Перед Зеркалом Жизни. Из книги Ищи Меня

На фотографии: ДЖИДДУ КРИШНАМУРТИ


        Один из величайших духовных Учителей, Джидду  Кришнамурти, был нашим современником.  Соединённые Штаты Америки, Англия и Индия по  праву считают его своим. В Индии он родился. В  Англии президент Теософского общества  Анни  Безант дала ему европейское домашнее воспитание, в  США, в  Калифорнии, он прожил большую часть жизни. Однако его учение принадлежит всему человечеству.
        Ещё в 14-летнем возрасте  Кришнамурти  написал небольшую книжечку под названием  «У ног Учителя».  Она  переведена на 27 языков и переиздаётся до сих пор.
        А через год уже был основан Международный Орден «Звезда Востока» с Кришнамурти  во главе. С 1912 года теософы официально начали признавать  17-летнего юношу Кришнамурти  Мессией  и класть на его имя огромные суммы денег.  Теософское общество готовило его к роли Мирового Учителя, Спасителя  человечества.
        В разных городах  США, Европы и  Индии  на беседах  Кришнамурти присутствовало от тысячи до пяти тысяч человек, в зависимости от размера зала или шатра.  Основными слушателями была молодёжь.
        Во многих странах мира он имел друзей во всех сферах общества, включая королей и буддийских монахов. Его друзьями считали себя Бернард Шоу, скульптор Антуан Бурдель,  Джавахарлал Неру, Индира Ганди,  Далай Лама и многие другие известные личности.
        Разъезжая по странам и проводя беседы, Кришнамурти начал замечать склонность к поклонению тех, кто приходил слушать его или советоваться с ним.  И тогда,  3 августа 1929 года, на съезде  Ордена,  Кришнамурти заявил: «У меня  нет учеников.  Каждый из вас является учеником  Истины. А в поклонении личностям понимание Истины отсутствует»…
Кришнамурти  отказывается от участия в каких бы то ни было религиозных организациях, раздаёт деньги и имущество, и  поддерживаемый друзьями, начинает разъезжать по свету с лекциями и беседами.
        В чём же заключается смысл  учения  Кришнамурти?
«Познай Истину и  Истина сделает тебя свободным» - мы все знаем эти слова.  Но что же мешает человеку познать  Истину, что не даёт ему стать свободным?  Чтобы понять каким образом ум человека превратился в раба, Кришнамурти  предлагает нам стать перед  Зеркалом  Жизни и честно, беспристрастно поглядеть на себя. В первые минуты это покажется жестоким.  И, всё же, ЧТО  СВЯЗЫВАЕТ  НАШ  УМ?  С самого детства, усвоив то, к чему приучают нас в школе и дома, мы становимся рабами определённых традиций, правил, верований, суеверий, обычаев, умозаключений  и т.п.  Одна из самых главных причин, рождающих ошибочные понятия и отнимающих у человека свободу -  это фрагментарность мышления, раздельность, отсутствие тотальности восприятие вещи или события в целом, со всех сторон одновременно. Кстати, слово «исцелять» имеет ту же семантику, что означает сделать человека цельным.
        Одно дело, если мы, к примеру, говорим ребёнку, что он хороший и способен что-либо изобрести, выполнить ту или иную работу. Этим мы морально поддерживаем  его. И совсем другое, если мы внушаем ему, что он лучше соседского мальчика, умнее, потому что он из высшей расы,
 другой национальности, из более благоразумной семьи, сын родителей с престижем, деньгами и властью. И внушаем  ему, что с помощью власть имущих  и конкуренции он вообще может стереть с лица земли своего соседа, стать самым богатым и влиятельным, что все будут его бояться, подражать и угождать ему.  Вот что такое фрагментарность, раздельность. Это она порождает конфликты, злобу, ненависть, зависть, ревность, насилия и войны.
        Но если человек способен увидеть всю проблему сразу, со всех сторон, увидеть тотально, ничего не отделяя, тогда он, хотя и продолжает жить в этом обществе, но  становится психологически, внутренне, свободным, потому что понял причину, осознал её.
        ОСОЗНАНИЕ  -  это ключ, открывающий  Двери  Истины. В поисках этого ключа, преодолевая огромные расстояния и тратя немалые материальные средства, приезжали  к  Кришнамурти люди разных возрастов, профессий, различных интеллектуальных уровней за советом, поверяя ему самые сокровенные и неразрешимые проблемы своей жизни.
Многие из   них чаще всего задавали вопрос: «Как жить в этом мире?» Однако в процессе беседы этот вопрос приобретал форму: «Как мне измениться?»
        В чём же секрет такого, углублённого в себя, осознания?  В первой постановке вопроса мы видим противопоставление себя окружающему миру. Такое мышление, осуждающее кого-то, и вместе с тем обречённость жить в этом мире, порождают страх, который толкает человека на приспособленчество и на все, вытекающие из него пороки.  А где властвует страх, там отсутствует искренность, доброта и любовь.
        Объяснив человеку эту неприглядную картину противопоставления себя кому бы то ни было, Кришнамурти советует отбросить привычное равнение на избранный идеал и установки общества. Ведь каждый человек индивидуален. И поэтому он должен суметь повернуть свой взгляд из вне во внутрь себя. Не становиться кем-то, а стать самим собой, чтоб научиться жить в собственном Бытии. Вот тут-то и приходит понимание того, что невозможно подогнать мир под свои мерки, а значит необходимо измениться самому. Ведь никакая революция или реформация не может удовлетворить желания каждого. Но если каждый из нас сумеет изменить себя, то окружающий мир изменится.
        Познавая себя не в категориях противопоставления, а как неотъемлемую частицу огромного целого, человек начинает понимать себя и окружающий мир. И с пониманием этого  ЕДИНСТВА  приходит чувство любви ко всему сущему. А где властвует любовь, там нет страха. Любовь  -  это гармония ума и сердца. Любовь расправляет крылья Свободы, отбрасывая все идеи и идеалы, которыми пичкали нас с детства. И уже не хочется становиться кем-то. Углубляясь и познавая себя, наконец-то человек становится самим собой. И тогда неожиданно сама жизнь открывает ему свои богатые источники сил и посылает необходимые средства.
        В этой тотальности, в этой неразделённости, в умении увидеть проблему сразу со всех сторон; в умении отбросить понятие времени, в страстном желании немедленно измениться, стать свободным здесь и сейчас, во всём этом скрыта Истина, которая у каждого своя и вместе с тем она общечеловеческая.
        Эта Истина не есть что-то установленное раз и навсегда. Она движима вместе с жизнью человека. Она есть  Путь. Не зря китайское слово «Дао»  означает не только Путь, но и Бог.
        «Подобно камешку, брошенному в тихое озеро и создающему всё более расширяющиеся круги, -  говорит  Кришнамурти, -  действие энергии, направленное к тому, что истинно, создаёт волны новой культуры.  Тогда энергия становится безграничной, неизмеримой;  и эта энергия  есть  Бог.


Рецензии