Возможен ли компромисс

В 20-х числах на Ставрополье проходил Межрегиональный творческий форум «Белая акация». Это первый многопрофильный крупный культурный проект, в который вошли выставки, встречи, мастер-классы с приехавшими и местными известными кинематографистами, писателями, журналистами. Одна из таких встреч состоялась в краеведческом музее-заповеднике Г.Прозрителева и Г.Праве, в зале, где была постоянно действующая экспозиция, посвященная эпохе Великой Отечественной войны. Присутствовали студенты, вузовские педагоги, музейные работники. Проводил ее ставропольский политобозреватель и ведущий телепрограммы «Школа компромисса» В.Макаров. Вначале была показана видеозапись беседы о Сталине с директором краеведческого музея Николаем Охонько.

Тема была выбрана явно в связи со случившимся в Ставрополе скандалом - незадолго перед празднованием 9 мая, по инициативе депутата Н.Новопашина на одном из многоквартирных домов в центре города, был вывешен огромный портрет вождя всех времен и народов. Одновременно в Светлограде по инициативе другого депутата-коммуниста В.Лозового и вовсе был открыт памятник Сталину. Больной вопрос - феномен растущей популярности Сталина в обществе. Отчего у людей эта ностальгия по тем суровым временам, когда в крае было уничтожено по статистике, которую привел Н.Охонько, до 45 тысяч человек, притом, что в самом городе Ставрополе в 1930-40-е годы проживало всего-то около 50 тысяч жителей. То есть, по сути, был уничтожен целый город, и еще 27 тысяч прошли через лагеря и ссылки. Невозможно представить себе, чтобы потомки репрессированных забыли времена, когда их отцы и матери числились врагами народа, а сами они официально назывались членами семьи врага народа. О том, как непросто жилось детям, родившимся в конце 1920-х начале 30-х, я и сама знаю, потому что моя мама и большинство близких друзей из ее окружения были как раз из таких семей.

Н.Охонько высказал мысль, что ностальгия по сталинским временам, появление мифа «Сталин-герой» возможна, если в стране нет сильного лидера. (Хотя можно ли считать нынешнего главу государства слабым лидером?..) В этом случае, сказал он, «кровавые диктаторы обладают потрясающим обаянием зла, ибо это зло было настолько ужасным, что стало как бы отстраненным – некой мистической силой». Возможно поэтому, мол, фигура Сталина все больше приобретает в обществе некий романтический ореол, - «ореол победителя, героя». В.Макаров напомнил, что это тем более странно, что именно при нем на Ставрополье проводили политику уничтожения казаков, которых и ссылали, и расстреливали, и не только казаков – проходили массовые репрессии священнослужителей, а крестьянство превратили в рабскую силу. И когда власть, в лице депутата, заместителя спикера краевой Думы ставит памятник Сталину, с его точки зрения, это определенный посыл людям. (Замечу, что небольшой бюст вождя был замечен и на столе губернатора, что тоже вызвало неприятие у определенной части общества). Возникает вопрос, в чем же тогда смысл этого посыла – в том, что за критику власти вновь возможными станут репрессии?

Отвечая на этот вопрос, Н.Охонько разделил феномен Сталина как на победителя во Второй мировой войне и на Сталина как «продукта большевизма». Он напомнил, что генезис репрессий восходит к 1917 году, к расстрелу царской семьи, разгрому Кронштадского восстания, именно тогда возникли опасные для жизни ярлыки – контрреволюционеры, заговорщики и проч. Отсюда корни сталинизма. В этом бесспорно директор музея прав, потому что красный террор против целых сословий возник при Ленине и Свердлове. Но в свою очередь возникает крамольный вопрос: почему же фигура Ленина не вызывают у антисталинистов такого же неприятия как Сталина? Памятники Ленину спокойно стоят на главных площадях городов и поселков по всей стране, и никто ведь этим не возмущается, не призывает их сбрасывать или уродовать. Как никто не требует переименовывать улицы, населенные пункты, названные в честь палачей русского офицерства, казачества, священнослужителей в 1920-е годы, и никто не вопрошает – а что за посыл делает в этом случае власть народу?..

