Из дневника 29 июня 2015, понедельник

НАБЛЮДЕНИЯ

Очень обидно: не успел рассчитаться в магазине за гномика с книжкой и лупой для украшения сада, а он уже разбился. Склеил, посмотрим, выстоит ли. Еще взял гнездышко с птицей-мамой и птенцами, его, наверное, над крыльцом определим.

Какие чудесные имена у наших поставщиков садовых вкусностей: к Прасковье Михайловне добавилась ее соседка Екатерина Мироновна, у нее тоже взяли черешни и договорились заехать на днях за смородиной, потом за вишней и сливой.

Хлопцы третий день гуляют с соседскими девчатами, приехавшими из Минска на каникулы, ценят игры с ними больше поездки со мной в город. Растет молодежь... Сейчас у них пикник у нас за домом.

Вечером дети со Светой перебирали и очищали от косточек черешню и разговаривали. Коснулись темы брака, кто-то сказал, что знает, на ком женится Х. (имя не указываю из соображений конфиденциальности). Х женится на Y (скрываю имя из тех же соображений). Х. сидит и улыбается, ничего не отрицает (возраст участников разговора: в основном от 5 до 9 лет плюс мама). Света спрашивает: "Х, а чего ты решил жениться именно на Y?" Х отвечает: "А я посчитал по считалочке: "Сидел петух на лавочке...", выпало на Y, вот потому так и решил..."

ЧТЕНИЕ

Быков говорит, что на вопрос "Почему все-таки не репрессировали Пастернака?" есть множество рациональных ответов и один иррациональный, но, кажется, единственно верный. Цитирую Д.Б.: "Заболоцкий был похож на провинциального бухгалтера, Мандельштам суетливостью напоминал еврейского портного. Пастернак был похож на поэта — слишком похож, как и Ахматова; этим, и только этим, можно объяснить их неприкосновенность. Обоих травили, у Ахматовой погубили двух мужей и едва не погубили сына; но взять их не смогли — потому что в крови у всех без исключения людей живет первобытный трепет перед жрецом; а у архаичных натур этот рудимент еще сильнее. Через это переступить не мог никто — даже Хрущев, которому вообще-то не было свойственно уважение к печатному слову. Травить — да, но уничтожать — нет. Даже Мандельштама Сталин предполагал вначале «изолировать, но сохранить». Возможно, Пастернака спасло то, что он сознательно культивировал образ поэта, «бога неприкаянного»; возможно, просто не умел иначе себя вести. Как бы то ни было, он уцелел: Сталин как всякий профессиональный властитель отлично понимал пределы своей власти и не посягал на самые древние запреты".

Конец цитаты. Меня заинтересовало это сравнение, сопоставление настоящего поэта с жрецом, а значит, и со священником в подлинном смысле этого слова. Это ведь готовая идейная программа становления поэта: начитывая тысячами страниц архив человеческой поэтической памяти, учась технической составляющей писательского мастерства, не забывай и о том, чтобы быть священником, причем священником, может быть, даже больше, чем пророком.

---

Впечатлил меня эпизод, когда в Переделкино к Пастернаку приехал чиновник, собиравший подписи писателей под петицией о расстреле военной верхушки СССР. Пастернак чуть не с кулаками набросился на этого чиновника: "Чтобы подписать", — кричал он на весь поселок, — "надо знать этих людей и знать, что они сделали! Я ничего о них не знаю! Не я им давал жизнь и не мне ее отнимать!" Узнавшая через минуту об этом его ответе жена Зинаида Николаевна (которая была на третьем месяце беременности) бросилась Пастернаку в ноги и умоляла ради их будущего ребенка подписать проклятый документ. "Если я подпишу, я буду другим человеком", — ответил он. — "А судьба ребенка от другого человека меня не волнует". Я почти такими же словами два-три раза в жизни оправдывал перед собой и перед близкими некоторые свои решения. Если бы я поступал иначе, я был бы уже не я.

ПИСАТЕЛЬСТВО

Написал стихотворения:

* Духоподъемные слова http://www.stihi.ru/2015/06/29/3897
* Истина засверкает http://www.stihi.ru/2015/06/29/6352
* Дух вымети от сора http://www.stihi.ru/2015/06/29/6698
* Подружиться с журавлями мне бы http://www.stihi.ru/2015/06/29/7399


МЫСЛИ ПО БИБЛИИ

От.11:19: "И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его". Предлагаю два объяснения. Первое. До сих пор по ветхозаветным описаниям человек входил, "вдвигался" в скинию или храм, приближаясь последовательно к Богу. В книге Откровение описывается картина, при которой скиния или храм "надвигается" на мир, т.е. Бог последовательно открывает Себя миру во все большей степени, и Его действия все очевиднее выглядят как исходящие от Него. Раньше в книге были показаны светильники и золотой жертвенник, теперь ковчег. Храм "надвигается" на мир до того момента, когда храм не понадобится вовсе, п.ч. все будет храмом (От.21 и 22 главы, например, 21:22: "Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец"). Те, кто не смогут перед Ним устоять, как не смогли бы они находиться в ветхозаветном храме, исчезают с арены истории, сметаемые судами.

Второе. Явился именно ковчег, крышка умилостивления отдельно здесь не упоминается, между тем, это были две отдельных принадлежности скинии с двумя отдельными названиями (об этом можно написать небольшую интересную заметку). Похоже, различие в том, что крышка символизировала милость, а ковчег - суд (вспомнить, например, наказание для снявших крышку и заглянувших в ковчег). Время благодати заканчивается (выше в главе последнее упоминание о воздавших Богу славу, возможно, это последние спасаемые, после этого царство мира соделывается царством Господа, приходит время судов), и Иисус меняет милость на гнев.


Рецензии