Леонтий Коренной - герой известный и безвестный

             
               За мужество и героизм, проявленные в славный день Бородина,  гренадер лейб-гвардии Финляндского полка Леонтий Коренной был удостоен высшей награды, существовавшей в Русской императорской армии для солдат и унтер-офицеров, - знака отличия  военного ордена святого Георгия 4-й степени (Георгиевский крест, № 16970). В описании подвига Коренного и пятерых его сослуживцев говорилось:  «…во все время сражения с неприятелем находились в стрелках и неоднократно обстреливали усиливающиеся его цепи, поражая сильно, и каждый шаг ознаменован мужеством и храбростью, чем, опрокинув неприятеля, предали его бегству и, выгнав его на штыках из лесу, заняли то место, которое ими несколько часов упорно было защищаемо».

                На следующий год, 4 октября 1813-го, в ходе известного сражения под Лейпцигом, названного «битвой народов», Леонтий Коренной совершил еще один подвиг, прославивший его в двух самых  могущественных европейских  армиях – русской и французской.

                Участник сражения А. Н. Марин, первый историк полка, описал этот подвиг так: «В сражении под Лейпцигом, когда Финляндский полк вытеснял из селения Госсы французов, а 3-й батальон полка обошёл селение, батальонный командир полковник Жерве со своими офицерами первые перелезли через каменную ограду, и егеря бросились за ними, погнали уже французов; но, были окружены многочисленным неприятелем, крепко отстаивали свое место; многие офицеры были ранены. Тогда гренадёр Коренной, пересадив батальонного командира Жерве и других раненых начальников своих через ограду, сам собрал удалых отчаянных егерей и стал отстаивать, покуда раненых офицеров другие егеря спасали с места сражения. Коренной с горстью лихих стрелков стоял крепко и удерживал место сражения, крича: «Не сдаваться, ребята!» Сначала они отстреливались, но многочисленность неприятеля стеснила наших так, что они отбивались штыками... Все пали, одни убитые, а другие раненые, и Коренной оставался один. Французы, удивляясь храбрецу, кричали, чтобы он сдался, но Коренной в ответ поворотил ружье, взял за дуло и отбивался прикладом. Тогда несколько неприятельских штыков положили его на месте, и кругом этого богатыря лежали все отчаянно защищавшиеся наши, с кучами убитых ими французов. Все мы оплакивали храброго «дядю Коренного».

                В этом неравном бою гренадер  получил 18 штыковых ран. Но, как оказалось, ни одна из них не была смертельной. А восхищенные мужеством русского богатыря  французские солдаты не стали добивать обессиленного противника. Напротив, они отнесли его на перевязочный пункт.

               Весть о мужественном русском солдате дошла до Наполеона. Знаменитый полководец, сам в молодости слывший отчаянным храбрецом, как никто, умел ценить это качество не только у подчиненных своей армии. Должно быть,  потому не упустил возможности посетить лазарет и пообщаться с раненным. А после этого сделал шаг еще более удивительный: приказал издать приказ по войскам о русском гренадере Коренном, которого назвал героем, образцом для подражания и примером для французских солдат. Кроме того, распорядился после излечения переправить храбреца на русскую позицию.

                Все было в точности исполнено. И каковы  были изумление и радость однополчан, когда они увидели числившегося погибшим Леонтия Коренного живым и здоровым, да еще и прибывшего к своим по личному распоряжении. Наполеона. Впрочем, последнюю информацию все же решили проверить – через пленных французов.  Все оказалось правдой.

                Вскоре после возвращения в родной полк  Коренного  произвели  в подпрапорщики (высший унтер-офицерский чин) и назначили  полковым знаменосцем. А от имени императора ему была пожалована персональная серебряная медаль с  надписью «За любовь к Отечеству» для ношения на шее – так разрешалось носить только самые высокие степени  некоторых орденов.

                Весть о подвиге героя-гренадера какими-то неведомыми путями начала распространяться по военным  гарнизонам. Его имя стало обрастать легендами, о нем появились песни, лихо распеваемые в казармах и походах. В одной из них есть такие слова:
                Сам Бонапарт его прославил,
                Приказ по армии послал,
                В пример всем русского поставил,
                Чтоб Коренного всякий знал.