Но вернемся к беседе в музее-заповеднике. Н.Охонько напомнил о роли СМИ в 30- годы, в частности, о том, как в «Орджоникидзевской правде» - так «Ставропольская правда» называлась в те годы, появлялись статьи с безумными заголовками и призывами уничтожать троцкистов и прочих врагов народа. Портрет эпохи только за несколько месяцев 37-го года, о которых напомнил директор краеведческого музея, заставляет содрогнуться. Однако и тут справедливости ради, надо сказать, что эта лексика появилась отнюдь не при Сталине, достаточно посмотреть номера учрежденной большевиками газеты «Власть Советов» за 1921 год - так «Ставрополка» называлась в те годы. Эти номера хранятся в краевой публичной библиотеке им. Лермонтова. Почти в каждом номере давалась сводка с чрезвычайных судебных заседаний, с длинными колонками и перечнем фамилий осужденных и расстрелянных «контрреволюционеров», статьями о «борьбе с бандами», с «гнилой» интеллигенцией, о необходимости «чистки рядов» в партии и т.д. Читать эти пожелтевшие листки газеты почти столетней давности очень страшно, потому что атмосфера эпохи втягивает словно зов бездны, а читатель поневоле становится непосредственным свидетелем давних событий. Это оставляет настолько сильное гнетущее впечатление, что никакая сила не заставит человека, хоть единожды окунувшегося в это чтение, ностальгировать по «сильной руке» или оказаться даже на один день в том времени. Так о чем же говорят периодически появляющиеся публично портреты Сталина? Мне кажется, они свидетельствуют о другом. Люди хотят порядка в стране, в своем регионе, хотят чтобы исполнялся закон – справедливый и неотвратимый. И пока власть всерьез не наведет порядок с коррупцией и воровством чиновников на всех уровнях, пока они не будут честно выполнять свои обязанности и нести ответственность за свои проступки и преступления – доверия к власти в полной мере не состоится, миф о «сталинской справедливости» будет жить.

С этими мыслями я спустилась на первый этаж и заглянула в зал, где проходила выставка 45-ти восковых фигур, их в третий привезли из Петербурга. У входа посетителей пугал гигант Валуев напару с киношным персонажем капитаном Дэйви Джонсом с бородой из щупальцев осьминога. Напротив них радовался жизни премьер-министр стиляга Медведев в темных очках и галстуке-бабочке, но от него почему-то отвернулась Мерилин Монро – ее внимание приковала фигура иссиня-синего Аватара и зелененького Шрека. В центре залы всех композиционно объединяла восковая фигура Путина, сделанная 15 лет назад, которая напомнила манекен из витрины универмага советских времен, с обильной шевелюрой. Он задумчиво смотрел на блаженно улыбающегося длиннобородого Распутина. Который в свою очередь любовался развалившимся на стуле совсем нестрашным дедушкой Сталиным с трубкой в руке, перед которым на письменном столе с зеленой скатертью стоял чайный стакан в подстаканнике и лежала развернутая «Комсомольская правда». За Сталиным на фоне огромной карты военных действий 1941 года стоял в коротком голубом сюртучке грустный Гитлер. Сжатой в кулачок рукой с угрожающим указательным пальцем, он словно приказывал Сталину сдаться.

Глядя на эту странную экспозицию, впечатление от обсуждения трагических событий сталинской эпохи как-то само собой испарилось, отступило. И подумалось – какое все же счастье, что мы безвозвратно ушли от эпохи 37 года, что несмотря на то, что хотя есть люди, которые называют нынешнее время «кровавым режимом», к счастью, это не так. Мы не боимся ночного приезда черных воронков, не держим узелок с вещами наготове у дверей, не прислушиваемся к ночным звукам в ожидании фатального звонка в дверь. То время кануло в вечность, навсегда, - слишком изменился мир, наша страна да и сами люди. «Школа компромисса» – это ведь не только телепередача, идея компромисса - это реальный шанс достичь согласия в обществе. Ведь смогли же французы примириться с Наполеоном, который считается их национальной гордостью, несмотря на то, что привел к катастрофическому поражению Францию, к уничтожению армии, к огромным жертвам, погибшим. Нельзя забывать о терроре не только в 1930-е, но и в 20-е годы, но нельзя допустить, чтобы призраки прошлого отравляли настоящее. Иначе как жить дальше, как развиваться, как идти вперед.


Рецензии