европы. Пытаются их предать земле, но это вероятно никогда не удастся окончательно сделать, слишком большими были потери. А еще сколько людей было искалечено! Я родилась после войны и помню как мучительно больно было мне, маленькой девочке, видеть на ленинградских улицах обрубки людей, людей без рук и ног,  сидящие на каталках, и просящих милостыню. Их было много в пятидесятые годы, а потом постепенно эти обрубки с улиц стали исчезать, помучились молодые калеки и сгинули, умерли... Отмучились, как говорили на Руси. А ведь их искалеченные жизни не вошли в число тридцати миллионов советских солдат и мирных жителей, погибших во время этой войны.

Почему все эти страдания, тяжелые испытания достались на долю русского народа? Почему русских людей, как безвинных агнцев, положили на заклание, ради целей фанатиков- революционеров?  Почему генералиссимус И.Сталин 24 мая 1945 года, на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии, поднял тост «За русский народ!», руководящую нацию, которая стоически перенесла все военные тяготы и лишения и заплатила за победу такой невероятной ценой? И.Сталин уточнил, что иные народы не пошли бы на такие жертвы, сказали бы «уходите прочь» и поставили бы другие правительства, которые заключили бы мир с Германией и обеспечили народу покой. 

Почему же русские люди этого не сделали? Или есть в русском характере стоицизм, самопожертвование, самоотречение? По мнению российских журналистов в Великой Отечественной войне победил не большевизм, не советский коммунизм, победил русский патриотизм. Это был вынужден признать Сталин в знаменитом послевоенном тосте за русский народ. Но это сила народа или слабость, пойти на такие невероятные жертвы, отдать свою жизнь ради призрачной победы, победы политиков, власть предержащих? Или, говоря о терпении русского народа и о его доверии своему правительству, подразумевался бесконечно униженный и бесправный народ? Истерзанный русский народ, у которого не оставалось сил к сопротивлению? Русский народ, в котором, согласно мнению историков,  мыслящей интеллигенции к 1945 году практически уже не оставалось. 

Ведь если бы все они отказались идти на смерть, то жертв было бы неизмеримо меньше.  Но куда было деваться, ведь сзади поставлены были заградительные батальоны, и каждого,  кто не кидался вперед, в бой, а пытался уйти от верной смерти, повернуть, ждала пуля от своих же отрядов, стоящих сзади. Помню, как мой покойный ныне отец, рассказывал, как в июле 1942,  когда наша армия отступала,  построили их взвод и зачитали страшный приказ Народного комиссара обороны И.Сталина, в котором были слова: «Войска Красной армии покрыли свои знамена позором!». И далее следовал приказ: «Ни шагу назад!». В том же приказе говорилось о сформировании штрафных рот  и заградительных отрядов. Как было страшно слышать читаемые слова, по сути был зачитан смертный приговор всем им. Жизни русских людей, человеческие жизни, комиссары и красные командиры ни во что не ставили. Главное была победа любой ценой, удержание их власти в России, в Советском Союзе, власти, за которую они дрались в 1917 году, ради которой воевали в гражданскую войну, и которую отдавать не собирались. Немецкие генералы не раз отмечали, что советские командиры и комиссары не берегли своих солдат, без раздумья посылали их на смерть. Нужна была победа и ради нее посылали на смерть русских людей, как поется в известной советской песне: «Мы за ценой не постоим!».

 
В то же время, в годы второй мировой войны некоторые другие европейские нации, например Швеция, продолжали жить ровно и спокойно и люди в этих странах умирали от старости и болезней,  а не от пыток и расстрелов, не от голода, и холода, не в сражениях и окопных  ямах, как в России. Во время Первой и Второй мировых войн подписала Швеция договор о нейтралитете и невмешательстве. "Нейтральная" Швеция сотрудничала с нацистской Германией вплоть до Курской битвы летом 1943 года, когда стало ясно для шведского правительства, что Гитлер был не той лошадкой, на которую стоило делать ставки. Швеция поставляла железную руду в Германию в огромных количествах, необходимых для выплавки стали, которая использовалась для изготовления оружия и военной техники. Швеция предоставляла Гитлеру свои железные дороги для переброски немецких солдат и военных грузов, для военных действий  против России.  Я слышала в Швеции не один раз, как называли шведы своего премьер-министра, стоящего у власти в военные годы «отцом нации». Шведы его ценили и были ему благодарны за то, что он  уберег свою страну и ее жителей от вступления в войну. Шведы ценили свою спокойную жизнь, и уважали тех правителей, которые им эту жизнь обеспечивали.