                Офицер и художник Полидор Бабаев, обучавшийся батальной живописи в Петербургской академии художеств  в классе самого Карла Брюллова,  создал монументальное полотно «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка Л. Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году». В пору Крымской войны в Туле изготовляли револьверы, украшенные позолотой с травлеными рисунками, изображавшими подвиг Коренного, - для награждения особо отличившихся в боях офицеров. К столетнему юбилею  Финляндского полка у входа в офицерское собрание, на собранные средства,  был установлен бронзовый памятник,  изображавший героя- однополчанина  в момент совершения им подвига,  а на четырех барельефах пьедестала -  эпизоды из  боевой истории  самого полка. По ставшей вскоре традиции, все проходящие мимо офицеры, снимали головные уборы, отдавая таким образом честь бронзовому герою. К сожалению, до наших дней сохранился один только постамент (находится в Санкт-Петербурге в сквере у музея А.В. Суворова).

                И тут нужно сказать еще и об одном странном, трудно объяснимом феномене, имеющем отношение к биографии Леонтия Коренного. При всей очень большой, можно сказать, всеармейской известности героя-гренадера, как-то так получилось, что не сохранилось никаких сведений ни о том, откуда он родом и кто его родитель, ни когда появился на свет и с какого года начал службу. Во всех, не очень многих описаниях его жизни, он предстает уже  опытным, видавшим виды воином, которого все вокруг – и солдаты, и офицеры – называют не иначе, как «дядя Коренной». Ничего не проясняет в этом плане и наиболее авторитетная  из дореволюционных изданий Военная энциклопедия в 18 томах под редакцией В.Ф.Новицкого и др. (СПб.: т-во И.В.Сытина, 1911-1915). Из помещенной здесь статьи к уже сказанному можно добавить, пожалуй, лишь информацию о том, что в  «1813 г. К. был уже старым служащим. Начав службу в Кронштадтск. гарниз. б-не, он в янв. 1808 г. б. переведен <…>  в Импер. б-н милиции, впоследствии л-гв. Финлянд. п.»

                Не удалось найти следов и того, когда завершил Коренной службу,  как сложилась его дальнейшая судьба, когда закончил он свою земную жизнь. И это уже похоже на какую-то мистику. Известность, награды, картина, памятник… А дальше полное забвение. Ни строки, ни звука,  ни тропки к могиле с крестом. Как это все объяснить? Не знаю и даже не представляю. А завершу публикацию словами Валентина Саввича Пикуля, который героическому русскому солдату посвятил одну из своих исторических миниатюр – «Восемнадцать штыковых ран»: «Леонтий Коренной растворился для нас в общенародной безвестности, не оставив историкам ни единой бумажки в архивах, ни разу не подал он голоса из безжалостного мира забвения».

                «Подвиг гренадера лейб-гвардии Финляндского полка
                Л.Коренного в битве под Лейпцигом в 1813 году»
                Художник П.И.Бабаев (1846 г.)


Рецензии
Когда работала в школе, то при изучении этой темы всегда говорила о том, что на Бородинском поле нельзя было поутру бой затеять новый. Поле было укрыто мертвыми телами. Их даже не разделили - французов и русских. Весной привезли множество возов березовых дров и сожгли. А из остатков - холм просто нагребли и памятник поставили из железа, а потом его переплавили на строительство социализма. Поставили деревянную тумбочку. Теперь, говорят, опять восстановили достойный памятник. Недавно сравнительно война была, а как уже прочно забывается. И так мало о ней правды. Только вранье Толстого в Войне и мире известно. Но ведь между решением оставить Москву и Бородинским сражением неделя прошла. А знаменитые Фили - это уже Москва. Нет, нужно было унизить Кутузова и возвысить своего дядю, который был комендантом Москвы. Обелить его, и ведь удалось!
А этот лубочный фильм "Гусарская баллада" - известное произведение о войне 1812 года какое легкое отношение к ней порождает. А мне в руки попало еще дореволюционное издание об Отечественной войне 1812 года. И в нем я читала о подвиге Леонтия Коренного. И деткам рассказывала.
Спасибо за труды.

Валентина Телухова   09.07.2017 01:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.