Не только шведы, но и жители многих других стран Европы отказывались умирать ради чьих-то целей и планов, ради политических игр, они отказывались приносить жертвы ради политических амбиций или даже ради защиты свой собственной страны. Неправильным было бы подумать, что они добровольно отказались бы от своих территорий, предали свои национальные интересы. Они бы на это не пошли, но не пошли бы и на те жертвы, которые понесла Россия, заваливая своего противника трупами своих солдат. Увидев, что цена победы будет слишком велика, предпочли бы они бесславно сдаться, как сделала это Франция. 13 мая 1940 года произошло первое столкновение немецких и французских войск и уже 25 мая главнокомандующий французскими вооруженными силами заявил, что надо просить немцев о принятии капитуляции.  Утром 14 июня, то есть через месяц после начала боевых действий, немецкие войска вступили в Париж, а 17 июня обратилось правительство Франции к Германии с просьбой о перемирии. А ведь военные силы с обоих сторон были примерно равными. Но никто не хотел умирать и главным для французов было сохранить жизнь свою и своих близких.

И мне думается, что были они, в конечном итоге, правы. Как женщина, как мать, и, как врач, считаю я, что все планы и амбиции политиков не стоят отданных за них человеческих жизней, не стоят даже одной единственной человеческой жизни.  Это не значит, что нужно отказаться от своих убеждений и принципов, но свою правоту нужно отстаивать мирными средствами, без применения насилия и без человеческих жертв. Как показала история, все завоевания, которых добился Советский Союз, ценой неисчислимых жертв своего народа- социалистический лагерь, Варшавский договор- все это развалилось через сорок пять лет. Тогда пришли к власти новые политики, Горбачев, Ельцин, которые решили  качнуться в другую сторону, в обратную сторону, к капитализму, и началась перестройка, тяжелые девяностые годы, то есть, опять развал, разруха, потеря человеческих жизней.

И естественно задают себе жители России все тот же вопрос- в чем причина всех этих бед, русский народ преследующих? Черты национального характера?  Чрезмерная доверчивость и простодушие? Всемирная ненависть к русским людям, заговор против них? Снижение интеллектуального потенциала нации в результате геноцида, уничтожения лучших русских людей на протяжении последнего столетия?  Кто приговорил русских на заклание и последовательно претворял этот приговор в течение страшного для них  20-го века? Почему падают русские люди  все время в одну и ту же яму? Спотыкаются об одни и те же камни?

И, вероятно, поэтому, после открытия государственных границ, так много русских людей уезжает за границу. Они ищут стабильности, уверенности в завтрашнем дне.  И к тому же они верят, что за границей жизнь лучше и легче, спокойнее и богаче. И, как правило, обжигаются, живут за границей на пределе нищеты, на пособия и подачки.  Инженеры, учителя, филологи, высокообразованные специалисты вынуждены работать таксистами, убирают мусор на улицах, моют туалеты в гостиницах, подмывают стариков в домах престарелых, или перебиваются на пособия. Они чувствуют себя часто униженными и оскорбленными, но думают, что все равно лучше мыть полы в чужом дворце, чем надеяться построить свой собственный. Думают, что, лучше быть последним парнем в европейском «городе», чем первым парнем в своей российской «деревне».

Но всегда в чужой стране остаются они людьми второго сорта, эмигрантами. И нет к ним отношения, как к полноправным гражданам. Все почти нации обьединены, относятся с уважением к своим корням, своей стране, и считают эмигрантов чужаками, «перекати-поле», которые ищут работу или пособий  в их стране и таким образом снижают уровень их благосостояния. Эмигрантов здесь не любят, националистические, или пронацистские партии становятся все сильнее.
 
Да, жить им здесь нелегко, но и возвращаться, уехать назад трудно, смеяться будут, что же вот уехала из своей страны, да назад теперь просишься, неудачница. И сил все заново строить в своей стране, которая к этому времени уже тоже чужой стала, тяжело, силенок не хватает. Так и мыкаются здесь горемычные, многие женщины от бедности и отчаяния зарабатывают себе на жизнь телом, ложатся под любого шведа, чтобы хоть в магазин сходил, да продуктов купил.
 
Не чувствуют русские люди национальной гордости, которая присуща людям других наций, видимо топтали их так долго и часто, что предпочитают они скрывать, что они русские, чтобы не оказаться опять битыми. Случается, что не признаются, что они из России и придумывают себе другую Родину: например называются поляками, или эстонцами, или даже белорусами или украинцами. Все считают они лучше, чем называться русскими. Или, если свое происхождение скрыть нельзя, то начинают они прикидываться жертвами советского режима и поливать грязью Россию, свою Родину. Почему-то думают, что оплевывая свою страну, Россию, дистанцируясь и показывая презрение к ней, они легче добьются успеха за границей.

Я же уверена, что они будут слабее, ведь жизненные силы идут от корней. А без корней легко даже растение из земли вырвать. Как говорит одна моя знакомая русская эмигрантка: «Приезжаю я в Россию, чтобы сил от родной земли набраться! Встану на родную землю и, как Илья Муромец, от родной земли силой наливаюсь, напитываюсь! А потом возвращаюсь и чувствую себя такой сильной, что ничто уже мне не страшно!». Ведь даже в старину презирали и жалели на Руси  людей без корней,  без рода и племени. Согласно толковому словарю Даля:  ”Безродие- это неимение родства, сродников, семьи; одиночество, сиротство, неизвестность происхождения. Безродный- это сирота, сирый, бесплеменный”. Эти люди слабы, у них нет опоры и поддержки, их несет туда, куда ветер подует. Такие люди  обречены на одиночество и вечное несчастье. Они лишаются той силы, которая идет от корней, от близких по духу людей, соотечественников. Счастье- это ведь со-участие, со своей страной, со своими родными, со своей семьей, со своими друзьями, именно это делает человека сильным, и способным перенести любые испытания.

Страшный  двадцатый век, в который русский народ по разным подсчетам потерял от семидесяти до девяноста миллионов своих сынов и дочерей, закончился. Наступил двадцать первый век, и с ним надежды на возрождение России.  Символично, что наступление Нового 2000-го года, наступление нового века, ознаменавалось вступлением во власть нынешнего президента России, Владимира Владимировича Путина. Благодаря ему, наша страна, Россия, которая находилась в глубоком упадке, была на краю гибели, над которой все глумились, стала подниматься с колен, жизнь стала налаживаться. Русские люди и в России, и их соотечественники за рубежом распрямились, подняли головы, начинают опять гордиться тем, что они русские. Врагов у России не убавилось, они шипят от злобы, видя, что Россия поправляется от смертельной болезни.  Но у честных людей во всем мире появилась надежда, что возрождаются в мире силы добра и справедливости. Спаси и сбереги Бог президента России и всех честных русских людей, патриотов, которые стоят с ним рядом и поддерживают его в его благородных трудах за спасение нашей Родины!


Рецензии
А русским женщинам рассказывают сказки, что на Западе все мужчины благородные рыцари и принцы на белом коне.
И наивные верят!
Хотя я уверена, что лучше наших российских мужчин никого нет на свете.
Спасибо вам за ваш откровенный рассказ и размышления.
Успехов вам! Пусть у вас всё всегда будет хорошо!
с искренним уважением и теплом,

Наталия Антонова   19.08.2015 16:57     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв Наталия! И спасибо за то, что благодаря Вашей рецензии смогла я познакомиться с Вашим творчеством, с творчеством замечательного писателя. Всего наилучшего!

Полина Ребенина3   22.08.2015 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.